Patriotic self-identification of modern Russian youth

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the issue of self-identification of modern youth as patriots. This work is based on the analysis of data obtained from two projects implemented by a team of authors from the Faculty of Sociology of Samara University: "Identities and practices of consolidation of modern youth of the Samara region" (2023) and "Meanings and types of patriotism of modern youth: a regional aspect" (2024), as well as a secondary analysis of date of Public Opinion Foundation data and All-Russia Public Opinion Research Center. The peculiarities of self-identification by modern youth as patriots were determined by studying the place of patriotism in the system of traditional spiritual and moral values; characteristics of themselves as patriots of citizens, youth of Russia and students of Samara University; as well as the specifics of self-identification as patriots by students of Samara University, depending on some characteristics. It is revealed that patriotism is one of the most important traditional values of Russians. At the same time, the data obtained indicate that there are fewer young people than in the entire sample who consider themselves as an absolute patriots. Moreover, there are even fewer absolute patriots among the students of Samara University than among the youth of Russia. It is argued that it is necessary to strengthen the work of the agents whose activities are somehow related to youth and patriotic education   especially among  students.

Full Text

Введение
Актуальность темы патриотизма обусловлена как общемировыми процессами, так и региональными.  Со стороны западного общества есть стремление навязать соответствующие ценности российскому обществу, связанные с утверждением идей космополитизма, толерантности в отношении ценностей неолиберализма, идентификации себя как космополитов и граждан мира, преследуя при этом достижение своих сугубо утилитарных целей и реализацию стратегических интересов, связанных с расколом российского общества изнутри. Этот тезис подтверждает тот факт, что в начале 2023 года в здании Европарламента в Брюсселе на мероприятии с участием европарламентариев была представлена карта раздела России на 34 государства (Организация, представившая карту раздела России 31 января 2023 года в Брюсселе, признана в марте 2023 года нежелательной, а в ноябре 2024 года – террористической на территории России.). По сути, речь идет о планах по развалу и уничтожению России. Под ударом подобных влияний «извне» оказываются, в первую очередь, подрастающие поколения и особенно молодежь, поскольку именно в период молодости происходит формирование и развитие мировоззренческих оснований личности, ее жизненных принципов.
 Взросление юношей и девушек в современном обществе в отличие от предыдущих поколений происходит в условиях технологизации, цифровизации, роботизации, распространения искусственного интеллекта, что позволяет молодым людям черпать информацию из разных источников. Эти сведения отличаются рассогласованностью и неоднозначностью, что связано как с текущей геополитической ситуацией, так и с современными реалиями развития российского общества. В итоге, информация, поступающая из внешнего окружения, крайне противоречива, а системное и критическое мышление у  юношей и девушек   находится еще в процессе формирования. Таким образом, в условиях борьбы разных представлений и происходит выбор вектора самоопределения российской молодежи.   
В противовес попыткам разрушить российское общество извне внутри него активно развиваются и продвигаются процессы формирования цивилизационной идентичности молодых. Акцентируется внимание на принадлежности молодежи к российскому обществу как к государству-цивилизации, активной гражданской позиции молодых, чувстве патриотизма и других мировоззренческих принципах и ценностях, подчеркивающих их принадлежность к самобытной, уникальной российской цивилизации, имеющей длительную историю, основанную на глубоких национальных и культурных традициях. И потому особое внимание сегодня в нашей стране уделяется формированию и развитию традиционных духовно-нравственных ценностей, среди которых ценность патриотизма становится все более значимой. Речь идет о любви к Отечеству, идентификации себя со страной, гордости за свою страну, признании важности защиты ее целостности, суверенитета, собственного пути развития.
Традиционные духовно-нравственные ценности находятся в фокусе внимания отечественных ученых. Выделим подход А.Д. Харичева, 
А.Ю. Шутова, А.В. Полосина, Е.Н. Соколовой (Харичев и др. 2022), которые в рамках широкой научно-исследовательской и экспертной работы разработали и впервые представили в 2023 году системную модель российского мировоззрения на встрече представителей общественных организаций со студентами и преподавателями факультета социальных наук Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (Представители общественных…). В дальнейшем эта модель стала центральным элементом курса «Основы российской государственности», введенного с 1 сентября 2023 года в образовательные программы бакалавриата и специалитета вузов страны. Все ее компоненты взаимосвязаны, и такой элемент модели, как страна, раскрывается через единство многообразия, что проявляется в чувствах гражданственности и патриотизма. 
В 2022 году вышел Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», в 5 пункте которого зафиксировано, какие ценности считаются традиционными духовно-нравственными ценностями в российском обществе. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (Указ …). 
Отметим, при более пристальном рассмотрении  традиционные ценности относятся к  общим нравственным ориентирам, а традиционные духовно-нравственные ценности  – к конкретным духовно-нравственным аспектам, таким как семейные ценности, патриотизм, приоритет духовного над материальным и другие. Вместе с этим в эмпирической части данной работы считаем возможным использовать эти понятия как взаимозаменяемые, поскольку речь идет именно о традиционных духовно-нравственных ценностях, являющихся традиционными для российского общества. 
