Возможности использования виртуального симулятора «Vimedix 3.2» в процессе обучения по специальности «ультразвуковая диагностика»

Обложка

Цитировать

Аннотация

Обоснование. В последние годы актуально изменение методик и программ преподавания многих дисциплин, в том числе ультразвуковой диагностики, с включением в них различных виртуальных и симуляционных устройств. Практический опыт использования подобных технологий в процессе обучения достаточно непродолжителен, в связи с этим в отечественной и зарубежной литературе имеются лишь немногочисленные оригинальные работы, посвящённые этой теме.

Цель — определить возможности и алгоритм использования виртуального симулятора ультразвукового исследования в процессе преподавания дисциплины «ультразвуковая диагностика» на основании результатов работы с ним. Оценить преимущества и недостатки применения симулятора в сравнении с традиционной методикой преподавания.

Материалы и методы. Проанализированы результаты применения виртуального тренажёра «Vimedix 3.2» в учебном процессе. На нём проводились симуляции трансабдоминального ультразвукового исследования органов брюшной полости, трансторакальной эхокардиографии, триплексного сканирования магистральных сосудов. В процессе исследования участвовали 26 ординаторов по специальности «ультразвуковая диагностика» и 37 врачей, проходивших обучение на курсах профессиональной переподготовки.

Результаты. Применение виртуального симулятора на начальном этапе в учебном процессе может устранить многие проблемы, с которыми сталкиваются ординаторы и курсанты при обучении на клинических базах. Использование симулятора в процессе тестирования представляется менее предпочтительным, по сравнению с практическим экзаменом с использованием ультразвуковых сканеров и реальных пациентов.

Заключение. Симулятор целесообразно использовать на начальном этапе для отработки методики исследования. Рекомендуется разработка и использование в обучении дополнительных учебно-методических материалов и учебной программы. Преимуществами виртуального симулятора являются комфортность работы на начальном этапе обучения, малое время его освоения, наличие обширной базы данных патологических случаев. Выявленные некритичные недостатки требуют коррекции при дальнейшем обучении в клинике.

Об авторах

Валерий Анатольевич Васильев

Петрозаводский государственный университет

Email: valerij-vasiljev@list.ru
ORCID iD: 0000-0001-7164-4274
SPIN-код: 3582-0940

канд. мед. наук, доцент

Россия, Петрозаводск

Светлана Николаевна Кондричина

Петрозаводский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: konsvet12@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-8472-9146

