Методологические проблемы истории клинической (медицинской) психологии
- Авторы: Власов Н.А.1
-
Учреждения:
- Российский государственный социальный университет
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 134-148
- Раздел: Тематические сообщения
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2184/article/view/298121
- DOI: https://doi.org/10.51217/npsyresearch_2025_05_01_05
- ID: 298121
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. В статье обоснована значимость методологического фундирования истории клинической (медицинской) психологии в условиях недостаточной разработанности данной области знания в целом.
Целью исследования являлось определение основных методологических проблем истории клинической психологии, задачами – их выявление, анализ и поиск возможных путей решения.
Для решения поставленных задач были использованы методы систем-ного и категориального анализа.
Результаты. В ходе исследования были выявлены три основные методологические проблемы истории клинической психологии – предмета, метода и источника. Для решения проблемы предмета было предложено четыре потенциально возможных его варианта: история клинической психологии как история развития представлений о психической норме, патологии и лечении; как история трансформации представлений о медико-психологической диагностике; как история институционализации медицинской психологии; интегративный подход, в рамках которого три приведенных варианта предмета становятся аспектами (сторонами) единого исторического процесса развития клинико-психологического знания. В качестве решения проблемы метода было предложено использовать для планирования и осуществления исследований организационно-стратегические методы, в вопросах обработки полученных данных применять как качественные, так и количественные методы, в вопросах интерпретации данных опираться на методы, учитывающие генезис и контексты развития клинико-психологического знания. В качестве решения проблемы источника было предложено использовать разнообразные виды текстовых материалов таких, как монографии, статьи, тексты докладов, словари, энциклопедии и учебники по медицинской и иным отраслям психологии, философии, медицины (психиатрии, неврологии, психотерапии) и физиологии.
Выводы. Полноценное, комплексное изучение истории клинической (медицинской) психологии возможно лишь при разностороннем рассмотрении разных аспектов ее развития (теоретического, методологического и организационного), в ходе которого необходимо применять различные историко-психологические методы (организационно-стратегические, методы получения, обработки и интерпретации данных) и использовать в качестве материала для исследования разнообразные источники, созданные в рамках как самой психологии, так и в смежных с ней дисциплинах.
Полный текст
Введение
Науки, относимые к социально-гуманитарной области знаний, характеризуются саморефлексивностью, проявляющейся обычно в двух основных измерениях – методологическом и историческом; при этом оба они оказываются тесно переплетенными между собой. Психология в этом смысле не является исключением. Как известно, существует паспорт научной специальности – 5.3.1. «Общая психология, психология личности, история психологии», – что говорит о значимости историко-психологических исследований, в данном случае соотносимых с исследованиями в рамках таких фундаментальных дисциплин, как общая психология и психология личности. Однако здесь речь идет о психологии как о науке в целом, без отраслевой конкретизации.
В паспорте научной специальности – 5.3.6. «Клиническая психология» (психологические науки) – есть следующее направление исследований: «1. История и методология медицинской психологии. Становление медицинской психологии как самостоятельной области научного знания и история ее развития в России и за рубежом; методологические аспекты проблемы психической нормы и патологии, развитие моделей нормы и патологии; развитие теорий личности как научной основы клинико-психологической диагностики и психологической помощи; проблемы содержания и реализации психологической помощи; функционал психолога в бригадном сотрудничестве с различными специалистами в области медицины; деонтологические и этические проблемы профессиональной деятельности клинического психолога» (Паспорт научной специальности…).
