On the way to the global microhistory of the Orthodox parish

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The capital monograph by A.L. Beglov provides an exhaustive analysis of institutional development, discourse about the parish question, and various attempts and proposals to reform the Russian Orthodox parish. With this macrohistory of the parish available, researchers can now proceed to conduct microhistorical studies to study the parish question not from above but “from below,” thereby making is possible not only to understand dynamics at the local level but also to give agency to miriane and recognize their response to the “parish question.” This article addresses the problem of sources and suggests the range of archival and printed sources for this new stage of parish microhistory.

Full Text

Монументальная работа А. Л. Беглова, посвящённая положению приходов в императорской России, представляет собой вершину постсоветской историографии, анализирующей судьбы Русской Православной Церкви. Она состоит из четырёх глав, в которых характеризуется развитие приходской жизни до середины XIX в., в условиях реформ 1860-х гг., пореформенных лет и революций начала ХХ в. Особое внимание при этом уделено дискуссиям об организации приходов, предшествовавшим Поместному собору 1917–1918 гг. и продолжавшимся на его заседаниях. В качестве приложения приведены подробные статистические таблицы (с. 887–974). Автор использовал многочисленные публикации источников, большой корпус материалов, хранящихся в центральных архивах (с. 1017–1023), и солидное количество научных трудов (включая 17 российских диссертаций). В итоге ему удалось показать, как власти (церковные и государственные) и общественность воспринимали «приходской вопрос» и как они стремились обустроить эту базовую ячейку православной Церкви. Монография Беглова безусловно вносит большой вклад в освещение данной тематики, но что дальше?

В настоящее время, пожалуй, следовало бы отойти от «национальной макроистории» (изучение дискурса и законодательства) и перейти, применяя микроисторический подход, к исследованию самих приходов, и прежде всего деятельности и самосознания их клириков и прихожан. Как подметил известный теоретик микроистории, «Бог в деталях»1. Иными словами, пора уже писать не только про поместную «Церковь» во всей её полноте, но и про «церковь» как конкретную общину верующих. С 1990-х гг. такая работа кое-где началась: защищены десятки диссертаций, которые основаны на местных архивных фондах и посвящены той или иной епархии2, её духовенству 3 и таким институтам, как братства4. Но, как правило, и в них речь идёт преимущественно о церковной администрации и клириках, и только изредка уделяется внимание отдельным приходам5. И хотя призывы к развитию церковной микроистории в России уже звучали6, до выхода монографии Беглова, очертившего существенные аспекты «приходского вопроса» в империи, краеведы не имели возможности вписать свои находки и наблюдения во всероссийский контекст7. Теперь же необходимые предпосылки для этого созданы, и можно выявлять совпадения и отклонения местных реалий от общих процессов.

Конечно, заниматься микроисторией российских приходов порою трудно и сложно: в областных архивах их документация сохранилась далеко не всегда и крайне неравномерно8. Так, Воронежский архив был практически уничтожен во время Великой Отечественной войны. И если в 1913 г. в Воронежской епархии насчитывалось 984 приходские церкви, то архивные фонды остались лишь от 12, причём в них всего 82 единицы хранения (ещё 1 342 дела можно обнаружить в фонде духовной консистории, 4 – в фонде духовного правления). В Пензенской епархии из 753 храмов 1913 г. фонд оставил только один, и тот из шести дел (ещё два – в фонде духовного правления, а от консистории их дошло 4 605). Во Владимирской епархии, где в 1913 г. было 1 124 церкви, собственные фонды в областном архиве имеют три, а ещё один, коллекционный, включает материалы различных приходов. Правда, бумаг духовного правления и консистории уцелело несколько больше – 1 707 и 14 811 дел соответственно. Получше ситуация в Орловской епархии. Хотя из 882 храмов 1913 г. фонды удалось образовать только для 10, но в них уже 961 единица хранения, а в фондах духовного правления и консистории – 2 850 и 111 427. Ещё 39 дел находятся в фондах благочиний. На этом фоне удивительно богатым выглядит Тульский архив9, где собрано 344 приходских фонда (при 836 храмах епархии в 1913 г.) с 1 931 делом, от делопроизводства духовного правления и консистории их осталось 7 162 и 130 098, а благочиния добавляют к ним 21110. Встречающиеся в них сведения, отражающие церковную повседневность, иногда позволяют проверить или поставить под сомнение заявления, звучавшие в ежегодных отчётах, поступавших в Синод.