Актуальность исследования темы патриотизма для Самарской области обосновывается не только тем, что это одна из традиционных духовно-нравственных ценностей в российском обществе, и тем, что молодежь в Самарской области (те, кому от 14 до 35 лет) составляет  четверть (25,1 %) от общей численности населения (в стране – чуть более четверти населения – 27,1 %) (табл. 2), но и, что особенно важно, выбором самой активной молодежи нашего региона. Последняя выступила с инициативой разработки закона о патриотическом воспитании: молодыми парламентариями Самарской области эта инициатива была проработана совместно с активной молодежью Приволжского федерального округа на Молодежном форме «iВолга-2023» в рамках образовательной смены «Голос молодежи». Эта инициатива была поддержана, и закон «О патриотическом воспитании в Самарской области» принят 23 мая 2024 года Самарской Губернской Думой и 10 июня 2024 г. подписан врио губернатора Самарской области В.А. Федорищевым. В законе в том числе отражены направления патриотического воспитания, основные направления деятельности в сфере патриотизма, полномочия органов государственной власти и участие органов местного самоуправления в патриотическом воспитании и другие значимые положения (Закон…). Все это обеспечивает актуальность исследуемой проблематики как на уровне страны, так и на территории Самарской области.
Проблематика патриотизма в связи с началом специальной военной операции в нашей стране и складывающейся геополитической обстановкой в мире становится все более актуальной. Отметим, что за рубежом, в западных странах, определенный интерес к феномену патриотизма существовал ранее, сохраняется и сегодня (например, Gallaher 2000; Patriotism, Democracy… 2005; Roberge 2009; Perrin 2020; Between patriotism… 2022). Однако он не выходит за рамки типичности, то есть нет широко распространенного увлечения этой темой, а если этот вопрос и поднимается, то зачастую в негативных контекстах. Например, таких как символический характер патриотизма, его связь с партикуляризмом и усилением суверенитета на местном уровне (Gallaher 2000), c проблемами терроризма и их финансированием (Roberge 2009). 
В отечественном научном сообществе сегодня наоборот наблюдается именно всплеск исследований, и в том числе междисциплинарных, где данный вопрос изучается с разных ракурсов. Приведем в качестве примеров работы, иллюстрирующие лишь некоторые аспекты в изучении патриотизма.  Г.С. Широкалова анализирует отношение молодежи к патриотизму (Широкалова 2017), поднимает вопрос исторической памяти и патриотизма повседневности как условий  формирования патриотизма (Широкалова  2018). Автор отмечает, что  «Патриотическая самоидентификация россиян, фиксируемая в исследованиях, содержит в себе не столько установку на поступок, сколько вербальное выражение лояльности к общепринятому мнению» (Широкалова 2018, с. 171). 
М.В. Тарасов изучает взгляды на патриотизм у молодежи России и западноевропейских стран (Германии, Испании и Португалии). Ученый отмечает, что в них много общего,  и вместе с тем указывает на различия в понимании того, в чем проявляется патриотизм и что служит предметом гордости и достоинства у граждан России и западноевропейских государств  (Тарасов  2022). Патриотизм как символ и как сопричастность рассматривается в работе Т.А. Дроновой и А.А. Дронова (Дронова, Дронов 2023). Предметное поле понятия «патриотизм», вопросы культуры патриотизма и патриотизма в культуре, духовно-нравственных оснований патриотизма, патриотического воспитания и сознания, отражения этой темы в СМИ и другие обсуждаются в коллективной монографии (Патриотизм как проект … 2024). Сила и слабости патриотизма в историко-политическом ракурсе проанализированы Ю.Е. Белановской, А.В. Мироновой, Д.Е. Слизовским (Белановская, Миронова, Слизовский 2023). Социологическому осмыслению проблематики патриотизма была посвящена 11 сессия VI Всероссийского социологического конгресса (Социология и общество … 2020). 
В ряде социологических текстов феномен патриотизма обсуждается в региональном ключе. В.В. Загребин, И.Ю. Киселев, Н.В. Овчинникова, А.Г. Смирнова, Е.В. Ясюченя исследуют субъективное понимание патриотизма в сознании молодёжи Ярославской области, вовлечённой в процесс патриотического воспитания (Загребин и др. 2021). Взаимосвязь структуры идентичностей и моделей патриотизма в сознании школьников, их представления о патриотизме рассматриваются на основе эмпирических исследований регионов Сибирского федерального округа (Асеева, Шашкова 2021; Шашкова, Асеев, Казанцев 2023; Шашкова, Асеев 2023а; Шашкова, Асеев 2023б). Г.А. Протопопова, И.В. Самсонова изучают роль школьного образования в формировании патриотизма у молодежи в Республике Саха (Якутия) (Протопопова, Самсонова 2023). А.Л. Маршак, Л.В. Рожкова и А.Ш. Дубина изучают вопрос политических ценностных ориентаций и патриотизма молодежи Пензенской области (Маршак, Рожкова, Дубина 2024). В исследовании Д. Чекменева, Е. Ефимовой, Е. Давыдовой изучались особенности проявления патриотических ценностей в среде студенческой молодежи, прежде всего, на основе анкет студентов первого курса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пятигорский государственный университет» (Chekmenev, Efimova, & Davydova 2024).
Все эти исследования важны тем, что на их основе могут быть даны практические рекомендации по формированию в молодежной среде чувства и ценности патриотизма, патриотического сознания, а также выдвинуты предложения по усилению роли патриотического воспитания. Вместе с тем анализ литературы выявил, что семантическое поле понятия «патриотизм» неоднородно, формируется различными агентами, зависит от текущей повестки дня. 
Нас интересовал в освещении темы патриотизма такой ракурс, как идентификация современной молодежью себя патриотами. В определении идентификации опираемся на подход В.А. Ядова (Ядов 1995) о разграничении понятий: социальной идентификации как «групповых идентификациях личности» и самоидентификации, под которой он понимает вслед за И.С. Коном (Кон 1984) «самооценку собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта». Рассматриваем патриотизм как составляющую «Я-идентификации» молодежи, т. е. элемент их самоидентификации по критерию патриотизма. 
Цель данной статьи состоит в том, чтобы определить специфику патриотической самоидентификации современной молодежью России. В рамках реализации заявленной цели поставлены следующие задачи: 
1) рассмотреть патриотизм в системе традиционных духовно-нравственных ценностей;    
2) определить, характеризуют ли себя патриотами граждане в целом, молодежь России, студенты Самарского университета; 
3) выявить специфику патриотической самоидентификации студентов Самарского университета в зависимости от некоторых признаков (пол, курс обучения и другие).

