Analysis of financial strategies and needs of international students studying at universities in the Saratov region: a sociological analysis
- Authors: Minin A.А.1
-
Affiliations:
- Saratov State University
- Issue: Vol 5, No 1 (2025)
- Pages: 104-114
- Section: SOCIOLOGY
- URL: https://journal-vniispk.ru/2782-2966/article/view/313807
- DOI: https://doi.org/10.18287/2782-2966-2025-5-1-104-114
- ID: 313807
Cite item
Full Text
Abstract
The article examines the financial strategies and needs of foreign students studying at universities in the Saratov region in 2024. The issue of economic adaptation for international students is increasingly relevant as the number of foreign students grows. The purpose of the study is to explore how students manage their budgets under limited financial resources and how they allocate funds across key expense categories. The article analyzes the theoretical background of the socio-economic adaptation of students, drawing on the work of leading researchers. Empirical data were collected through a survey method, with a sample of 200 foreign students studying at universities in the Saratov region. The key expense categories include education, housing, food, transport, communication services, and unexpected costs. Statistical and comparative methods were used for data analysis. The findings indicate that most students combine part-time work with their studies and receive financial support from relatives, but they are forced to economize in various budget areas. Only a small proportion of students (up to 5%) experience serious financial difficulties. The results may be useful for developing support strategies for foreign students facing social-economic adaptation challenges.
Full Text
Введение
Актуальность исследования финансовых стратегий и потребностей иностранных студентов обусловлена значительным увеличением их числа в России, особенно в Саратовской области. В
2023 году численность иностранных студентов в государственных вузах Саратовской области по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры составила 3384 человека, что на 321 больше, чем в 2022 году, и на 509 больше, чем в 2021 году (Сводные отчеты по форме ФСН
№ ВПО-1).
В ходе проведенного исследования было выявлено, что основной проблемой, с которой сталкиваются иностранные студенты при поступлении в российские вузы, являются материальные трудности, такие как задержки в переводе денежных средств от родителей и недостаточное количество получаемых средств (Калинникова, Малинский, Минин 2022, с. 411).
Особые сложности испытывают студенты из Туркменистана, сталкивающиеся с уникальными вызовами на российском рынке труда. Адаптация к новому культурному и социально-экономическому окружению, совмещение учебы с работой и необходимость повышения финансовой грамотности становятся ключевыми аспектами их повседневной жизни.
Цель данной статьи – проанализировать финансовые стратегии и потребности иностранных студентов, обучающихся в вузах Саратовской области, посредством исследования их бюджетов и расходов. В работе рассматриваются основные источники доходов студентов, включая финансовую поддержку от родственников и заработную плату от временной работы, а также оценивается их способность покрывать основные расходы, такие как оплата обучения, проживание, питание, транспортные расходы и другие повседневные нужды.
Теоретический анализ проблемы
Экономическая адаптация иностранных студентов в принимающей стране представляет собой важный компонент их общего опыта обучения за рубежом. Она включает в себя обучение студентов эффективному управлению финансовыми ресурсами в новых условиях с целью удовлетворения их базовых, социальных и духовных потребностей (Муха, Сергиеенко, Лысенко 2018, с. 182).
Помимо академических трудностей, иностранные студенты вынуждены адаптироваться к новым финансовым условиям, что включает управление личными бюджетами и расходами. Выделяют две финансовые стратегии, характерные для студентов (Рягузова, Чинчевич 2022, с. 73). Первая – это экономная и осторожная стратегия, связанная с необходимостью распределять ограниченные доходы, ориентироваться на сокращение потребностей и избегать финансовых рисков. Вторая –
спонтанная и рискованная стратегия, при которой значительная часть средств расходуется на развлечения, а студенты проявляют склонность к финансовому риску. Финансовые стратегии, которые они применяют, существенно зависят от ряда факторов: доступности источников дохода, уровня финансовой поддержки со стороны семьи, стоимости обучения, проживания и других текущих расходов. В контексте нашего исследования финансовая стратегия студентов определяется как совокупность целенаправленных действий, решений и поведенческих установок, направленных на рациональное управление имеющимися финансовыми ресурсами в условиях ограниченных доходов и специфических требований учебного процесса. Понимание этих стратегий и потребностей является ключевым для разработки эффективных политик поддержки и программ, направленных на улучшение условий проживания и обучения иностранных студентов.