Однако насколько оправданно погружение в местные архивы, если в центральных отложилась значительная масса документов? Это хорошо видно, например, из рассмотрения бракоразводных дел. В фонде канцелярии Святейшего Синода (РГИА, ф. 796) их множество, но они состоят лишь из экстрактов, присланных для формального подтверждения принятого решения. А первоначальные дела, включающие оригинальные иски, протоколы допросов свидетелей, описания вещественных доказательств, сведения об увещаниях, рассуждениях священнослужителей и т. п., искать нужно в делопроизводстве консисторий. Кроме того, в Синод поступали исключительно те бракоразводные прошения, которые одобрял правящий архиерей, а отвергнутые им (главным образом из-за отсутствия законного повода) оставались в епархии11. Между тем именно они едва ли не наиболее интересны для анализа кризиса семьи и соотношения канонических правил с мирскими представлениями о легитимных поводах к разводу12.

Ещё в советское время историки охотно (но выборочно) цитировали «отчёты», которые епархиальные архиереи ежегодно направляли в Синод. Но эти небольшие доклады не раскрывали состояние и динамику религиозности в епархиях, нередко охватывавших громадную территорию с сотнями и даже тысячами церквей и духовных лиц и с сотнями тысяч, если не больше, прихожан. В пореформенный период в отчёты стали включать фрагменты из рапортов благочинных, но сами они оседали в консисторской канцелярии, и затем просто погибали или попадали в областной архив13. Там же оказывались и протоколы консистории, в которых затрагивался весь спектр церковной жизни14.

Не менее любопытна документация об исповедавшихся и причастившихся. Обширные экстракты, поступавшие в Синод, позволяют составлять таблицы, обобщающие данные за каждый год по городу и уезду, по сословию, по полу. В результате на уровне империи можно проследить региональные и временные тенденции15. Но в местных архивах попадаются как суммарные таблицы по приходам16, так и их первоисточник – исповедные книги, с указанием имён, возраста, социального положения, частоты исполнения «христианского долга» и причин пропуска или уклонения от него конкретных лиц 17 (по малолетству, по болезни, вследствие отсутствия, «по совету духовного отца» или по «нерадению»). Только их анализ демонстрирует корреляцию таких факторов, как география, пол, возраст, социальный и семейный статус.

Всеподданнейшие отчёты обер-прокурора содержат важные статистические сведения о приходах и духовенстве, которые тщательно обработаны Бегловым. Но в областных архивах сохранилась часть более детальных клировых ведомостей18. Так, в Калязинском уезде в 1830 г. они сообщали информацию о храме (создание, штат, доходы, недвижимое имущество, церковная земля, жилища духовенства, расстояние от консистории, социальный состав прихожан), местном клире (имя, возраст, образовательный уровень, служебная карьера, жена и дети, родство с другими местными клириками, поведение19, награды и наказания, знание катехизиса дьяконами и причетниками20). В них также включались заштатные священнослужители и сиротствующие21. Это даёт основание судить, например, о среднем возрасте приходского духовенства и о том, насколько оно постарело к концу старого режима, составить представление о его образовательном уровне (а не только об окончании полного курса семинарии), и т. д.

Впрочем, как ни важны фонды местных архивов, не стоит пренебрегать и обилием других источников – особенно там, где церковная документация в значительной степени утрачена. Помимо незаменимых материалов РГИА и ГА РФ, микроисторик имеет в своём распоряжении коллекции Тенишевского архива в Российском этнографическом музее (ф. 7), многочисленные региональные издания – «Труды» губернских архивных комиссий22, монографии и документальные сборники краеведов23, церковные летописи24, историко-статистические описания епархий и проч. 25Весьма ценные публикации появлялись в дореволюционной прессе – как в епархиальные ведомостях26, так и в светских газетах и журналах.

