Правовое регулирование лоббирования в Германии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Целью данной статьи является анализ правового регулирования лоббирования в Германии. Лоббирование в Германии оказывает влияние на процесс принятия решений, существенно влияет на процедуры инвестирования и способствует доступности и прозрачности инвестиционной политики и нормативных актов, имеющих отношение к инвесторам. Согласно закону о лоббировании в Германии, представители профессиональных интересов обязаны зарегистрироваться в реестре лоббистов Бундестага. В январе 2025 г. в регистре лоббистов Германии было зарегистрировано около 5900 человек. Влияние на процесс принятия решений сегодня определяет ситуацию и при принятии решений органами власти, поскольку крупные компании используют свой лоббистский потенциал для вмешательства в деятельность регулирующих органов. При этом, в России отсутствует регулирование лоббирования, это аргументируется в том числе тем, что изначальная задача состоит в том, чтобы сначала повысить уровень лоббирования и общую политическую культуру в стране. В этом контексте пример Германии как модели регулирования лоббизма интересен, поскольку способствует постепенному переходу на качественно новый уровень отношений на уровне «лоббисты – органы власти».

Об авторах

Анна Валерьевна Серебренникова

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: serebranna@hotmail.com
ORCID iD: 0000-0002-1064-4171
Scopus Author ID: 56613319000
ResearcherId: HCI-7898-2022

доктор юридических наук, профессор, профессор, кафедра уголовного права и криминологии, юридический факультет

Россия, Москва

Список литературы

  1. Зелепукин Р.В., Комаров С.А., Сиротенко С.П. Модели правового регулирования лоббирования в зарубежной практике // Юридическая мысль. 2023. № 5. С. 20–45.
  2. Зюзина Л.А. Лоббизм как инструмент экономической политики: эмпирический анализ и направления исследования // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. 2022. Т. 9. № 1. С. 49–68.
  3. Каневский П.С. Национальные модели лоббизма: типы и механизмы функционирования // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и Политология. 2023. № 3. С. 121–139.
  4. Коцан И.М. Политико-правовой анализ регулирования лоббистской деятельности в зарубежных странах // Вестник МГОУ. Серия: История и политические науки. 2022. № 4. С. 147–151.
  5. Левит К.Е. Перспективы развития нормативно-правового регулирования лоббизма в России на примере опыта Германии // Россия в глобальном мире. 2021. № 19. С. 84–93.
  6. Силласте Г.Г. Социальные практики неформального регионального лоббизма в условиях модели «центр–периферия» // Гуманитарий Юга России. 2022. № 2. С. 27–49.
  7. Суровцев С.И. Особенности правового регулирования лоббистской деятельности в Германии и США: сравнительно-правовой анализ // Право и управление. XXI век. 2023. № 2. С. 74–81.
  8. Чечеткина А.Е. Модели регулирования лоббистской деятельности // Молодой ученый. 2022. № 8. С. 782–785.
  9. Штырняева Е. А. Петиционные платформы как одна из форм лоббизма // Вопросы эффективного применения научного потенциала общества. 2022. № 2. С. 93–98.
  10. Штырняева Е. А. Правовое регулирование лоббизма: сравнительный анализ англосаксонской и континентальной моделей // Научное обозрение. 2021. № 5. С. 191–195.
  11. Bryhinets O., Нalus O., Ryzhuk I. Prospects of legal regulation of contractual relations in the sphere of lobbying management as a counteraction to corruption at the municipal level // Amazonia Investiga. 2021. No. 10. Рр. 38–47.
  12. Gies L. Lobbyregister für die Interessenvertretung gegenüber dem Deutschen Bundestag und der Bundesregierung. Handbuch für Interessenvertreterinnen und Interessenvertreter zur Eintragung in das Lobbyregister // Deutscher Bundestag. 2022. 201 р.
  13. Oliver Gonzаlez A.B. Analysis and regulation of the lobby in the European Union // Vivat Academia. 2023. No. 12. Рр. 91–108.
  14. Polk A. Mehr Transparenz durch das Lobbyregister? // Wirtschaftsdienst. 2021. No. 10. Рр. 121–126.
  15. Pross P. Public governance and territorial development directorate public governance committee // Unclassified. 2023. No. 4. Рр. 3–40.
  16. Sokur S. Transformation of lobbying instruments for economic stakeholders in European countries // Economy of Ukraine. 2021. № 5. Рр. 78–90.
  17. Tyllstrom A., Murray J. Lobbying the client: The role of policy intermediaries in corporate political activity // Organizational Studies. 2021. No. 2. Рр. 971–991.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Немецкие компании с самыми высокими годовыми расходами на лоббирование по состоянию на январь 2025 г.

Скачать (66KB)


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».