Методы
Данная статья выполнена на основе анализа данных, полученных по итогам двух проектов, реализованных коллективом авторов социологического факультета Самарского университета при поддержке Губернского гранта в области науки и техники (Состав коллектива (2024 г.): исполнители: А.В. Богомолова, Л.В. Вандышева, 
Ю.В. Васькина, О.А. Малаканова, А.А. Пустарнакова и руководитель проекта С.Ю. Митрофанова. Состав коллектива (2023 г.): исполнители: Л.В. Вандышева, Ю.В. Васькина, О.А. Малаканова, А.А. Пустарнакова и руководитель проекта С.Ю. Митрофанова. См.: (Вандышева и др. … 
2023)): «Идентичности и практики консолидации современной молодежи Самарского региона» (2023 г.) и «Смыслы и виды патриотизма современной молодежи: региональный аспект» (2024 г.), 
а также вторичного анализа данных ФОМ исследования «Традиционные ценности в российском обществе» (Традиционные ценности …) 
и социологических исследований ВЦИОМ «Патриотизм: мониторинг» (Патриотизм: мониторинг…), «Патриотизм. Молодежь. Будущее» («Патриотизм …). При этом применялся метод информативно-целевого анализа документов, при котором содержательные результаты, полученные ФОМ и ВЦИОМ, соотнесены с замыслом   проводимого исследования.
В рамках количественного этапа авторских исследований в 2023 г. и 2024 г. проведены анкетные онлайн-опросы студентов Самарского университета (выборка 2023 г.: многоступенчатая: 1 ступень – 
стратифицированный отбор, 2 ступень – гнездовой отбор, N = 541; выборка 2024 г.: квотная (квотируемый признак – институт обучения), N = 922, сроки проведения: сентябрь–октябрь в 2023 и 2024 годах). 
Также использованы данные качественного этапа авторского проекта 2024 г.: 
1. Интервью с экспертами в области патриотического воспитания и молодежной политики в Самарском регионе (N = 10, июнь–октябрь, 2024). Опрошены три группы экспертов в области патриотического воспитания и молодежной политики в Самарском регионе: 1) руководство четырех вузов (Самарский университет, ПГУТИ, МИР, СФ МГПУ). В качестве экспертов выступили ответственные за воспитательную работу в вузе: проректора, руководители подразделений (6 человек), 2) руководители общественных объединений (2 человека), 3) чиновники, отвечающие за молодежную политику в Самарской области 
(2 человека). 
2. Интервью с типичными представителями Самарской молодежи (N = 11, июнь–октябрь, 2024), типичная молодежь Самарской области – типичный представитель Самарской молодежи, не принимающий активного участия в общественных мероприятиях или организациях, чаще всего в некоторых разовых событиях, которые в основном связаны с его личными интересами.