Капитальный труд А. Л. Беглова открывает новые перспективы для дальнейших исследований, в первую очередь микроисторических. На фоне тех дискуссий, которые шли в правящих кругах и в обществе, следует рассмотреть внутреннюю структуру православного прихода, его деятельность, финансы, взаимоотношения со светскими институтами и властями, контакты с другими приходами и неправославным населением, и т. п. Важно знать не только планы элит, но и калейдоскопическое разнообразие форм и деталей церковной жизни на местах.

 

1 Суарто И. Бог в деталях. Четыре аргумента в защиту микроистории // Казус. Вып. 12. М., 2017. С. 301–307. См. также: Magnússon S. G., Szijártó I. M. What Is Microhistory? Theory and Practice. L., 2013.

2 Цысь В.В., Солодкин Я. Г., Цысь О. П., Спичак А. В. Русская православная церковь на севере Западной Сибири в конце XVI – начале XX в.: институциональное влияние на политические, социальные, экономические и этнокультурные процессы (формы, факторы, специфика, историческая роль). Нижневартовск; Новосибирск, 2020; Дулов А. В.Санников А. П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX веков. Иркутск, 2006; Устьянцева О. Н. Томская епархия в конце XIX – начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 2003.

3 Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской Православной Церкви во второй половине XIX в. – 1917 г. (на материалах Вятской епархии). Дис. … канд. ист. наук. Киров, 2005; Мухин И. Н. Приходское духовенство в конце XVIII – начале XX вв. (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006; Власова А. В. Социальная деятельность Русской Православной Церкви на Урале во второй половине XIX – начале XX в. Дис. … д-ра ист. наук. Челябинск, 2011.

4 Трофименко В. Г. Возникновение и деятельность православных церковных братств на Европейском Севере России в 1864–1918 гг. Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2010; Гажва И. А. Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2008; Носова Т. А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX – начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. Сыктывкар, 2006.

5 Шушканова Е. А. Церковь Святой Параскевы села Барабановское Енисейской губернии в контексте сибирской истории (вторая половина XIX–XX вв.). Красноярск, 2019; Шушканова Е. А. Жизнь сельского прихода России накануне революции 1917 г. (на примере Енисейской губернии) // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 53–67; Струполева Н. С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX – начале XX в.: социальные функции и духовная жизнь. Дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2007; Фёдорова Н. В. Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60–70-е годы XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2014; Мухортова Н. А. Городская приходская община в Западной Сибири во второй половине XVIII в. – 60-х гг. XIX в. Дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2000.

6 Фриз Г. Л. Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в России периода империи // Нестор. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Вып. 11. СПб., 2007. С. 369–395.

7 Bertrand R., Calafat G. Global Microhistory: A Case to Follow // Annales. Histoire, Sciences Sociales (English edition)Vol. 73. 2018. P. 3–17; Ginzburg C. Microhistory and World history // The Cambridge World History / Ed. J. H. Bentley et al. Cambridge, 2015. P. 446–473; Medick H. Turning Global? Microhistory in Extension // Historische Anthropologie. Vol. 24. 2016. № 2. P. 241–52.

8 Можно только завидовать тем западным историкам, которые имеют в своём распоряжении такие невероятно богатые коллекции, охватывающие много столетий, как в архиве Мюнхенской епархии (Archiv des Erzbistums München und Freising). Это позволяет создавать фундаментальные работы. См., в частности: Phayer M. Religion und das gewöhnliche Volk in Bayern 1750–1850. München, 1970. Данный архив уже частично оцифрован (URL: https://digitales-archiv.erzbistum-muenchen.de/actaproweb/welcome.xhtml). Например, открыт удалённый доступ для просмотра современных описаний отдельных приходов с начала XVIII в.

