Метафора как лингвокогнитивный механизм концептуализации смыслов, формирующих национальные картины мира, становится предметом междисциплинарных исследований, рассматривающих логику семантических изменений в границах как слова, так и текста. Способы понимания этого процесса в учебно-образовательном контексте могут стать эффективным инструментом обучения языку, формирования представлений о специфике культуры, репрезентированной в ее структурно-содержательных единицах – концептах. Изучение языка через выявление ценностно-смысловых механизмов концептуализации позволяет увидеть многослойный характер текста, получить представление о его культурной специфике. Процесс метафоризации демонстрирует динамику образования смысла через взаимодействие разных понятийных областей, участвующих в создании переносного значения, и формирование результата – ценностного фрагмента языковой картины мира или ее индивидуально-авторской версии, проявленный в художественном тексте. Эти аспекты, отражающие сам механизм образования и функционирования метафоры, могут стать основой для лексической и текстовой работы на занятиях по русскому языку как иностранному. В статье рассматриваются способы работы с языковой и текстовой метафорами, учитывающие аналитический план формирования значения, проявленный во взаимодействии исходных и переносных смыслов, и синтетический, реализуемый в тексто-образующей функции метафоры, в ее способности порождать в границах текста ассоциативно-деривационные связи и актуализировать в сознании обучающегося целостное, эмоционально-смысловое представление о содержании. Умение интерпретировать метафору, понимание специфики ее функционирования способствует тому, что учащиеся воспринимают текст не только с точки зрения событийности, но и в образно-смысловом, концептуальном развертывании. Особая роль в этом процессе отводится фреймовому анализу, с помощью которого в тексте выделяются предметно-содержательные блоки и устанавливаются смысловые связи между ними. Представленный в работе алгоритм анализа текстовых метафор может способствовать оптимизации рецептивной деятельности учащихся, развитию их коммуникативной деятельности. На материале историко-философского очерка Н. Ильиной «Изгнание норманнов. Очередная задача русской исторической науки» обосновывается фреймовая методика анализа текстовых метафор, демонстрируется моделирующий потенциал метафорических образов, определяющий логику лингвокультурологического подхода к работе с текстом. Предполагается, что текст, насыщенный метафорами, культурно-историческими отсылками и мифопоэтической древнеславянской символикой, вызовет интерес не только своей содержательной стороной, но и теми способами изучения, в которых раскрывается его лингвокультурный смысл.