Архитектура, строительство, транспорт

Научный журнал «Архитектура, строительство, транспорт» открытого доступа посвящен рассмотрению широкого круга вопросов теоретического и практического характера, направленных на решение проблем в области архитектуры, строительства и транспорта, и призван объединить усилия исследователей, экспертов и практикующих специалистов в поисках ответов на актуальные вопросы.

Целевая аудитория - широкий международный круг русско- и англоязычных читателей. Читатели из разных стран имеют возможность:

  • находить статью по ее англоязычным элементам;
  • читать основной текст статьи на родном языке, используя возможности машинного перевода.

Журнал «Архитектура, строительство, транспорт» входит в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, по специальностям:

2.1.1. Строительные конструкции, здания и сооружения (технические науки)

2.1.2. Основания и фундаменты, подземные сооружения (технические науки)

2.1.3. Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение (технические науки)

2.1.4. Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов (технические науки)

2.1.5. Строительные материалы и изделия (технические науки)

2.1.8. Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей (технические науки)

2.1.9. Строительная механика (технические науки)

2.1.11. Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия (архитектура, технические науки)

2.1.12. Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности (архитектура, технические науки)

2.9.5. Эксплуатация автомобильного транспорта (технические науки)

Также редакция принимает к публикации материалы по специальностям:

2.5.5 Технология и оборудование механической и физико-технической обработки (технические науки)

2.5.6 Технология машиностроения (технические науки)

Индексация издания: включен в российский проект РИНЦ, индексируется в международной базе ROAD, в базе данных ВИНИТИ РАН, представлен на платформах Lens.org  и Semantic Scholar, в открытой базе научной литературы OpenAlex, полные тексты статей размещены в научной электронной библиотеке КиберЛенинка.

Языки публикаций: русский, английский.

Научные статьи публикуются в журнале бесплатно.

Доступ ко всем статьям открытый.  Издание руководствуется Будапештской инициативой открытого доступа.

Статьи издания распространяются под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Регистрационный номер: ПИ № ФС77-80657 от 07.04.2021.

Текущий выпуск

Том 5, № 2 (2025)

Весь выпуск

АРХИТЕКТУРА

Эффективность архитектурно-планировочных решений инклюзивной образовательной среды для детей с расстройствами аутистического спектра
Стрельникова Е.Ю., Чеберева О.Н.
Аннотация
Формирование в школах инклюзивной образовательной среды в наше время актуально, но на практике реализуется лишь в отдельных учреждениях. В основе работы лежит изучение российских и зарубежных теоретических источников, в которых описываются требования и рекомендации, касающиеся архитектурного пространства, дизайна, функциональных связей, типологии специализированных кабинетов для обучения детей с РАС. С учетом этих требований был проведен анализ архитектурно-средовых, объемно-планировочных и функционально-технологических решений реализации инклюзивной образовательной среды, апробированных в МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие им. Нагибина М. В.» (Ростов-на-Дону). Выявлены достоинства: наличие нескольких классов, в которых могут обучаться более 40 детей; многоцелевое использование пространств; применение специализированной и типовой мебели и оборудования; использование средовых элементов для дефектологической работы в структуре кабинетов; возможность проведения инклюзивных мероприятий в общешкольных помещениях. Определены недостатки: отсутствие ряда необходимых помещений; разделение инклюзивного блока на два этажа; технологическая дисфункция классных помещений за счет снижения удельной площади; нечеткое функциональное зонирование классов. На основе изученных источников предложены более благоприятные объемно-планировочные решения: создание блока специализированных ресурсных помещений с расширенным перечнем кабинетов и помещений; расположение инклюзивного блока полностью на первом этаже; реорганизация входной группы в здание школы; установка лифта для легкого перемещения маломобильных групп населения; предложен вариант создания встроенно-пристроенного блока.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):8-25
pages 8-25 views
Световые проекции как инструмент формирования комфортной городской среды
Стерликова В.М.
Аннотация
Современные световые проекции и голографические технологии представляют собой перспективные инструменты для качественного преобразования городской среды, формирования уникальных архитектурных образов и улучшения условий пребывания в городских пространствах. Анализ текущего состояния одной из центральных улиц Тюмени – ул. Первомайской – выявил ряд проблем, связанных со световым благоустройством: неравномерность освещения, низкую эффективность существующих осветительных устройств, отсутствие адаптивных режимов освещения, учитывающих сезонные и суточные изменения, а также недостаточно проработанные сценарии подсветки архитектурных объектов и зеленых насаждений. Для устранения выявленных недостатков предложены комплексные меры по совершенствованию светового оформления данной улицы, направленные на повышение уровня комфорта и безопасности городской среды, создание благоприятного психологического климата. Среди предлагаемых решений – использование проекционных фонарей для освещения затемненных участков пешеходной зоны и световых проекций для облагораживания заброшенных объектов и пустующих территорий, проектирование динамических световых фасадов, позволяющих адаптивно изменять внешний вид зданий в зависимости от различных факторов и являющихся дополнительным источником освещения в темное время суток. Внедрение инновационных подходов в градостроительный процесс открывает перспективы для создания комфортной городской среды нового поколения.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):26-34
pages 26-34 views
Система нормативных показателей как инструмент обоснования решений по планировке жилых территорий на уровне земельного участка
Глебушкина Л.В., Устюгова Н.В., Аргимбаева П.В.
Аннотация
Актуальность исследования определяется необходимостью в переработке требований к содержанию нормативов градостроительного проектирования для городов Западной Сибири. Объектом аналитического рассмотрения с целью поиска внутренних причинных закономерностей функционирования и развития являлся участок жилой застройки как объект градостроительного нормирования. Рассмотрено 60 участков жилой застройки в Тюмени и Омске (по 30 участков в каждом городе), застроенных в период с 2009 по 2019 г. Исследование было направлено на выявление взаимного влияния размерности земельных участков, морфологии открытых пространств и планировочных характеристик на тип освоения территории. Применение факторного и кластерного анализов способствовало выявлению скрытой структуры исходных данных, соответствующей контексту, в котором принимаются проектные решения. С помощью факторного анализа была проведена группировка переменных исходного массива данных в двухфакторную модель: первую составили планировочные показатели, вторую – морфологические характеристики. С помощью кластерного анализа удалось классифицировать объекты как по переменным, к которым был применен факторный анализ, так и по градостроительным показателям, применяемым для оценки проектного решения.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):35-49
pages 35-49 views