Финансовая грамотность студентов предполагает способность составлять план доходов и расходов, иметь представление о характере современной российской экономики, избегать необоснованных покупок и рационально распределять ежемесячные денежные средства (Быстрова, Уракова, Назарова 2022, с. 72). Однако исследования показывают, что студенты зачастую демонстрируют недостаточный уровень финансовой грамотности – совокупности знаний и навыков, необходимых для управления денежными средствами и финансовыми инструментами. Это включает умение принимать эффективные решения, управлять личным бюджетом, оптимизировать расходы, планировать финансы, накапливать сбережения и безопасно пользоваться финансовыми продуктами и услугами (Лукьянова и др. 2020).
Исследования, проведенные Н.В. Ждановой, Т.Ю. Субботиной и А.В. Кочеровым, подтверждают, что иностранные студенты также часто испытывают низкий уровень финансовой грамотности, вне зависимости от формы, уровня или программы обучения, курса или гражданства. Это приводит к финансовым трудностям, которые, в свою очередь, ограничивают их возможности для профессиональной самореализации (Жданова, Субботина, Кочеров 2022, с. 96).
Основная часть студентов ориентируется в своих доходах и расходах, активно пользуется современными методами управления финансами (Багаутдинова и др. 2024, с. 82–83). Иностранные студенты пытаются компенсировать недостаток финансовых ресурсов, активно следя за своими расходами и стремясь минимизировать потери (Леонову и Хасану 2019, с. 296), что свидетельствует о формировании определенных финансовых стратегий. Однако эффективность этих стратегий часто ограничена недостаточным уровнем финансовой грамотности и отсутствием доступа к разнообразным финансовым инструментам.
Одной из значимых детерминант финансового поведения является источник доходов (Рягузова, Чинчевич 2022, с. 72). Для студентов источники доходов могут включать финансовую поддержку от семьи, стипендии, гранты и заработную плату от временной работы. Часто основным источником дохода для семей студентов является заработная плата их членов (Гоголева 2022, с. 39). Возможность работать и получать дополнительный доход существенно влияет на удовлетворенность студентов своим финансовым положением (Кузнецова, Николаев 2021, с. 37).
Трудовая занятость студентов, тем не менее, может приводить к конфликту между работой и учебой. С одной стороны, работодатели предъявляют высокие требования к компетенциям и опыту выпускников вузов; с другой стороны, работа во время обучения может негативно сказываться на академической успеваемости из-за перераспределения времени, снижения посещаемости занятий и уменьшения учебной активности, что в конечном итоге влияет на качество образования (Гоголева, Маркина 2019, с. 74).
В исследовании С.В. Уставщиковой было установлено, что каждый иностранный студент, проживающий в Саратове, несет расходы на обустройство, проживание, покупку вещей и питание в размере 120–360 тыс. рублей в год. При этом отдельной статьей идут расходы на получение образования, так как большинство иностранных студентов обучаются на платной основе (Уставщикова 2020, с. 107). Эти расходы иностранные студенты покрывают с помощью финансовой поддержки родителей и/или самостоятельного заработка (Брумштейн, Аксенова, Сизов 2010, с. 99). Согласно концепции П. Бурдье, затраты, связанные с получением образования, являются инвестициями в культурный капитал: «Это инвестирование сопряжено с ограничениями, самоотречением и самопожертвованием» (Бурдье 2004, с. 523).
Анализ финансовых стратегий иностранных студентов является важной, но недостаточно изученной областью исследования. При адаптации к новым финансовым условиям в принимающей стране иностранные студенты сталкиваются со множеством вызовов и принимают сложные решения, связанные с управлением бюджетами и расходами. Классификация финансовых стратегий иностранных студентов может включать стратегии экономии, стратегии дополнительного заработка и стратегии использования кредитных средств.
Необходимость более глубокого исследования финансовых стратегий и основных потребностей иностранных студентов обусловлена важностью разработки эффективных мер поддержки. Такой анализ позволит выявить ключевые аспекты, влияющие на эффективное управление финансами студентами, и определить наиболее действенные политики и программы поддержки.
