Effectiveness of architectural and planning solutions in inclusive educational environment for children with autism spectrum disorders
- Authors: Strelnikova E.Y.1, Chebereva O.N.1
-
Affiliations:
- Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
- Issue: Vol 5, No 2 (2025)
- Pages: 8-25
- Section: ARCHITECTURE
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-232X/article/view/308438
- DOI: https://doi.org/10.31660/2782-232X-2025-2-8-25
- EDN: https://elibrary.ru/isehei
- ID: 308438
Cite item
Full Text
Abstract
About the authors
Elena Yu. Strelnikova
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Email: lena.str.2011@yandex.ru
Olga N. Chebereva
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
Email: chebereva@mail.ru
References
- Алехина С. В. Инклюзивная образовательная среда и параметры ее оценки. В сб.: Инклюзивное образование: опыт и перспективы: Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Ярославль, 27–29 апреля 2022 года. Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2022. С. 17–24. https://doi.org/10.20323/978-5-00089-577-1-2022-2-3
- Огнева М. А., Кулачковский В. Н. Модель архитектурно-пространственных принципов для обеспечения адаптации людей с аутизмом. Архитектура, строительство, транспорт. 2024;(2):6–16. https://doi.org/10.31660/2782-232X-2024-2-6-16
- Зуйков Д. В., Насыбуллина Р. А. Особенности восприятия архитектурного пространства у людей с ограниченными возможностями здоровья. Архитектура и современные информационные технологии. 2024;(3):88–101. https://doi.org/10.24412/1998-4839-2024-3-88-101
- Kowaltowski D. C. C. K., Gonçalves P. P., Cleveland B. Better school architecture through design patterns. Learning Environments Research. 2024;27:619–647. https://doi.org/10.1007/s10984-024-09494-0
- Sheykhmaleki P., Yazdanfar S. A. A., Litkouhi S., Nazarian M., Price A. D. F. Prioritising public spaces architectural strategies for autistic users. Archnet-IJAR. 2021;15(3):555–570. http://dx.doi.org/10.1108/ARCH-07-2020-0142
- Стрельникова Е. Ю. Специфика организации образовательной среды для учащихся с ментальными нарушениями. В сб.: Реабилитация жилого пространства горожанина: материалы ХIХ международной научно-практической конференции им. В. Татлина, Пенза, 17 февраля 2023 года. Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2023. С. 411–413.
- Calle K. J. C., Almeida J. A. V. Interior design model for an inclusive classroom focused on children with autism. In: Abreu A., Carvalho J. V., Mesquita A., Sousa Pinto A., Mendonça Teixeira M. (eds.) Perspectives and Trends in Education and Technology. ICITED 2024. Lecture Notes in Networks and Systems, vol. 859. Cham: Springer, 2024. P. 129–144. https://doi.org/10.1007/978-3-031-78155-1_13
- Mostafa M., Sotelo M., Honsberger T., Honsberger Ch., Brooker Lozott E., Shanok N. The impact of ASPECTSSbased design intervention in autism school design: a case study. Archnet-IJAR. 2023;18(2):318–339. https://doi.org/10.1108/arch-11-2022-0258
- Чеберева О. Н., Стрельникова Е. Ю. Архитектурно-планировочные решения ресурсных зон в общеобразовательных учреждениях. В сб.: Актуальные проблемы строительной отрасли и образования – 2023: Сборник докладов IV Национальной научной конференции, Москва, 15 декабря 2023 года. Москва: Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет, 2024. С. 327–332.
- Козорез А., Беспалова А., Гончаренко М., Калабухова А., Лебедева Е., Морозова Е. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие. Москва: АНО «Ресурсный класс», 2016. 360 с.
- Андриянова Т. С., Лапчинская И. В. Проблемы обучения детей с аутизмом в общеобразовательной школе. В сб.: Профессия, что всем дает начало: роль педагога в современном образовании: IV международная педагогическая конференция, Челябинск, 25 марта – 02 апреля 2024 года. Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2024. С. 48–50.
- Zeidan J., Fombonne E., Scoran Ju., Ibrahim A., Durkin M. S., Saxena Sh., et al. Global prevalence of autism: A systematic review update. Autism research. 2022;15(5):778–790. https://doi.org/10.1002/aur.2696
- Хаустов А. В., Шумских М. А. Тенденции включения детей с РАС в систему общего образования: результаты Всероссийского мониторинга. Аутизм и нарушения развития. 2023;21(3):5–17. https://doi.org/10.17759/autdd.2023210301
- Ji B., Peng X., Hong Lu., Shimpuku Y., Teramoto Ch., Chen S. Does attending mainstream school improve the social inclusion of children on the autism spectrum and their parents? A cross-sectional study in China. Journal of Autism and Developmental Disorders. 2025. https://doi.org/10.1007/s10803-025-06774-3
- Green J., Learbitter K., Ellis C., Taylor L., Moore H. L., Carruthers S., et al. Combined social communication therapy at home and in education for young autistic children in England (PACT-G): a parallel, single-blind, randomised controlled trial. The Lancet Psychiatry. 2022;9(4):307–320. https://doi.org/10.1016/s2215-0366(22)00029-3
- Морозов С. А., Морозова С. С., Морозова Т. И. Некоторые проблемы инклюзии при расстройствах аутистического спектра. Аутизм и нарушения развития. 2020;18(1):51–61. https://doi.org/10.17759/autdd.2020180106
- Огольцова Е. Г., Палецкая Т. В. История инклюзивной практики в странах Западной Европы. Мир науки, культуры, образования. 2022;(1):33–36. https://doi.org/10.24412/1991-5497-2022-192-33-36
- Мицан Е. Л., Барбина В. Д. Особенности организации инклюзивного образования в России. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2024. 55 с. ISBN 978-5-99673212-8.
- Сальникова О. Д., Кухлеева А. В., Бородинов Г. А. Развитие навыков социального взаимодействия у детей с РАС в условиях ресурсного класса. Проблемы современного педагогического образования. 2023;(791):255–258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54066905.
Supplementary files