Проблема
С формальной точки зрения все выглядит достаточно благополучно, так как история клинической психологии как направление исследований представлена в рамках соответствующей научной специальности. Но если обратиться не к статьям по этой теме, а к более обобщающим работам, то станет очевидным их малочисленность. Так, были изданы монографии Г. Зилбурга (Zilboorg, 1967) и Дж. Райзмана (Reisman, 1991) на английском языке и учебник Г.В. Залевского и Ю.В. Кузьминой (Залевский, Кузьмина, 2023) на русском. Существуют также меньшие по объему главы по истории клинической психологии в соответствующих учебниках (Р. Карсон, Дж. Батчер и С. Минека (Карсон и др., 2004), Н. Сандберг, А. Уайнбергер и Дж. Таплин (Сандберг и др., 2007), А.Б. Холмогорова (Клиническая психология …, 2013)), а также отдельные статьи по данной тематике (Власов, 2024a; Власов, 2024b; Заочинский, 2022; Зверева, Рощина, 2023; Сидорчук и др., 2023). Частично история медицинской психологии отражена в работах по истории психотерапии Д.К. Фридхайма (History of psychotherapy …, 1993), Ф. Кушмана (Cushman, 1996), Дж. Моргана (Morgan, 2021), Р. Фоши и М. Иннаморати (Foschi, Innamorati, 2022).
Данная статья является продолжением нашей прошлой работы, посвященной теоретическим проблемам истории клинической (медицинской) психологии, в рамках которой были проанализированы проблемы периодизации, «локализации» и разграничения исто-рии медицинской психологии и истории психиатрии, а также предложены пути их решения (Власов, 2023). Целью исследования являлось определение основных методологических проблем истории клинической психологии, задачами – их обнаружение, анализ и поиск возможных путей решения. На первой стадии исследования по результатам анализа литературы по историко-психологической тематике (Марцинковская, 2004; Кольцова, 2004, 2008; Шульц, Шульц, 2002) были выявлены фундаментальные проблемы предмета, метода и источника.
Анализ
В ходе исследования были выявлены три основные методологические проблемы истории клинической психологии – предмета, метода и источника.
Проблема предмета истории клинической (медицинской) психологии. В любой науке определение предмета является фундаментальной методологической задачей, детерминирующей основные направ-ления исследований (Мазилов, 2020); в предмете в свернутом виде заключено определение самой этой науки («наука Х – это наука о…»). Поэтому первой из рассмотренных в данной работе проблем станет проблема предмета истории клинической психологии.
История психологической науки в целом, во всяком случае в России, имеет тенденцию к изучению пути ее развития с точки зрения изменения предмета психологии – от древнейших представлений о психологии как науке о душе, через психологию как науку о сознании к «расщеплению» ее предмета в период открытого кризиса и затем к его последствиям во второй половине ХХ века. С опорой на этот принцип написаны ставшие классическими работы М.Г. Ярошевского (Ярошевский, 1974), А.Н. Ждан (Ждан, 2024), Т.Д. Марцинковской (Марцинковская, 2004) и других авторов. Но подходит ли такая позиция, давшая свои плоды в области истории психологии в целом, для изучения более «частной» истории медицинской психологии?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять степень методологического единомыслия ведущих представителей медицинской психологии ХХ века. В случае психологии в целом такое единство существовало, пусть даже и в рамках отдельных школ: психология как наука о душе (философы Античности, Средневековья, Нового времени), как наука о сознании (В. Вундт, Э. Титченер, Г.И. Челпанов и др.), как наука о бессознательном (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер и др.), как наука о целостных структурах-гештальтах (В. Келер, М. Вертгеймер, К. Коффка и др.), как наука о поведении (Э.Л. Торндайк, Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер и др.), как наука о личности и переживаемом опыте (А. Маслоу, К. Роджерс, Р. Мэй и др.), как наука о когнитивных процессах (У. Найссер, Дж. Миллер, Дж. Брунер и др.), как наука о психике (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.).
Если говорить о предмете медицинской психологии, во всяком случае в СССР и России в период 1950 по 2000 год, то здесь подобного единодушия не наблюдается. В одной из опубликованных нами работ анализировались представления о предмете клинической психологии в нашей стране во второй половине ХХ века (Власов, 2020). В ходе исследования было изучено 19 работ таких значимых для данной отрасли психологии ученых, как В.Н. Мясищев, М.С. Лебединский, К.К. Платонов и ряда других. Было установлено, что в перечисленных работах наблюдаются значительные разногласия в вопросе определения предмета медицинской психологии (всего было выявлено 16 вариантов трактовки предмета).