Результаты
В рамках реализации первой задачи рассматривали ценность патриотизма в системе традиционных ценностей в российском обществе на основе результатов опроса ФОМ (табл. 1). 
Согласно данным ФОМ, ассоциации, связанные с патриотизмом, – на третьей позиции в системе традиционных ценностей (Традиционные ценности…). 
В ходе опроса также выяснялось, считают ли себя респонденты приверженцами традиционных ценностей (рис. 1).
Как показали результаты опроса ФОМ, подавляющее большинство респондентов считают себя приверженцами традиционных ценностей. Однако молодежь (18–30 лет), в отличие от более старших возрастных групп, более критична: 79 % считают себя приверженцами традиционных ценностей, 17 % – не считают, и 4 % – затруднились ответить (А себя Вы считаете…).
Тем, кто считает себя приверженцами традиционных ценностей (85 %), задавался вопрос о причинах отнесения себя к приверженцам традиционных ценностей (табл. 2).
В качестве обоснования отнесения себя к приверженцам традиционных ценностей на втором месте причины, так или иначе связанные с ценностью патриотизма, а именно: уважение, любовь к своей стране, гордость за свою страну.
Рассматривая вопрос самоидентификации граждан нашей страны как патриотов, отметим, что согласно данным ВЦИОМ «Большая часть россиян, девять из десяти, называют себя патриотами (91 %),  безусловными патриотами называют себя 52 %, каждый второй» (Патриотизм: мониторинг…). Безусловные патриоты в интерпретации ВЦИОМ – это те респонденты, кто на вопрос о том,  как бы Вы сами себя охарактеризовали – как патриота своей страны или нет,  выбирают вариант ответа «да, безусловно». К патриотам причисляются не только те, кто выбирает этот вариант, но и те, кто отвечает «скорее да».   
На закрытый вопрос о том, как бы сами себя охарактеризовали, разные группы респондентов (население и молодежь (по данным ВЦИОМ (Как бы Вы сами себя…)), студенты Самарского университета (по данным авторских исследований)) – 
как патриота своей страны или нет, получены следующие результаты (табл. 3).

