№ 1 (2025)
ПЕДАГОГИКА
Традиции и методы преподавания изобразительного искусства в начальных школах Ирика и России
Аннотация
В статье исследуются особенности художественного образования младших школьников в Ираке и России. Цель данной статьи – выявить особенности, традиции, содержание и методы начального художественного образования в двух странах. Обучение художественным дисциплинам в России имеет давнюю традицию и опирается на педагогические и психологические разработки. В России принята единая программа по изобразительному искусству, в то время как в Ираке нет общей для всех школ программы, учителя имеют свободу в выборе программ или создании собственных. Программа художественного образования в России носит светский характер, направлена на знакомство с мировой художественной культурой, совмещает уроки творчества и знакомства с произведениями изобразительного искусства. В Ираке долгое время борются тенденции светского и религиозного образования, влияние Ислама на обучение изобразительному искусству прослеживается во многих школах, где отдается предпочтение традиционным видам искусства, таким как орнаменты и каллиграфия. Однако в сфере подготовки учителей изобразительного искусства сильны западные традиции, учителя и художники переосмысливают традиции исламского искусства с позиций современного мира, расширяя его границы и возможности.



Академическое удовлетворениеи ее влияние на компетентность учителей естественных наук в исламских средних школах провинции Киркук
Аннотация
В данной статье рассматривается исследование степени, в которой академическая удовлетворенность связана с компетентностью преподавателей научных предметов в исламских средних школах в Ираке, и выявление статистических различий между ответами выборки, относящимися к гендерной переменной и научному опыту. Исследование опиралось на описательный и корреляционный подход, и данные были собраны с использованием анкеты, которая включала (58) пунктов. Выборка исследования составляла (138) учителей, распределенных по (22) исламским школам в провинции Киркук – Ирак. Изучаемые показатели академической удовлетворенности включали интерес учителей к образовательным целям, их чувство самоэффективности, удовлетворенность встречами, общением и партнерством между ними, с одной стороны, и учебным заведением - с другой. Влияние поведенческих показателей на измерения академической удовлетворенности (заработная плата, стимулы, образовательный надзор, профессиональное развитие, управление школой, условия труда, социальный статус и принадлежность к профессии). Исследование показало, что нет статистических различий в отношении компетентности эффективности учителей, отнесенной к гендерной переменной, в сравнении с наличием статистически значимых различий для переменной научного опыта, и результаты также показали, что академическая удовлетворенность связана с компетентностью учителей в улучшении их образовательного опыта, что является одним из наиболее важных факторов, ответственных за повышение компетентности профессиональной работы.



ПСИХОЛОГИЯ
Экопсихологическая модель становления субъектности педагогов в образовательной среде
Аннотация
Становление субъектности в учебной деятельности обучающихся согласно экопсихологической модели включает в себя семь взаимосвязанных стадий, что математически определяется коэффициентами связности и целостности. Мониторинг профессионально значимых качеств педагогов проводился в процессе повышения квалификации на протяжении 20212023 гг. в г.о. Самаре. Исследованный профиль субъектности работников образования отражает выраженность каждой стадии становления субъектности, связность стадий становления субъектности между собой и процесс интериоризации/экстериоризации компетенций. профессиональных Обнаружены взаимосвязи уровня образования и возраста специалистов с выраженностью стадий становления субъектности. Педагоги высокой и низкой связности значимо различаются на коммуникативном уровне универсальных учебных действий. Выраженность стадий субъектности взаимосвязана с показателями связности педагогов, характеризующихся сложной структурой факторов: по четыре фактора для каждого типа целостности.



Содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга в зависимости от занимаемой роли
Аннотация
Современная социальная среда наполнена вызовами и сложностями, что влечёт за собой повышение рисков уязвимости психического состояния всего населения. При этом актуализируются проблемы возрастания склонности к общей заболеваемости психическими расстройствами у подростков и их нуждаемости в психологической помощи при отсутствии обращения за поддержкой. В связи с этим рассматривается важность изучения жизнеспособности в современном обществе, подчёркивается необходимость исследования жизнеспособности у подростков как фактора, помогающего в процессе взросления для успешного разрешения психологических проблем, имеющих отсроченные последствия на протяжении всей жизни индивида. Проанализирована проблема буллинга как одна из наиболее актуальных в подростковой среде, обозначены риски влияния психологически небезопасной среды на личность подростка. Целью работы является изучение особенностей жизнеспособности подростков в условиях буллинга. Приведены результаты пилотажного исследования специфики жизнеспособности подростков, занимающих различные роли в буллинге. Для проведения исследования были использованы следующие методики: «Опросник риска буллинга» (авторы: А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов); «Методика на выявление буллинг-структуры» (автор Е.Г. Норкина); «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» CYRM (авторы: А.И. Лактионова и А.В. Махнач); «Опросник временной перспективы» ZTPI (автор Ф. Зимбардо, адаптация: Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной и др.); «Когнитивная регуляция эмоций» CERQ (авторы: N. Garnefski, V. Kraaij, адаптация: О. Писаревой, А. Гриценко); «Тест диагностики застенчивости» (авторы: А.Б. Белоусова, И. М. Юсупов); «ИТО» (Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик). Исследование было проведено на выборке, состоявшей из 88 подростков 15–17 лет, обучающихся в г. Новосибирске. Обработка эмпирических данных проводилась с использованием частотного анализа, H-критерия Краскела–Уоллиса, U-критерия Манна–Уитни и непараметрического Rsкритерия Спирмена. По итогам исследования значимых различий жизнеспособности между группами жертв, наблюдателей и защитников не выявлено. При этом обнаружено, что содержательные характеристики жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга различаются в зависимости от занимаемой роли. Для подростков, проявляющих роль жертвы, в структуре жизнеспособности значимы показатели временной перспективы; для подростков с преобладающей ролью защитника – экстраверсии как индивидуальной характеристики. Полученные результаты позволяют наметить возможные пути дальнейшего изучения особенностей жизнеспособности у подростков в ситуации буллинга, а также определяют направления работы по укреплению устойчивости личности подростка для профилактики явлений буллинга в условиях образовательной среды.



ОБЗОРЫ
Роль профессиональных сообществ в дополнительном профессиональном образовании на примере российского общества психиатров
Аннотация
Профессиональные сообщества объединяют в себе людей, работающих в определенной предметной области, и являются платформой для сотрудничества, решения актуальных профессиональных вопросов, проведения дискуссий, обмена информацией, расширения компетенций. Профессиональные сообщества формируют свои структуры и функции в зависимости от задач, стоящих перед ними. Они, как правило, не являются статическими, а могут трансформироваться в связи с изменением окружающих условий, или возникающими новыми вызовами. Профессиональные сообщества имеют свои миссии и функции, которые могут не быть ограниченными предметными областями, а носить и социальный характер. Наиболее характерными примерами таких сообществ являются собственно социальные, а также педагогические, психологические и медицинские. Среди медицинских специальностей особое место занимает психиатрия, которая имеет как собственные методологии, так и интегрирует широчайший спектр подходов из других предметных областей, таких как философия, антропология, психология, педагогика, социальные и многие естественные науки и, конечно, подходы, принятые в соматической медицине и неврологии. Мы рассмотрели вопрос роли Российского общества психиатров в дополнительном профессиональном образовании специалистов, которое в России является непрерывным. Это позволяет практикующим специалистам на протяжении всей карьеры подтверждать компетенции и совершенствовать их для осуществления успешной профессиональной деятельности.