Наука может считаться наукой тогда, когда имеет свои предмет и методы. Для решения этой проблемы применительно к истории клинической психологии можно предложить четыре варианта, частично описанные нами ранее в рамках решения проблемы периодизации (Власов, 2023).
Первый. История медицинской психологии может быть понята как история трансформаций научных представлений о норме, патологии и терапии применительно к сфере психического (биологическая, психоаналитическая, поведенческая, когнитивная, экзистенциальная, гуманистическая, системная и другие модели). Как указывалось выше, проблема нормы-патологии является одной из базовых проблем клинической психологии. На представления специалистов по данному вопросу и их трансформацию влияли различные факторы – социокультурные, логико-предметные, личностные. Следовательно, изучение изменений представлений о психической норме, патологии и лечении, а также их разнообразных детерминантах, может быть первым вариантом предмета истории медицинской психологии.
Второй. В качестве предмета истории медицинской психологии может выступить история эволюции медико-психологической диагностики, которая также считается значимой частью этого раздела психологической науки. Предложенная ранее периодизация отражает изменения в представлениях о методологии изучения психической сферы человека в клинических условиях (этап зарождения клинико-психологической диагностики, этап становления тестологии, этапы становления проективных методов, становления методов стандартизированного исследования личности, практической интеграции психодиагностических методов) (Власов, 2023).
Третий. В основу предмета истории клинической психологии можно положить историю ее развития как социального института. Любую науку «делают» люди, а начиная со второй половины XIX ве-ка, – еще и коллективы людей – лаборатории, институты, научные центры, университеты, академии. Важным фактором признания области знания в качестве науки является ее институционализация; не будет лишним в этом контексте вспомнить, что общепризнанным годом рождения психологии как самостоятельной дисциплины является 1879 (открытие В. Вундтом первой психологической лаборатории при Лейпцигском университете) – это как раз факт социальный. История медицинской психологии богата различными такими фактами – основание и функционирование соответствующих научных журналов, проведение съездов и конференций, открытие и совершенствование программ подготовки профильных специалистов, организация профессиональных сообществ. Совокупность этих фактов может стать предметом истории медицинской психологии.
Наконец, возможна и четвертая позиция. Описанные выше варианты предмета истории клинической психологии (развитие представлений о психической норме, патологии и лечении; процесс трансформации представлений о медико-психологической диагностике; процесс институционализации медицинской психологии) могут быть объедены в единый совокупный предмет и составить его отдельные стороны. Действительно, выбирая один из трех вариантов предмета, мы рискуем «сузить» историю изучаемой области знания и тем самым совершить акт неправомочной редукции истории медицинской психологии; сохранив же его в таком триединстве, мы получим более полную, а значит, и более адекватную картину развития клинической психологии начиная с конца XIX века и по настоящее время.
Проблема метода в истории клинической (медицинской) психологии. Проблема метода является второй базовой проблемой любой науки. Метод – это путь познания того, что определено в качестве предмета той или иной дисциплины.
История психологии, описанная в классических работах отечественных ученых (М.Г. Ярошевский, Е.А. Будилова, А.В. Петровский и др.), – это, в первую очередь, история изучения идей и фактов. Полноценная методологическая рефлексия историко-психологического знания началась относительно недавно, несколько десятилетий назад. В таком контексте особенно значимым представляется вклад В.А. Кольцовой в разработку проблемы метода истории психологии, на чью фундаментальную работу («История психологии: Проблемы методологии» (Кольцова, 2008)) мы опирались в ходе нашего исследования.
При изучении истории клинической психологии методы могут быть разделены на три группы: организационно-стратегические, методы получения данных, методы обработки и интерпретации данных.