Таким образом, хотя молодежь, и в том числе студенты Самарского университета, в отличие от населения России в целом, несколько более критична в идентификации себя как безусловных патриотов, все же ценность патриотизма является одной из важных духовно-нравственных традиционных ценностей российского общества. Подавляющее большинство опрошенных во всех выделенных группах считают себя патриотами: это в сумме те, кто безусловно считает себя патриотом и скорее считает себя таковым. Представленные данные позволяют утверждать, что сегодня ценности патриотизма все больше уделяется внимания как на федеральном, так и на региональном уровнях. 
В авторском исследовании 2023 г. использовалась методика оценки «Я-идентификации». Рассматривали самоидентификацию молодежи в отношении патриотизма как один из элементов их «Я-идентификации», как составляющую их «Я-концепции». Самоидентификация по критерию «Я-патриот» обсуждалась в системе других критериев оценки респондентами степени выраженности собственных личностных свойств, причем как условно «объективных» (например, «Я-студент»), так и «субъективных» (например, «Я обладаю критическим мышлением»). Респондентам был предложен список личностных качеств, степень выраженности которых у себя респонденты должны были оценить по пятибалльной системе, где 
1 балл означал отсутствие качества, а 5 баллов – его сильную выраженность (табл. 4).
Патриотизм у студентов Самарского университета находится в середине списка критериев самоидентификации. Отметим, что 1–3, 5 позиции представляют собой «объективные» критерии самоидентификации. Среди «субъективных» критериев патриотизм находится после желания помогать другим, наличия творческих способностей и критического мышления (табл. 5).

Среди студентов с 1 по 4 курс степень выраженности патриотизма выше, чем у студентов 5 курса. Самая высокая степень выраженности патриотизма в Самарском университете у обучающихся юридического института (4,21), а самая низкая – естественнонаучного института (3,10). Среди юношей степень выраженности патриотизма несколько выше (3,99), чем у девушек (3,50). У более молодых студентов степень выраженности патриотизма выше, чем у старших обучающихся. 
В ходе авторского исследования 2024 г. выяснялась характеристика студентами Самарского университета себя как патриота в зависимости от курса обучения, института и пола (табл. 6).
Безусловных патриотов больше на первом курсе, чем на старших курсах. Таковых больше среди студентов юридического института (50,4 %), 
а меньше – в социально-гуманитарном (28,4 %) 
и институте информатики и кибернетики (27,6 %). По полу существенных различий в ответах по данному вопросу не обнаружено.
Внесем некоторое уточнение относительно понимания самой идеи патриотизма в молодежной среде. Несмотря на то, что подавляющее большинство студентов считают себя скорее или безусловно патриотами, как и молодежь и граждане России, смыслы, которые вкладываются в понятие патриотизм, критерии его определения различные. 
В рамках качественного этапа авторского исследования выяснено, что среди многообразия смыслов не только «любовь к Родине», но патриотизм – это «окружение, друзья, места, пейзажи» (м, 19 лет, студент Самарского университета), «это семья, это дом, это место, где ты живешь, это близкие люди, и это город, это, наверное, то окружение, которое всегда рядом с тобой, это твоя профессия, это то, чему ты посвящаешь свою жизнь и ради чего ты готов отстаивать свои жизненные позиции, ради чего ты готов, наверное, бороться» (ж, 22 года, СамГМУ) и другие. Информанты также говорили о том, что отношение к СВО выступило своего рода такой «разделительной чертой» в определении патриотизма: патриот – это тот, кто «готов заступиться за страну, … воевать, может» (ж, 17 лет, СГЭУ). 
 Эксперты в основном отмечали наличие сложностей в определении единых критериев патриотизма, отмечая, что они очень «обтекаемы», но вместе с тем обосновывали свое видение: «Я не рассматриваю патриотизм как некую «формальную» любовь к Родине … В моем понимании патриот – это человек, который делает что-то хорошее для себя и для людей, которые его окружают, для общества и мира, вот по мере своих сил, если он приносит пользу … он патриот. … Если мы говорим в целом про патриотизм и патриотизм, связанный с идентификацией себя со своей страной, политикой, которую страна проводит, то я бы привел знаменитую фразу Кириенко: вот тот патриот, у кого ребенок патриот» (Эксперт 2). 