Таким образом, проведение дальнейших исследований финансовых стратегий и потребностей иностранных студентов является существенным шагом для обеспечения их успешной социально-экономической адаптации и улучшения общего опыта обучения за рубежом.
Методика и методы исследования
В 2024 году было проведено авторское исследование методами анкетного опроса. Для обеспечения репрезентативности и снижения систематических ошибок была применена случайная выборка. Использование случайной выборки обосновано стремлением предоставить каждому иностранному студенту, обучающемуся в вузах Саратовской области, равную возможность быть включенным в исследование. Это повышает достоверность результатов, позволяя сделать выводы, применимые к широкой популяции иностранных студентов региона.
Основным критерием отбора послужило наличие статуса иностранного студента у респондента, а также принадлежность к вузам Саратовской области. Анкетирование проводилось в онлайн-формате, что позволило охватить более широкую аудиторию и собрать данные о расходах и финансовых трудностях. Обработка результатов опроса и статистический анализ данных осуществлялись с помощью программы SPSS.
Цель исследования – анализ финансовых потребностей иностранных студентов и исследование расходов по различным категориям потребления.
В опросе приняли участие 200 студентов (n = 200), из которых 74 % составили лица из Туркменистана, 10 % – из Казахстана, 8 % – из Узбекистана, 5 % – из Египта и 3 % – из Марокко. Гендерное распределение респондентов выглядит следующим образом: 65 % – мужчины, 35 % – женщины. Возрастная структура показала, что основную группу респондентов составляют молодые люди в возрасте 21–25 лет (63,0 %); за ними следуют 17–20 лет (28,5 %), затем 26–30 лет (7,5 %) и
30 лет и старше (1,0 %). Все опрошенные студенты обучаются на коммерческой основе, при этом 98% из них проживают в общежитиях.
Среди респондентов 73 % обучаются в «Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского» (СГУ), 11 % – в «Саратовском государственном медицинском университете им. В.И. Разумовского» (СГМУ), 10 % – в «Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина» (СГТУ) и 6 % – в «Саратовском государственном аграрном университете имени Н.И. Вавилова» (СГАУ).
Согласно полученным результатам, помощь от родственников получают 96% студентов. По данным опроса, работают 89% респондентов. На диаграмме ниже представлен анализ распределения рабочих часов среди иностранных студентов в четырех вузах: СГУ, СГМУ, СГАУ и СГТУ (рис. 1).
Процентные соотношения студентов, работающих в различных диапазонах часов в неделю, позволяют оценить их занятость во время учебы.
Наименьшее количество студентов, работающих более 40 часов в неделю, зафиксировано в СГМУ – здесь этот показатель равен нулю, что может свидетельствовать о значительной учебной нагрузке. В СГАУ этот показатель составляет
8,3 %, а в СГУ и СГТУ – 4,8 % и 5,0 % соответственно. В диапазоне от 30 до 40 часов студенты из СГАУ (16,7 %) более активны, чем в других вузах. Значительный процент студентов работает от 20 до 30 часов в неделю: в СГАУ это 33,3 %, а в СГТУ – 15 %. Наиболее распространенная категория – работа менее 20 часов в неделю, особенно в СГМУ, где абсолютное большинство студентов попадает в эту категорию. В СГУ этот процент составляет 59,6 %, а в СГАУ – 41,7 %.
Предположительно, студенты СГМУ, сосредоточены на учебной деятельности, в то время как в других вузах наблюдается более сбалансированное сочетание работы и учебы. Высокая занятость студентов в СГАУ может свидетельствовать о гибкости учебной программы. Важно учитывать потенциальное негативное влияние высокой рабочей нагрузки на академическую успеваемость и рассмотреть возможность предоставления дополнительных ресурсов для помощи студентам в балансировании учебной и профессиональной деятельности.
Анализ расходов иностранных студентов, обучающихся в вузах Саратовской области, показал, что их ежемесячные траты варьируются в зависимости от категории потребления и уровня комфортности жизни. В результате опроса респондентов были выявлены средние фактические, минимально необходимые и комфортные расходы в таких категориях, как питание, транспорт, учебные материалы, непредвиденные расходы и другие аспекты жизни в России (табл. 1).