Организационно-стратегические методы выступают в качестве путей планирования и реализации историко-психологического исследования в целом, они определяют его стратегию. К таковым относятся:
- метод системного анализа – система клинико-психологического знания во всей ее сложности рассматривается с точки зрения факторов, детерминирующих ее развития на различных исторических этапах;
- метод комплексного анализа – клинико-психологическое знание рассматривается с позиций различных дисциплин, оказывающих на него влияние – психологии, медицины, физиологии, философии и др.;
- сравнительно-исторический метод – рассмотрение клинико-психологического знания с точки зрения истории развития его различных направлений (как отдельных разделов, так и теорий).
Методы получения данных по истории медицинской психологии включают в себя способы обнаружения интересующей исследователя информации:
- библиографический метод – изучение исторических источников, преимущественно текстов, несущих в себе клинико-психологическое знание;
- биографический метод – изучение личностной составляющей истории медицинской психологии;
- методы исследования логико-предметного аспекта истории медицинской психологии: категориальный (изучение соответствующих понятий-категорий и их систем на различных этапах развития клинической психологии) и семантический (изменение значений исследуемых понятий в ходе возникновения и развития клинико-психологического знания) анализ;
- методы исследования социального аспекта истории клинической психологии: культурологический (каким образом социокультурный контекст влиял на генезис клинико-психологического знания, и каким было обратное влияние) и исторический событийный (каким образом ход исторического процесса в целом, в первую очередь, его социально-политическая составляющая, влиял на историю клинической психологии) анализ;
- метод разработки периодизации исторического процесса клинической психологии.
К методам обработки и интерпретации данных по истории медицинской психологии, полученных указанными выше способами, относят:
- качественные методы обработки данных: метод «обоснованной теории» (метод, опирающийся на применение кодировки данных и предполагающий не столько проверку теории, сколько ее обоснование, исходя из эмпирического материала) и герменевтический (процедура, заключающаяся в понимании текстов и предполагающая движение исследовательской мысли от частного к общему и обратно) и другие методы;
- количественные методы обработки данных: контент- (содержательная интерпретация числовых закономерностей, выявленных в ходе исследования текстов по клинической психологии) и наукометрический (изучение истории клинической психологии с точки зрения количественного анализа соответствующих научных работ за определенный период времени, публикационной активности и цитируемости ученых и т.п.) анализ;
- методы интерпретации полученных данных: социально-культурный (изучение истории клинической психологии в более широком культурном контексте), историко-генетический (изучение эволюции теоретического и практического аспектов медицинской психологии, ее периодизации, системно-структурной организации на различных этапах развития), историко-типологический (изучение общих и более частных закономерностей развития клинико-психологического знания на основании определенных критериев, применяемых к различным явлениям и фактам ее истории) и сравнительно-исторический методы.
Такое количество методов, могущих быть использованными для изучения истории клинической психологии, необходимо для того, чтобы охватить все аспекты процесса генезиса соответствующей области знания.
Проблема источника в истории клинической (медицинской) психологии. В 1858 году немецкий историк И.Г. Дройзен писал: «Согласно эмпирической природе нашей науки материал для ее исследования должен иметься налицо и в таком виде, чтобы им можно было воспользоваться эмпирическим путем. Даже если это материал из прошлого, для нашей цели он пригоден уже потому, что имеется в наличии и доступен… Все материалы такого рода принято называть источниками» (Дройзен, 2004, с. 84). Советский историк И.Д. Ковальченко считал исторические источники носителями информации, на основе которой историк проводит реконструкцию изучаемой общественно-исторической реальности (Ковальченко, 1987).