СТРОИТЕЛЬСТВО

Расчет вязкоупругого водонасыщенного глинистого основания при действии полосовой нагрузки
Крижанивская Т.В., Воронцов В.В., Тайех Б.А.
Аннотация
Проектирование зданий и сооружений на слабых водонасыщенных глинистых основаниях сопряжено с необходимостью расчета напряженно-деформированного состояния грунтов во времени в связи с процессами консолидации. Для таких грунтов характерно свойство ползучести, соответственно, одним из перспективных подходов к моделированию основания является представление его с позиций вязкоупругости. В результате численного анализа определен параметр для решения трансцендентного уравнения немонотонной функции, описывающей вязкоупругие механические свойства водонасыщенного суглинка. Проведено сопоставление экспериментальных данных поровых давлений с данными, полученными из решения функции времени (максимальное расхождение составляет 4.44 %). Получена механическая характеристика (универсальный параметр кинематической модели грунта), которую в дальнейшем можно использовать для полного расчета напряженно-деформированного состояния вязкоупругого водонасыщенного основания. Предложенный подход, несомненно, имеет практическое значение при проектировании и строительстве инженерных объектов.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):50-63
pages 50-63 views
Оценка внедрения энергосберегающих мероприятий для системы горячего водоснабжения аэропорта г. Владивостока
Журмилова И.А., Тарасова Е.В., Зырянов Е.А.
Аннотация
Внедрение экономически обоснованных энергосберегающих мероприятий является приоритетной задачей для любых крупных предприятий. Система горячего водоснабжения, как одна из основных систем, потребляющих теплоту в зданиях аэропортов, имеет большой потенциал для сокращения энергопотребления. Основным источником теплоты системы горячего водоснабжения здания аэропорта г. Владивостока являются электрические котлы, для сокращения потребления энергии рассмотрено применение солнечных коллекторов для нагрева воды и установка утилизаторов теплоты выбросов вентиляционного воздуха. Для оценки внедрения энергосберегающих мероприятий в систему горячего водоснабжения здания аэропорта г. Владивостока были проведены теоретические расчеты расхода воды и теплоты на нужды ГВС, определены фактические значения этих величин по данным тепловычислителя. Фактический среднесуточный расход горячей воды по показаниям тепловычислителя за 4 месяца и среднем пассажиропотоке 258 чел./ч составляет 6.68 м³/сут, теоретический расход при этом же пассажиропотоке составляет 6.83 м³/сут. Для проектного значения пассажиропотока 1 360 чел./ч среднесуточный расход воды равен 13.92 м³/сут. Рассчитаны основные показатели внедрения энергосберегающих мероприятий при проектном значении пассажиропотока. Обеспечение нужд ГВС с использованием утилизаторов теплоты выбросов вентиляционного воздуха имеет простой срок окупаемости 6.81 лет; солнечная установка горячего водоснабжения из 86 солнечных коллекторов – 11.2 лет.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):64-76
pages 64-76 views
Влияние формы и размеров частиц пластификатора на уменьшение жесткости термопластичных полимеров
Якубовский Ю.Е., Кусков К.В., Хызов А.А.
Аннотация
Способы переработки пластика можно разделить на три больших направления: химическая, термическая и механическая переработки. У каждого метода есть свои достоинства и недостатки. Наиболее распространенной является механическая обработка с получением вторичного сырья или композитных материалов. Одной из задач при получении композитных материалов данным способом является восстановление или улучшение их свойств за счет использования модификаторов. Свойства таких добавок зависят от формы и размеров частиц. С помощью энергодисперсионного анализа был определен элементный химический состав пластификатора на основе высокодисперсного гидроксида кальция. Рентгенофазовый анализ на дифрактометре ДРОН-7 позволил идентифицировать химические соединения, входящие в состав добавки. Методом электронной сканирующей микроскопии были определены форма и размеры частиц. Установлено, что наилучший результат, а именно уменьшение жесткости в 4 раза, достигнут при использовании сферических частиц размером 0.5–1 мкм.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):77-86
pages 77-86 views
Механические характеристики композиционного материала, изготовленного методом намотки
Пиняжин С.В.
Аннотация
Исследование направлено на решение проблемы повышения долговечности и снижения затрат в мостостроении за счет применения стеклопластиковых труб, изготовленных методом непрерывной намотки. Несмотря на успешное использование полимерных композитов за рубежом, их применение в России ограничено из-за отсутствия нормативной базы и недостаточной изученности механических свойств. Посредством экспериментальных испытаний образцов, вырезанных из стеклопластиковых труб, на растяжение с использованием тензорезисторов и универсальной испытательной машины были получены ключевые характеристики: предел прочности (в среднем 200 МПа), модуль упругости (29.5–37.9 ГПа) и коэффициент Пуассона (0.21–0.27). Установлено, что свойства материала сопоставимы с бетоном и сталью, что подтверждает его пригодность для гибридных конструкций пролетных строений мостов. Выявлены особенности деформационного поведения, включая трещинообразование и изменение модуля упругости, при повторных нагружениях. Результаты исследования могут быть использованы для разработки нормативной базы и проектирования долговечных мостовых конструкций, что открывает перспективы для расширения применения композитов в строительстве.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):87-98
pages 87-98 views