Питание оказалось наиболее значимой статьёй расходов. В среднем каждый студент тратит на еду 13 500 рублей в месяц, при этом минимально достаточная сумма составляет 9 300 рублей. Однако для комфортного питания, включающего более разнообразный рацион и возможность посещать кафе и рестораны, студентам требуется около 15 600 рублей. Это подчёркивает важность питания как ключевого элемента студенческой жизни, качество которого напрямую зависит от доступных финансовых ресурсов.
Расходы на одежду также существенно варьируются. Студенты тратят в среднем 3 700 рублей в месяц, но могут обходиться минимальной суммой в 2 100 рублей, приобретая одежду только при необходимости. Для комфортного уровня жизни, позволяющего не только удовлетворять базовые потребности, но и приобретать более стильные или сезонные вещи, требуется около 7 600 рублей в месяц.
Косметика и средства личной гигиены занимают меньшую долю в бюджете. В среднем студентам достаточно 1 300 рублей на месяц, но при необходимости этот показатель можно сократить до 900 рублей. Тем не менее комфортный уровень расходов на эти товары достигает 3 000 рублей, что может включать дополнительные средства ухода.
Суммы, выделенные на услуги связи, находятся в пределах бюджета. Ежемесячные траты составляют в среднем 900 рублей, а минимально необходимая сумма – 800 рублей. Для комфортного пользования связью и интернетом студенты готовы потратить до 1 700 рублей. Поскольку связь и интернет важны для учёбы и общения с семьёй, эти расходы остаются стабильными и необходимыми.
Траты на лекарства и медицинские услуги показывают, что студенты стараются экономить на медицинских расходах, расходуя в среднем 800 рублей в месяц. Минимально достаточная сумма – 500 рублей, однако для комфортного ухода за здоровьем, включая регулярный приём витаминов и профилактические меры, необходимо около 2 500 рублей. Такие расходы могут варьироваться в зависимости от личных потребностей и состояния здоровья каждого студента.
Значительной частью студенческого бюджета являются развлечения и досуг. В среднем студенты тратят 2 600 рублей в месяц, что может включать посещение кинотеатров, кафе, спортивных мероприятий или других видов отдыха. Минимальная сумма на досуг – 2 000 рублей, однако для комфортного отдыха и регулярных посещений мест развлечений требуется до 6 000 рублей. Это показывает, что студенты стремятся не только учиться, но и находить время для полноценного отдыха и развлечений.
Транспортные расходы варьируются в зависимости от способа передвижения. В среднем студенты тратят 2 600 рублей на общественный транспорт и такси. Минимально необходимая сумма – 1 900 рублей, но для комфортных перемещений, особенно при частом использовании такси, требуется около 3 200 рублей. Эти расходы важны для перемещений по городу, особенно для тех, кто живёт далеко от учебных заведений.
Учебные материалы, включая канцелярские товары, книги и пособия, составляют меньшую долю расходов. Средняя сумма – 600 рублей в месяц, минимально необходимо 500 рублей. Для более комфортного учебного процесса, с доступом к дополнительным материалам или приобретением дорогостоящих учебников, потребуется до
2 000 рублей в месяц. Эти расходы важны для поддержания образовательного процесса и успешной учёбы.
Непредвиденные расходы – ещё одна важная статья бюджета. В среднем на неожиданные траты, такие как ремонт техники, подарки или другие незапланированные покупки, уходит
2 500 рублей. Минимальная сумма – 1 500 рублей, но для комфортного покрытия всех возможных непредвиденных ситуаций студенты предпочитают иметь до 4 000 рублей в месяц.
В итоге, общие фактические расходы студентов составляют около 28 500 рублей в месяц. Для минимально необходимого уровня жизни требуется 19 500 рублей, а для комфортной жизни студенты должны тратить до 45 600 рублей в месяц. Если эти данные экстраполировать на год, то:
фактические расходы составят 342 000 рублей в год;
минимально необходимые расходы – 234 000 рублей в год;
комфортные расходы – 547 200 рублей в год.