Российский методолог исторической науки А.С. Лаппо-Данилевский в начале ХХ века называл источниками «психические продукты» (Лаппо-Данилевский, 2006, с. 279). «Все эти формы, – писал советский историк А.П. Пронштейн, – в которых дошли до нас факты прошлого, мы называем историческими источниками» (Пронштейн, 1971, с. 16). Прошлая действительность находит свое отражение в историческом источнике (Иванов, 1973). Приведенных утверждений кажется достаточно, чтобы считать источник одной из основных «несущих конструкций» исторической науки вообще и историко-психологического ее раздела в частности.
С точки зрения тематики и дисциплинарной принадлежности источниками по истории медицинской психологии, в первую очередь, могут считаться работы по клинической психологии; во вторую очередь – работы по другим отраслям психологической науки – общей, возрастной психологии, психологии личности и др.; в-третьих, в качестве источников могут выступать работы из областей смежных наук – философии, медицины (психиатрии, неврологии, психотерапии), физиологии.
Классификация источников по истории медицинской психологии включает в себя следующие их виды:
- монографии, где в обобщенном виде представлены результаты глубокого исследования определенной клинико-психологической темы;
- значимые статьи и тексты докладов, оказавшие влияние на развитие клинической психологии;
- словари и энциклопедии по клинической психологии и смежным наукам;
- учебники по клинической психологии, в которых отражен уровень развития клинико-психологического знания своего времени.
Таким образом, в качестве источников по истории клинической психологии могут выступать соответствующие монографии, статьи, тексты докладов, словари, энциклопедии и учебники.
Заключение
В данной статье был рассмотрен ряд методологических проблем истории клинической психологии и намечены пути их решения.
Проблема предмета состоит в определении того, что именно дол-жен изучать историк клинической психологии. Как было показано, классический для истории психологии подход, когда исследуются изменения представлений о предмете психологической науки, в случае истории медицинской психологии выглядит небесспорным. Исходя из этого, в качестве предмета истории клинической психологии были предложены четыре варианта: история клинической психологии как история развития представлений о психической норме, патологии и лечении; как история трансформации представлений о медико-психологической диагностике; как история институционализации медицинской психологии; интегративный подход, в рамках которого три приведенных варианта предмета становятся аспектами (сторонами) единого исторического процесса развития клинико-психологического знания.
Проблема метода состоит в определении путей изучения предметной области истории клинической психологии. В качестве решения данной проблемы предлагается использовать организационно-стратегические методы (методы системного и комплексного анализа, сравнительно-исторический), библиографический метод, методы исследования логико-предметного (категориальный и семантический анализ), социального (культурологический и исторический событийный анализ) и процессуального (метод разработки периодизации исторического процесса) аспектов предметной области медицинской психологии. В вопросах обработки полученных данных можно опираться на качественные (метод «обоснованной теории», герменевтический метод) и количественные (контент- и наукометрический анализ) методы, а в вопросах интерпретации данных – на социально-культурный, историко-генетический, историко-типологический и сравнительно-исторический методы.
Проблема источника состоит в определении видов текстов, способных служить материалом для истории клинической психологии. В этом качестве могут выступать монографии, статьи, тексты докладов, словари, энциклопедии и учебники по медицинской и иным отраслям психологии, философии, медицины (психиатрии, неврологии, психотерапии) и физиологии.
Представляется, что полноценное, комплексное изучение истории клинической (медицинской) психологии возможно лишь при разностороннем рассмотрении разных аспектов ее развития (теоретического, методологического и организационного), в ходе которого необходимо применять различные историко-психологические методы (организационно-стратегические, методы получения, обработки и интерпретации данных) и использовать в качестве материала для исследования разнообразные источники (научные, учебные и справочные тексты, созданные в рамках как самой психологии, так и в смежных с ней дисциплинах).
Список выделенных методологических проблем истории клинической (медицинской) психологии не является исчерпывающим и может быть дополнен в ходе дальнейшей разработки этой темы, а предложенные ответы на поставленные вопросы не видятся единственно возможными; в предыдущей статье, посвященной теоретическим проблемам в данной области, были рассмотрены проблемы периодизации, «локализации» и разграничения истории медицинской психологии и истории психиатрии. В этих двух работах мы постарались ответить на фундаментальные вопросы истории клинической психологии, потому как более частные исследования тех или иных ее аспектов возможны лишь при наличии соответствующего методологического и теоретического базиса.