9 В последние годы его постепенно оцифровывают (URL: https://gato.tularegion.ru/stocks/17262), и поиск по слову «прихожане» уже выявляет 2 060 единиц хранения. Данные материалы успешно используются. См., в частности: Резухин П. С., свящ. Создание и деятельность приходских советов в Тульской епархии в 1917–1918 гг. // Церковный историк. 2023. № 2(12). С. 47–55; Евсеев Н. Н. Русская православная церковь в контексте взаимоотношений с государственной властью в 1917–1927 гг. (на примере Тульской епархии). Дис. … канд. ист. наук. Курск, 2019.

10 Всеподданнейший отчёт обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. Пг., 1916. Приложения. С. 6–7; История Русской православной церкви в документах региональных архивов России. Аннотированный справочник-указатель. В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 200–204, 232–234, 277–294, 428–430, 554–584.

11 См., например: Державний архів Одеської області (далее – ДА ОО), ф. 37, оп. 1, д. 3811, 3838 (Херсонская епархия).

12 Подробнее см.: Фриз Г. Л. Мирские нарративы о священном таинстве: брак и развод в позднеимперской России // Фриз Г. Л. «Губительное благочестие». Российская церковь и падение империи. Сборник статей. СПб., 2019. С. 132–181.

13 Рапорты благочинных см.: Государственный архив Владимирской области (далее – ГА ВО), ф. 556, оп. 1, д. 3285, 3815, 4955; ДА ОО, ф. 37, oп. 1a, д. 876; Державний архів Житомирської області, ф. 1, оп. 34, д. 1908. Подробный анализ этих источников в архиве Литовской духовной консистории (Lietuvos Vasltybes lstorijos Archyvas (далее – LVIA), f. 605) см.: Freeze G. L. Russian Orthodoxy on the Periphery: Decoding the Raporty blagochinnykh in Lithuania Diocese // Проблемы всемирной истории. СПб., 2000. С. 124–131.

14 ГА ВО, ф. 556, оп. 1, д. 608, 611, 4424, 4845; LVIA, f. 605, op. 8, d. 1122; Государственный архив Тульской области (далее – ГА ТО), ф. 3, оп. 18, д. 5084.

15 Например, за 1860 г. см.: РГИА, ф. 796, оп. 142, 1861 г., д. 2372. См. также: Freeze G. L. Russian Orthodoxy: Church, People, and Politics in Imperial Russia // Cambridge History of Russia / Ed. by D. Lieven. Vol. 2. Cambridge, 2006. P. 299; Freeze G. L. A Pious Folk? Religious Observance in Vladimir Diocese, 1900–1914 // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Bd. 52. 2004. H. 3. P. 337–340.

16 ГА ТО, ф. 3, оп. 18, д. 5163.

17 Тициан А. Московские приходы конца XIX – начала XX в.: соотношение между православными жителями города, участвовавшими и не участвовавшими в таинствах исповеди и причастия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2(36). С. 315–342; Федорец А. И. Исповедные ведомости XVIII века как исторический источник (на примере Москвы) // Историческое обозрение. Вып. 11. М., 2010. С. 51–58.

18 Клировые ведомости хорошо сохранились в Твери (Государственный архив Тверской области (далее – ГА ТвО), ф. 160, оп. 1, д. 16272, 16298), Киеве (Центральний державний історичний архів України, ф. 127, oп. 1011, д. 1210, 1275, 1331, 1372, 1429) и др. Подробнее см.: Мангилёва А. В. Клировые ведомости как исторический источник // Церковь. Богословие. История. Материалы III международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 2015. С. 408–418. Их анализ по нескольким епархиям см.: Freeze G. L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.

19 В своих отметках благочинные не всегда ограничивались похвалой, иногда они высказывались сдержанно и даже критически, например: «Поведения честного, но к должности ленив, груб и ослушлив» (ГA ТвО, ф. 160, оп. 1, д. 16272, л. 5).

20 В 1856 г. благочинный, пересмотрев клировые ведомости, отметил, что 26-летний пономарь, учившийся в низшем отделении семинарии, только «отчасти понимает» катехизис (Государственный архив Курской области, ф. 20, оп. 2, д. 17, л. 17 об.–18).