Таким образом, годовой бюджет иностранных студентов может значительно варьироваться в зависимости от уровня жизни, что позволяет лучше понять финансовые потребности этой группы в Саратовской области. Данные результаты свидетельствуют о применении иностранными студентами различных финансовых стратегий, направленных на оптимизацию расходов и обеспечение необходимого уровня жизни в условиях ограниченных финансовых ресурсов. Согласно результатам опроса, финансовое положение иностранных студентов, обучающихся в вузах Саратовской области, демонстрирует сбалансированное состояние, однако значительная часть вынуждена проявлять экономию в различных категориях расходов.
В категории питания, которая является одной из наиболее приоритетных для студентов (рис. 2.1), только 20 % опрошенных заявили, что полностью удовлетворяют свои потребности в питании, что является относительно низким показателем. Это может свидетельствовать о высоких затратах на другие категории, неоптимальном распределении финансовых ресурсов или недостаточном уровне доходов. При этом 47 % студентов иногда ограничивают себя в этой категории, что свидетельствует о применении стратегии периодической экономии для перераспределения средств на другие нужды. Ещё более тревожным является тот факт, что 30 %
студентов вынуждены постоянно экономить на еде, что может негативно сказываться на их физическом и эмоциональном состоянии. Лишь 3 % испытывают серьёзные финансовые трудности в этой категории, что остаётся в пределах допустимой нормы от общего количества иностранных студентов.
Аналогичная ситуация наблюдается в категории одежды (рис. 2.1). Только 14 % студентов заявили, что их потребности в этой области полностью удовлетворены. Это один из самых низких показателей, свидетельствующих о том, что большая часть студентов экономит на покупке одежды. 46 % студентов периодически ограничивают свои расходы на одежду, что говорит о гибком подходе к управлению этой категорией расходов. Однако 38 %
заявили, что им приходится постоянно экономить, что может указывать на недостаточный уровень доходов или высокие цены на одежду. Лишь 2 % испытывают серьёзные финансовые трудности в этой категории, что соответствует общей картине умеренного финансового состояния студентов.
Категория косметики и средств гигиены также демонстрирует примечательные результаты
(рис. 2.1). 25 % студентов полностью удовлетворяют свои потребности в этой категории, что выше, чем в предыдущих категориях. Это может объясняться тем, что расходы на гигиенические средства часто являются более предсказуемыми, управляемыми и менее затратными, что позволяет студентам менее интенсивно применять стратегии экономии. Тем не менее 52 % студентов иногда вынуждены ограничивать свои расходы, а 20 % экономят на постоянной основе, демонстрируя гибкость в управлении бюджетом. Лишь 3 % заявили о серьёзных трудностях в этой области, что указывает на то, что необходимость экономии здесь не является критической.
Услуги связи показали более положительные результаты (рис. 2.1). 39 % студентов удовлетворяют свои потребности в этой категории без необходимости ограничивать себя. Это самый высокий процент среди всех категорий, что может свидетельствовать о том, что расходы на связь относительно невысоки и легко контролируются. Однако 43 % иногда ограничивают себя, а 15 % экономят на постоянной основе, применяя стратегии экономии для оптимизации бюджета. Только 3 % студентов испытывают серьёзные трудности в этой категории, что является приемлемым показателем.
В категории лекарств и медицинских услуг ситуация является менее благоприятной (рис. 2.2). Лишь 11 % студентов могут позволить себе полное удовлетворение потребностей в медицинских услугах. 46 % иностранных студентов вынуждены время от времени экономить на этой важной категории расходов, что вызывает беспокойство, поскольку это напрямую связано с их здоровьем.
38 % студентов постоянно экономят, а 5 % испытывают серьёзные трудности, что является наивысшим показателем среди всех категорий. Это указывает на необходимость разработки финансовых стратегий, направленных на оптимизацию расходов в области здравоохранения без ущерба для благополучия студентов.