Заключение
Таким образом,  по результатам нашего анализа, хотя большинство опрошенных и считают себя патриотами, смыслы, которые вкладываются в это понятие, различны, т.е. полученные данные подтверждают тезис о том, что семантическое поле понятия патриотизм очень неоднородно. 
Патриотизм, по итогам вторичного анализа данных ВЦИОМ и ФОМ, входит в число наиболее важных традиционных ценностей россиян. Полученные результаты о характеристике респондентами себя как патриота или не патриота по всей выборке, в группе молодежи и среди студентов Самарского университета свидетельствуют о том, что среди молодежи меньше, чем по всей выборке, тех, кто считает себя безусловным патриотом. Это позволяет говорить о том, что необходимо усиливать работу тем субъектам, чья деятельность так или иначе связана с молодежью и патриотическим воспитанием именно в этой возрастной группе. Причем среди студентов Самарского университета безусловных патриотов еще меньше, чем среди молодежи России, что, скорее всего, объясняется спецификой студенчества как более критичной группы молодежи в отличие от других групп, таких как работающая, безработная и служащая в армии молодежь. Соответственно, важно в выстраивании социальной, молодежной политики особое внимание уделять патриотическому воспитанию именно в отношении такой группы молодежи, как студенчество. Полученные в Самарском университете данные подтверждают этот тезис и позволяют выделить группы, которые заслуживают особого внимания со стороны ответственных за воспитательную работу в вузе в плане патриотического воспитания: это старшие курсы, студенты социально-гуманитарного института и института информатики и кибернетики. 

×

About the authors

Viktor A. Kuznetsov

Samara National Research University

Email: kuznetcov@ssau.ru
ORCID iD: 0009-0000-9181-391X

Candidate of Philosophical Sciences, Acting Head of the Department of Sociology of Political and Regional Processes

Russian Federation, 34, Moskovskoe Shosse (Str.), Samara, 443086, Russian Federation

Svetlana Y. Mitrofanova

Samara National Research University

Author for correspondence.
Email: mit_s@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9571-9883

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociological and Cultural Studies, Associate Professor of the Department of Sociology of Regional and Political Processes