ТРАНСПОРТ

Моделирование вероятности отказов автомобилей по наработке в цикле технического обслуживания
Сарбей А.В.
Аннотация
Техническое обслуживание автомобилей автотранспортного предприятия, находящихся на гарантийном обслуживании, зачастую проводится с использованием собственных производственных мощностей предприятия. В силу влияния разных факторов фактические наработки между техническими обслуживаниями значительно отличаются от нормативных. Существующие методы не позволяют корректно определить изменение вероятности отказа группы автомобилей, поскольку фактическая наработка цикла технического обслуживания является величиной стохастической. Предложен метод оценки качества технического обслуживания автомобилей, основанный на отношении приращений вероятности отказа до и после обслуживающих мероприятий с учетом особенностей их эксплуатации. В основе исследования заложен аксиоматический метод, согласно которому интенсивность отказов снижается после обслуживания и возрастает по мере увеличения наработки. В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение, что качество технического обслуживания можно оценить по отношению плотностей вероятности отказа на участках перед проведением обслуживания и после (первый участок – наработка на 0…7.5 тыс. км, второй участок – наработка на 7.5…15.0 тыс. км). Собраны и обработаны данные об отказах автомобилей в фактических периодичностях технического обслуживания двух структурных подразделений градообразующего предприятия г. Сургут. Разработанные математические модели статистически значимы с вероятностью 0.99. Полученные значения разработанного показателя качества: 1.947 для первого и 1.731 для второго предприятия, – свидетельствуют о том, что система обеспечения работоспособности исследуемых предприятий организована качественно. Планируется провести оценку качества технического обслуживания автомобилей разных марок с целью получения более широко спектра значений и их последующей интерпретации.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):99-108
pages 99-108 views
Влияние периодичности технического обслуживания на ресурс двигателей внутреннего сгорания
Захаров Н.С., Сапоженков Н.О., Назаров В.П.
Аннотация
Ресурс тепловых двигателей транспортных и транспортно-технологических машин определяет эффективность широкого спектра технологических операций, поэтому обеспечение качества технического обслуживания с учетом условий и интенсивности эксплуатации техники – актуальная задача. Исследования сфокусированы на анализе 10-летнего опыта эксплуатации двигателей внутреннего сгорания в транспортных подразделениях нефтегазодобывающих предприятий. На примере двигателей ЯМЗ-238 показано, что одной из основных причин снижения пробега до капитального ремонта является несвоевременное проведение технического обслуживания, коэффициент вариации периодичности которого превышает 0.5. Доведение этого значения до 0.1 повышает интегральные показатели безотказности функционирования и коэффициента технической готовности парка на 15 %, поэтому потенциальный резерв надежности двигателей может быть реализован на основе разработанного комплекса мероприятий по совершенствованию организации системы технического обслуживания в транспортных подразделениях нефтегазодобычи.
Архитектура, строительство, транспорт. 2025;5(2):109-117
pages 109-117 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».