Когда дело касается развлечений и досуга (рис. 2.2), 17 % студентов удовлетворяют свои потребности, не ограничивая себя, однако большинство студентов вынуждены экономить. 44 % заявили, что иногда ограничивают свои расходы в этой категории, а 36% экономят на постоянной основе. Только 3% сталкиваются с серьёзными финансовыми трудностями, что указывает на готовность студентов жертвовать затратами на досуг ради удовлетворения более насущных потребностей. Это отражает применение финансовых стратегий, направленных на приоритизацию основных расходов и снижение затрат на второстепенные категории.
Транспортные расходы также являются значительной частью бюджета студентов (рис. 2.2).
29 % респондентов полностью удовлетворяют свои транспортные потребности, в то время как 47 %
иногда ограничивают свои расходы, возможно, отдавая предпочтение общественному транспорту вместо такси. 21 % студентов вынуждены экономить на транспорте на постоянной основе, а 3 % испытывают серьёзные трудности в этой категории. Это свидетельствует о применении финансовых стратегий экономии, таких как выбор более доступных видов транспорта для оптимизации бюджета.
Что касается учебных материалов, включая канцтовары, книги и учебные пособия (рис. 2.2), 34 % студентов не испытывают нужды в экономии. 46 % иногда ограничивают себя, и 18% вынуждены постоянно экономить. Лишь 2% студентов заявили о серьёзных трудностях, что свидетельствует о том, что студенты в целом справляются с этими расходами. Это может быть результатом использования стратегий рационального потребления, например, совместного использования учебных материалов или приобретения электронных версий учебников.
Наконец, категория непредвиденных расходов (рис. 2.2), включая ремонт техники или подарки, показывает, что только 18 % студентов могут позволить себе эти траты без ограничений. 45 % иногда экономят на таких расходах, а 35 % постоянно ограничивают себя. Лишь 2 % сталкиваются с серьёзными финансовыми трудностями в этой области. Это указывает на необходимость формирования финансовых резервов и применения стратегий планирования бюджета для покрытия непредвиденных расходов.
В целом, финансовая ситуация иностранных студентов в Саратовской области демонстрирует баланс между необходимостью экономии и стремлением поддерживать достойный уровень жизни. Опрос показывает, что, несмотря на регулярные подработки, многие студенты сталкиваются с потребностью ограничивать свои расходы в разных сферах, однако лишь небольшая часть испытывает серьёзные финансовые затруднения. Это свидетельствует о том, что, хотя доходы студентов позволяют им удовлетворять базовые потребности, им всё же приходится очень осторожно распределять бюджет, особенно в таких категориях, как питание и медицинские услуги.
Положительным моментом является то, что лишь малая доля студентов, не более 5 % в каждой категории, испытывает серьёзные финансовые трудности. Это свидетельствует о том, что в целом иностранные студенты находят способы справляться с финансовыми вызовами. Большинство студентов применяют финансовые стратегии, такие как экономия на менее приоритетных вещах, например, одежде, развлечениях и косметике, чтобы иметь возможность тратить больше на основные нужды – питание, транспорт и связь.
Их финансовая гибкость помогает сохранять относительно стабильное положение, несмотря на необходимость экономить. Это указывает на то, что, несмотря на ограниченные доходы, студенты способны грамотно распределять средства, избегая критических финансовых трудностей.
В ходе проведённого опроса мы установили, что наибольшие расходы на образование наблюдаются у студентов Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского (СГМУ), где стоимость обучения для иностранных студентов составляет в среднем 194 000 рублей в год. Это значительно выше, чем в других вузах, и связано со спецификой медицинского образования. В Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (СГУ) студенты платят в среднем 142 000 рублей в год, что делает его вторым по затратам вузом. В Саратовском государственном техническом университете имени Ю.А. Гагарина (СГТУ) и Саратовском государственном аграрном университете имени
Н.И. Вавилова (СГАУ) стоимость обучения в среднем примерно одинакова – 131 000 и 132 000 рублей соответственно. Это самые низкие затраты среди четырёх вузов (табл. 2).
Различия в стоимости обучения влияют на финансовые стратегии студентов, вынуждая их адаптировать свои бюджеты и применять различные методы экономии или поиска дополнительных источников дохода. Студенты с более высокими затратами на обучение могут быть вынуждены работать больше часов или экономить на других категориях расходов. Таким образом, финансовые стратегии иностранных студентов включают в себя адаптацию расходов, приоритизацию основных потребностей и поиск возможностей для увеличения доходов, что позволяет им успешно справляться с финансовыми вызовами во время обучения.