Russian Federation, 34, Moskovskoe shosse (st.), Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Between patriotism and nationalism. National identity in the education policy of Law and Justice. Comments on the 2017 education reform. Chapter 16. By E.M. Mach (2022), The Right-Wing Critique of Europe, Routledge, L. and N.Y., pp. 228–242, DOI: https://doi.org/10.4324/ 9781003226123.
  2. Chekmenev, D., Efimova, E., & Davydova, E. (2024), The structure of patriotism as a universal value in the system of value orientations of russian students and its practical projections, Journal of Sociology: Bulletin of Yerevan University, vol. 15, no. 1(39), pp. 15–27, DOI: https://doi.org/10.46991/BYSU:F/2024.15.1.015.
  3. Gallaher, C. (2000), Global change, local angst: class and the american patriot movement, Environment and Planning D: Society and Space, vol. 18, iss. 6, pp. 667–691, DOI: https://doi.org/10.1068/d269.
  4. Patriotism, democracy, and common sense: restoring america’s promise at home and abroad (2005), Rowman & Littlefeld Publishers.
  5. Perrin, A.J. (2020), Prophets and patriots: faith in democracy across the political divide, Contemporary Sociology, vol. 49, iss. 4, pp. 354–355, DOI: https://doi.org/10.1177/0094306120930218g.
  6. Roberge, I. (2009), Changing course: policy reversals, terrorist financing and title III of the USA patriot act, Public Policy and Administration, vol. 24, iss. 3, pp. 265–279, DOI: https://
  7. doi.org/10.1177/0952076709103811.
  8. Aseeva, T.A., Shashkova, Ja.Ju (2021), Ideas about the patriotism of schoolchildren of the Siberian Federal District, Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Serija: Politologija, vol. 2, no. 1, pp. 118–129, DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2021-23-1-118-129, (In Russian).
  9. Belanovskaja, Ju.E., Mironova, A.V., Slizovskij, D.E. (2023), Patriotism and patriots in modern Russia: signs of strength and weakness (historical and political aspect), Voprosy politologii, no. 6–2 (94–2), pp. 2911–2919, (In Russian).
  10. Vandysheva, L.V., Vas'kina, Ju.V., Malakanova, O.A., Mitrofanova, S.Ju., Pustarnakova, A.A. (2023), Strategy of mixing methods in the study of identities and practices of consolidation of modern youth, Semioticheskie issledovanija. Semiotic studies, vol. 3, no. 4, pp. 81–89, DOI: http://doi.org/10.18287/2782-2966-2023-3-4-81-89, (In Russian).
  11. Dronova, T.A., Dronov, A.A. (2023), Patriotism is a symbol of the involvement of the future Fatherland (once again about the education of patriotism among students), Vestnik VSU. Serija: Problemy vysshego obrazovanija, no. 4, pp. 41–45, (In Russian).
  12. Harichev, A.D., Shutov, A.Ju., Polosin, A.V., Sokolova, E.N. (2022), Perception of basic values, factors and structures of socio-historical development of Russia (based on research and approbation), Zhurnal politicheskih issledovanij, vol. 6, no. 3, pp. 9–19, DOI: http://doi.org/10.12737/2587-6295-2022-6-3-9-19.
  13. Jadov, V.A. Social and socio-psychological mechanisms of social identification of personality (1995), Mir Rossii, no. 3–4, pp. 158–181.
  14. Kon, I.S. (1984), V poiskah sebja (lichnost' i ee samosoznanie), In search of self (personality and self-awareness), Moscow, Russia, (In Russian).
  15. Marshak, A.L., Rozhkova, L.V., Dubina, A.Sh. (2024), Citizenship and patriotism in the views of regional youth, Vlast', vol. 32, no. 3, pp. 239–245.
  16. Patriotizm kak proekt (metodologija i opyt jempiricheskogo issledovanija): monografija (2024), Patriotism as a project (methodology and empirical research experience): monograph, E.Ju. Aleksejcheva i dr.; otv. red. S.V. Chernen'kaja, MСPU, Moscow, Russia.
  17. Protopopova, G.A., Samsonova, I.V. (2023), The influence of school education on the formation of patriotic beliefs among young people in the Republic of Sakha (Yakutia), Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta imeni M.K. Ammosova. Serija «Jekonomika. Sociologija. Kul'turologija», no. 4 (32), pp. 159–166, DOI: http://doi.org/10.25587/2587-8778-2023-4-159-166.