Об авторах
Никита А. Власов
Российский государственный социальный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: VlasovNA@rgsu.net
кандидат психологических наук
Россия, 129226, Москва, ул. В. Пика, 4, стр. 1Список литературы
- Власов, Н.А. История клинической (медицинской) психологии в дореволюционной России: итоги развития // Вестник психотерапии. 2024. № 92. С. 79–90. doi: 10.25016/2782-652X-2024-0-92-79-90
- Власов, Н.А. Представления о предмете медицинской психологии в трудах отечественных ученых второй половины ХХ века // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2020. № 2 (52). С. 86–93.
- Власов, Н.А. Проблема периодизации истории клинической (медицинской) психологии // Методология современной психологии. 2024. № 22. С. 31–39.
- Власов, Н.А. Теоретические проблемы истории клинической (медицинской) психологии // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2023. Т. 11. № 4 (43). С. 317–331. doi: 10.23888/humJ2023114317-331
- Дройзен, И.Г. Историка / Под ред. Д.В. Скляднева. СПб.: Владимир Даль, 2004.
- Ждан, А.Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: Академический проект, 2024.
- Залевский, Г.В., Кузьмина, Ю.В. История клинической психологии. М.: Юрайт, 2023.
- Заочинский, М.С. История зарождения и становления клинической пси-хологии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2022. № 1 (65). С. 31–39.
- Иванов, Г.М. Исторический источник и историческое познание (методологические аспекты). Томск: Издательство Томского университета, 1973.
- Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека, С. Анормальная психология. СПб.: Пи-тер, 2004.
- Клиническая психология: в 4 т. Т.1. Общая патопсихология / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: Академия, 2013.
- Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.
- Кольцова, В.А. История психологии: Проблемы методологии. М.: Институт психологии РАН, 2008.
- Кольцова, В.А. Теоретико-методологические основы истории психологии. М.: Институт психологии РАН, 2004.
- Лаппо-Данилевский, А.С. Методология истории. М.: Территория будущего, 2006.
- Мазилов, В.А. Предмет психологии: монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2020.
- Марцинковская, Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2004.
- Паспорт научной специальности 5.3.6. «Медицинская психология» (отрасль науки – психологические). Справочные материалы Высшей аттестационной комиссии РФ: сайт. URL: https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=17&name=92259542002&f=18349 (дата обращения 25.11.2024)
- Пронштейн, А.П. Методика исторического исследования. Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1971.
- Сандберг, Н., Уайнбергер, А., Таплин, Дж. Клиническая психология. Теория, практика, исследования. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
- Сидорчук, Т.А., Атрощенко, А.М., Коноплева, Е.Л. История, актуальность и востребованность клинической психологии в современном мире // Экономика и эффективность организации производства. 2023. № 37. С. 36–40.
- Шульц, Д.П., Шульц, С.Э. История современной психологии. СПб.: Евразия, 2002.
- Ярошевский, М.Г. Психология в ХХ столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974.
- Cushman, P. Constructing the Self, Constructing America: A Cultural History Of Psychotherapy. Boston: Da Capo Press, 1996.
- Foschi, R., Innamorati, M. A Critical History of Psychotherapy, Volume 1. New York: Routledge, 2022.
- History of psychotherapy. A century of change / Ed. by D.K. Freedheim. New York: American Psychological Association, 1993.
- Morgan, J.H. Clinical Psychotherapy: A History of Theory and Practice. Lev-ering: Wyndham Hall Press, 2021.
- Reisman, J.M. A history of Clinical Psychology. New York: Taylor and Francis, 1991.
- Zilboorg, G. A history of medical psychology. New York: W.W. Norton and company, 1967.
Дополнительные файлы