Таблица 2
Средняя стоимость обучения в год
в вузах Саратовской области
Table 2
The average cost of tuition per year
at universities in the Saratov region
ВУЗ Средняя стоимость обучения в год (рубли)
СГУ 142 000
СГТУ 131 000
СГАУ 132 000
СГМУ 194 000
Также мы предложили респондентам ответить на открытый вопрос о том, сколько в год они тратят на оплату общежития. Средняя годовая сумма составила 13 000 рублей. Стоимость проживания зависит от условий и типа общежитий каждого вуза. Важным моментом является наличие значительного разброса в ценах на проживание в зависимости от учебного заведения и предоставляемых условий проживания.
Если рассчитать средние годовые затраты на обучение и проживание для иностранных студентов, то средняя стоимость обучения составляет 149 750 рублей в год, а средняя стоимость проживания – 13 000 рублей в год, что в сумме составляет 162 750 рублей. Наибольшие расходы приходятся на студентов СГМУ из-за высокой стоимости обучения, в то время как самые доступные условия по обучению и проживанию предоставляются в СГТУ и СГАУ. Большая часть этих
затрат покрывается за счёт финансовой поддержки, получаемой из их стран, что особенно характерно для студентов из Туркменистана.
Заключение
Исследование финансовых стратегий и расходов иностранных студентов, обучающихся в вузах Саратовской области, показало, что их финансовое положение находится на среднем уровне стабильности. Основные траты студентов приходятся на обучение и проживание. Средняя стоимость обучения составляет около 150 000 рублей в год, а расходы на проживание – 13 000 рублей в год, что в общей сложности формирует 163 000 рублей на покрытие базовых образовательных и жилищных расходов. Однако это лишь основная часть их бюджета.
Студенты также несут значительные расходы на такие категории, как питание, транспорт, услуги связи и учебные материалы. В среднем на всё это уходит 342 000 рублей в год, с минимально необходимыми расходами в размере 234 000 рублей и комфортным уровнем жизни, требующим 547 200 рублей. Эти суммы подчёркивают необходимость управления бюджетом и применения финансовых стратегий для оптимизации расходов. Если сложить годовую сумму обучения, проживания и расходов по вышеизложенным категориям, то получаемая сумма равняется 505 000 рублей. При этом минимально необходимый уровень всех расходов, который понадобится для обучения, равен 397 000 рублей, а для комфортного обучения в вузах Саратовской области требуется в год 710 000 рублей.
Большинство респондентов получают финансовую поддержку от родственников, которая поступает из их родных стран, например, Туркменистана. Тем не менее, поддержка часто задерживается, и студенты вынуждены работать, чтобы покрывать часть своих расходов (Калинникова, Малинский, Минин 2022, с. 411). Большая часть респондентов работают параллельно с учёбой, что подтверждает необходимость дополнительных доходов для поддержания их уровня жизни. Основная часть студентов работает неполный рабочий день, что указывает на выбор гибких графиков для совмещения работы и учёбы, избегая перегрузок.
Финансовое положение иностранных студентов в значительной степени зависит от их способности гибко управлять бюджетом. Несмотря на финансовую поддержку из их стран, необходимость работать остаётся важным фактором, позволяющим студентам покрывать свои расходы. В условиях, когда расходы на обучение и проживание достаточно высоки, эффективное планирование бюджета и применение различных финансовых стратегий помогают иностранным студентам сохранять стабильность и успешно справляться с финансовыми вызовами.
Студентам необходимо применять более систематический подход к распределению своих средств, что позволит им не только справляться с текущими расходами, но и создавать резервы на непредвиденные нужды.
На основе результатов исследования можно предложить ряд рекомендаций для иностранных студентов, которые помогут им более эффективно управлять своим бюджетом:
Планирование расходов: создание ежемесячного плана расходов с учётом обязательных платежей, таких как обучение, проживание и транспорт.
Оптимизация питания: введение разумного бюджета на питание, включая самостоятельное приготовление пищи, что может существенно сократить затраты.