  18. Sem'ja i deti v Rossii. Special'nyj doklad Obshhestvennoj palaty Rossijskoj Federacii. Statisticheskij sbornik Rosstata (2024), Family and Children in Russia. Special report of the Civic Chamber of the Russian Federation. Statistical collection of Rosstat, PP RF; Rosstat, Moscow, Russia.
  19. Sociologija i obshhestvo: tradicii i innovacii v social'nom razvitii regionov (2020), Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions, Collection of documents of the VI All-Russian Sociological Congress (Tyumen, October 14–16, 2020), Sessija 11. Pomnim, gordimsja: molodezh' Rossii o Velikoj Otechestvennoj vojne i patrioticheskoe vospitanie molodezhi, Otv. red. V. A. Mansurov; red. E. Ju. Ivanova. ROS; FNISC RAN, Moscow, 1 jelektron. opt. disk 12 sm. (CD-ROM), pp. 1171–1323, DOI: http://doi.org/10.19181/kongress.
  20. Shashkova, Ja.Ju., Aseev, S.Ju., Kazancev, D.A. (2023), Migration attitudes and the image of a patriot in the minds of students of the Siberian Federal District. South Russian Journal of Social Sciences, Juzhno-rossijskij zhurnal social'nyh nauk, vol. 24, no. 1, pp. 50–64.
  21. Shashkova, Ja.Ju., Aseev, S.Ju. (2023а), The dynamics of the model of patriotism in the minds of senior schoolchildren in the regions of Siberia in the context of a changing geopolitical situation, Politicheskaja jekspertiza: POLITJeKS, vol. 19, no. 3, pp. 435–449, DOI: https://doi.org/10.21638/spbu23.2023.305.
  22. Shashkova, Ja.Ju., Aseev, S.Ju. (2023b), The relationship between the structure of identity and the model of patriotism among senior schoolchildren in Siberian regions, VESTNIK RFFI, Gumanitarnye i obshhestvennye nauki, no. 2, pp. 49–60.
  23. Shirokalova, G.S. (2017), Will patriotism become a civil religion?, Voprosy kul'turologii, no. 2, pp.
  24. –41.
  25. Shirokalova, G.S. (2018), Historical memory and patriotism of everyday life, Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl', vol. 10, no. 3–2, pp. 161–174, DOI: https://doi.org/10.17748/2075-9908-2018-10-3/2-161-174.
  26. Tarasov, M.V. (2022), Comparative analysis of social ideas about patriotism of Russians and residents of Western European countries, Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta, vol. 21, no. 3 (164), pp. 39–47, DOI: https://doi.org/10.17922/2071-5323-2022-21-3-39-47.
  27. Zagrebin, V.V., Kiselev, I.Ju., Ovchinnikova, N.V., Smirnova, A.G., Jasjuchenja, E.V. (2021), The influence of patriotic education on the image of a patriot among young people (on the example of the Yaroslavl region), Social'nye i gumanitarnye znanija, no. 7 (2), pp. 182–193, DOI: https://doi.org/10.18255/2412-6519-2021-2-182-193, (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.1. Does the respondent consider himself or herself a follower of traditional values

Download (27KB)
3. Table 1 Associations that arise when a respondent hears the expression «traditional values»

Download (188KB)
4. Table 2 The reasons for classifying oneself as a follower of traditional values

Download (209KB)
5. Table 3 The respondents' characterization of themselves as a patriot or not a patriot throughout the sample, in the youth group and among students of Samara University

Download (129KB)
6. Table 4 «I - identification» of Samara University students according to various criteria

Download (165KB)
7. Table 5 Self-identification of Samara University students according to the criterion «I am a patriot», depending on the course of study, institute, gender and age

Download (157KB)
8. Table 6 Patriotic self-identification of Samara University students depending on the course of study and the institute

Download (202KB)

Copyright (c) 2025 Mitrofanova S.Y., Kuznetsov V.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».