21 ЦГА Москвы, ф. 203, оп. 773, д. 279, л. 5 об.–6.

22 Шведова О. И. Указатель «Трудов» губернских учёных архивных комиссий и отдельных их изданий // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 377–433.

23 См., в частности: Малицкий Н. Ф. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1–3. Владимир, 1904–1911; Малицкий Н. Ф. История Переславской епархии (1744–1788 г.). Вып. 1–2. Владимир, 1912–1917.

24 Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула, 1895; Добренький С. И. Церковно-приходские летописи как исторический источник (середина XIX – начало XX в.). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.

25 Добролюбов В. И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Рязанской епархии. Т. 1–4. Зарайск; Рязань, 1884–1891; Добронравов В. Г., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1–5. Владимир, 1893–1898.

26 Подробнее см.: Верещагин И. Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Европейского Севера России). Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2013. Кстати, епархиальные ведомости часто публиковали документы из местных церковных архивов. См., в частности: Тульские епархиальные ведомости. 1862–1918. Электронная версия. Алфавитный указатель статей и публикаций общеисторического и краеведческого характера (URL: https://tulds.ru/tulskie-eparhialnye-vedomosti-1862-1918-alfavitnyj-ukazatel-statej/).

×

About the authors

Gregory L. Freeze

Brandeis University

Author for correspondence.
Email: otech_ist@mail.ru

Department of History

United States

References

  1. Верещагин И.Ф. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Европейского Севера России). Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2013.
  2. Власова А.В. Социальная деятельность Русской Православной Церкви на Урале во второй половине XIX – начале XX в. Дис. … д-ра ист. наук. Челябинск, 2011.
  3. Гажва И.А. Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губернии). Дис. … канд. ист. наук. Иваново, 2008.
  4. Добренький С.И. Церковно-приходские летописи как исторический источник (середина XIX – начало XX в.). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
  5. Добролюбов В.И. Историко-статистическое описание церквей и приходов Рязанской епархии. Т. 1–4. Зарайск; Рязань, 1884–1891.
  6. Добронравов В.Г., Березин В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Т. 1–5. Владимир, 1893–1898.
  7. Дулов А.В., Санников А.П. Православная церковь в Восточной Сибири в XVII – начале XX веков. Иркутск, 2006.
  8. Евсеев Н.Н. Русская православная церковь в контексте взаимоотношений с государственной властью в 1917–1927 гг. (на примере Тульской епархии). Дис. … канд. ист. наук. Курск, 2019.
  9. Малицкий Н.Ф. Из прошлого Владимирской епархии. Вып. 1–3. Владимир, 1904–1911.
  10. Малицкий Н.Ф. История Переславской епархии (1744–1788 г.). Вып. 1–2. Владимир, 1912–1917.
  11. Мангилёва А.В. Клировые ведомости как исторический источник // Церковь. Богословие. История. Материалы III международной научно-богословской конференции. Екатеринбург, 2015. С. 408–418.
  12. Мухин И.Н. Приходское духовенство в конце XVIII – начале XX вв. (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии). Дис. … канд. ист. наук. М., 2006.
  13. Мухортова Н.А. Городская приходская община в Западной Сибири во второй половине XVIII в. – 60-х гг. XIX в. Дис. … канд. ист. наук. Новосибирск, 2000.
  14. Носова Т.А. Православные братства Вологодской епархии в конце XIX – начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. Сыктывкар, 2006.
  15. Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей. Тула, 1895.
  16. Резухин П.С., свящ. Создание и деятельность приходских советов в Тульской епархии в 1917–1918 гг. // Церковный историк. 2023. № 2(12). С. 47–55.
  17. Скутнев А.В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской Православной Церкви во второй половине XIX в. – 1917 г. (на материалах Вятской епархии). Дис. … канд. ист. наук. Киров, 2005.