Использование акций и скидок: активное использование скидок и льгот, предоставляемых студентам, особенно в таких категориях, как транспорт, книги и услуги связи.
About the authors
Aleksandr А. Minin
Saratov State University
Author for correspondence.
Email: semsans4@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6141-0386
3rd-year the postgraduate student, Sociology Faculty
Russian Federation, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russian FederationReferences
- Bagautdinova, N.G., Vakhitova, T.M., Gadelshina, L.A. and Kadochnikova, E.I. (2024), Formation of universal educational competencies in the field of financial literacy among university students (on the example of Kazan Federal University), Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Sustainable Development Goals: Foreign Experience and the Practice of Uzbekistan" (National University of Uzbekistan, Tashkent, 25–26 April 2024), pp. 78–83, DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.11484114.
- Brumshtein, Yu.M., Aksenova, Yu.Yu. and Sizov, A.M. (2010), Comfort of the environment in universities – analysis of the structure of influencing factors and the main management methods during the operation of buildings, Prikaspian Journal: Management and High Technologies, no. 2 (10), pp. 97–102.
- Bourdieu, P. (2004), Forms of capital, in Western Economic Sociology: A Reader of Modern Classics, Russian Economic Encyclopedia, Moscow, Russia, 680 p.
- Bystrova, N.V., Urakova, E.A. and Nazarova, E.I. (2022), Financial literacy of young people in the digital economy, Problems of Modern Pedagogical Education, no. 75–4, pp. 70–73.
- Gogoleva, E.N. (2022), Studentship in the structure of socio-economic relations (based on the results of sociological research), Vestnik of Surgut State Pedagogical University, vol. 2, no. 77, pp. 37–45.
- Gogoleva, E.N. and Markina, N.L. (2019), Socio-economic status of students (based on the results of sociological monitoring), Izvestia of Tula State University. Humanities, no. 1, pp. 70–77.
- Zhdanova, N.V., Subbotina, T.Yu. and Kocherov, A.V. (2022), Development of financial literacy as a necessary condition for the socio-cultural adaptation of foreign students, Vestnik of South Ural State University. Series: Education. Pedagogical Sciences, vol. 14, no. 4, pp. 88–105, DOI: https://doi.org/10.14529/ped220408.
- Kalinnikova, M.V., Malinsky, I.G. and Minin, A.A. (2022), Difficulties in the integration of foreign students into the educational environment of Russian universities (on the example of Saratov National Research State University named after N.G. Chernyshevsky), Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Sociology. Political Science, vol. 22, no. 4, pp. 408–412.
- Kuznetsova, A.V. and Nikolaev, A.A. (2021), Socio-economic adaptation of non-resident students at the Financial University under the Government of the Russian Federation, International Journal of Sociogumanitarian Studies, vol. 4, no. 4, pp. 32–40.
- Leonov, N.I. and Hasan, H.F. (2019), Coping resources of foreign students in a difficult life situation, Vestnik of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, vol. 29, no. 3, pp. 291–297, DOI: https://doi.org/10.35634/2412-9550-2019-29-3-291-297.
- Lukyanova, N.Yu., Zonin, N.A., Shchepkova, I.V. and Tishchuk, M.O. (2020), Innovative approach to improving financial literacy of students of non-economic specialties, Vestnik of Baltic Federal University named after I. Kant. Series: Philology, Pedagogy, Psychology, no. 1, pp. 107–118.
- Mukha, V.N., Sergienko, N.L. and Lysenko, A.I. (2018), Features of the adaptation of foreign students in a Russian university (on the example of Kuban State Technological University), Sociological and Humanitarian Sciences, pp. 176–185.
- Ryaguzova, E.V. and Chincevich, E.V. (2022), Psychological strategies and types of financial behavior of students from different Russian universities, Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, vol. 22, no. 1, pp. 70–78, DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-70-78.
- FSN No. VPO-1 Consolidated Reports, [Online], available at: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (Accessed 25 August 2024).
- Ustavshchikova, S.V. (2020), Foreign students in Russia: educational migrants or potential permanent residents, Izvestia of Saratov University. New Series. Series: Earth Sciences, vol. 20, no. 2, pp. 104–108.
Supplementary files