  18. Струполева Н.С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX – начале XX в.: социальные функции и духовная жизнь. Дис. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2007.
  19. Суарто И. Бог в деталях. Четыре аргумента в защиту микроистории // Казус. Вып. 12. М., 2017. С. 301–307.
  20. Тициан А. Московские приходы конца XIX – начала XX в.: соотношение между православными жителями города, участвовавшими и не участвовавшими в таинствах исповеди и причастия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2(36). С. 315–342.
  21. Трофименко В.Г. Возникновение и деятельность православных церковных братств на Европейском Севере России в 1864–1918 гг. Дис. … канд. ист. наук. Архангельск, 2010.
  22. Устьянцева О.Н. Томская епархия в конце XIX – начале XX века. Дис. … канд. ист. наук. Кемерово, 2003.
  23. Федорец А.И. Исповедные ведомости XVIII века как исторический источник (на примере Москвы) // Историческое обозрение. Вып. 11. М., 2010. С. 51–58.
  24. Фёдорова Н.В. Социальное служение церковных приходов Донской епархии в 60–70-е годы XIX века. Дис. … канд. ист. наук. Ростов н/Д, 2014.
  25. Фриз Г.Л. Мирские нарративы о священном таинстве: брак и развод в позднеимперской России // Фриз Г.Л. «Губительное благочестие». Российская церковь и падение империи. Сборник статей. СПб., 2019. С. 132–181.
  26. Фриз Г.Л. Открывая заново православное прошлое: микроисторический подход к религиозной практике в России периода империи // Нестор. Журнал истории и культуры России и Восточной Европы. Смена парадигм: современная русистика. Вып. 11. СПб., 2007. С. 369–395.
  27. Цысь В.В., Солодкин Я.Г., Цысь О.П., Спичак А.В. Русская православная церковь на севере Западной Сибири в конце XVI – начале XX в.: институциональное влияние на политические, социальные, экономические и этнокультурные процессы (формы, факторы, специфика, историческая роль). Нижневартовск; Новосибирск, 2020.
  28. Шведова О.И. Указатель «Трудов» губернских учёных архивных комиссий и отдельных их изданий // Археографический ежегодник за 1957 год. М., 1958. С. 377–433.
  29. Шушканова Е.А. Жизнь сельского прихода России накануне революции 1917 г. (на примере Енисейской губернии) // Вестник ПСТГУ. Сер. II. История. История Русской Православной Церкви. 2018. Вып. 82. С. 53–67.
  30. Шушканова Е.А. Церковь Святой Параскевы села Барабановское Енисейской губернии в контексте сибирской истории (вторая половина XIX – XX вв.). Красноярск, 2019.
  31. Bertrand R., Calafat G. Global Microhistory: A Case to Follow // Annales. Histoire, Sciences Sociales (English edition). Vol. 73. 2018. P. 3–17.
  32. Freeze G.L. A Pious Folk? Religious Observance in Vladimir Diocese, 1900–1914 // Jahrbücher für Geschichte Osteuropas. Bd. 52. 2004. H. 3. P. 337–340.
  33. Freeze G.L. Russian Orthodoxy on the Periphery: Decoding the Raporty blagochinnykh in Lithuania Diocese // Проблемы всемирной истории. СПБ., 2000. С. 124–131.
  34. Freeze G.L. Russian Orthodoxy: Church, People, and Politics in Imperial Russia // Cambridge History of Russia / Ed. D. Lieven. Vol. 2. Cambridge, 2006.
  35. Freeze G.L. The Parish Clergy in Nineteenth-Century Russia: Crisis, Reform, Counter-Reform. Princeton, 1983.
  36. Ginzburg C. Microhistory and World history // The Cambridge World History / Ed. J.H. Bentley et al. Cambridge, 2015. P. 446–473.
  37. Magnússon S.G., Szijártó I.M. What Is Microhistory? Theory and Practice. L., 2013.
  38. Medick H. Turning Global? Microhistory in Extension // Historische Anthropologie. Vol. 24. 2016. № 2. P. 241–252.
  39. Phayer M. Religion und das gewöhnliche Volk in Bayern 1750–1850. München, 1970.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Russian Academy of Sciences

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».