канд. мед. наук, доцент

Россия, Петрозаводск

Список литературы

  1. Meller G. A typology of simulators for medical education // J Digit Imaging. 1997. Vol. 10, Suppl. 1. P. 194–196. doi: 10.1007/BF03168699
  2. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care // Quality and Safety in Health Care. 2004. Vol. 13, Suppl. 1. P. 2–10. doi: 10.1136/qshc.2004.009878
  3. Alinier G. A typology of educationally focused medical simulation tools // Medical Teacher. 2007. Vol. 29, N 8. P. 243–250. doi: 10.1080/01421590701551185
  4. Горшков М.Д., Никитенко А.И. Применения виртуальных симуляторов в обучении эндохирургов — обзор российского и мирового опыта // Виртуальные технологии в медицине. 2009. Т. 1, № 1. С. 15–18. EDN: QBAVGC doi: 10.46594/2687-0037_2009_1_18
  5. Горшков М.Д., Федоров А.В. Классификация симуляционного оборудования // Виртуальные технологии в медицине. 2012. Т. 2, № 8. С. 23–35. EDN: BJWHJB doi: 10.46594/2687-0037_2012_2_21
  6. Симуляционное обучение в медицине / под ред. А.А. Свистунова. Москва : Издательство Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, 2013. EDN: XVVEDZ doi: 10.46594/9785423501099
  7. Chalouhi G.E., Bernardi V., Gueneuc A., et al. Evaluation of trainees’ ability to perform obstetrical ultrasound using simulation: challenges and opportunities // Am J Obstet Gynecol. 2016. Vol. 214, N 4. P. 525–528. doi: 10.1016/j.ajog.2015.10.932
  8. Hani S., Chalouhi G., Lakissian Z., Sharara-Chami R. Introduction of Ultrasound Simulation in Medical Education: Exploratory Study // JMIR Med Educ. 2019. Vol. 5, N 2. P. 13568. doi: 10.2196/13568
  9. Овсянникова Л.С., Шунькова С.А., Кесплери Э.В. Значение симуляционных технологий в повышении качества подготовки специалистов ультразвуковой диагностики // VI Международная (76 Всероссийская) научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения». 2021. Т. 3. С. 642–645.
  10. Freundt P., Nourkami-Tutdibi N., Tutdibi E., et al. Controlled Prospective Study on the Use of Systematic Simulator-Based Training with a Virtual, Moving Fetus for Learning Second-Trimester Scan: FESIM III // Ultraschall Med. 2023. Vol. 44, N 4. P. e199–e205. doi: 10.1055/a-1984-8320
  11. Hatzl J., Böckler D., Hartmann N., et al. Mixed reality for the assessment of aortoiliac anatomy in patients with abdominal aortic aneurysm prior to open and endovascular repair: Feasibility and interobserver agreement // Vascular. 2023. Vol. 31, N 4. P. 644–653. doi: 10.1177/17085381221081324
  12. Kukla P., Maciejewska K., Strojna I., et al. Extended Reality in Diagnostic Imaging-A Literature Review // Tomography. 2023. Vol. 9, N 3. P. 1071–1082. doi: 10.3390/tomography9030088
  13. Васильев В.А., Васильева А.Э. 3D/4D анатомическая навигация в виртуальных симуляторах ультразвукового исследования // Актуальные вопросы фундаментальной и клинической морфологии: Материалы Международной научно-практической конференции, Тверь, 14 октября 2022 года. 2022. С. 101–105. EDN: TWYHTL
  14. Bernstein I.H. Likert Scale Analysis. Elsevier, 2005. doi: 10.1016/B0-12-369398-5/00104-3
  15. Dietrich C.F., Lucius C., Nielsen M.B., et al. The ultrasound use of simulators, current view, and perspectives: Requirements and technical aspects (WFUMB state of the art paper) // Endosc Ultrasound. 2023. Vol. 12, N 1. P. 38–49. doi: 10.4103/EUS-D-22-00197
  16. Almestehi M., Alomaim W., Rainford L., et al. Role of the virtual reality simulator (ScanTrainer) as a multidisciplinary training tool in transvaginal ultrasound: A systematic review and narrative synthesis // Radiography (Lond). 2019. Vol. 25, N 3. P. 260–268. doi: 10.1016/j.radi.2018.12.009
  17. Pezel T., Dreyfus J., Mouhat B., et al. Effectiveness of Simulation-Based Training on Transesophageal Echocardiography Learning: The SIMULATOR Randomized Clinical Trial // JAMA Cardiol. 2023. Vol. 8, N 3. P. 248–256. doi: 10.1001/jamacardio.2022.5016
  18. Tolsgaard M.G., Todsen T., Sorensen J.L., et al. International multispecialty consensus on how to evaluate ultrasound competence: a Delphi consensus surve // PLoS One. 2013. Vol. 8, N 2. P. e57687. doi: 10.1371/journal.pone.0057687

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Виртуальный симулятор ультразвуковых исследований «Vimedix 3.2».

Скачать (136KB)
3. Рис. 2. Интерфейс программы симуляции в режимах смешанной реальности и 2D.

Скачать (443KB)
4. Рис. 3. Анкета для ординаторов и курсантов, часть 1.

Скачать (228KB)
5. Рис. 4. Анкета для ординаторов и курсантов, часть 2.

Скачать (265KB)
6. Рис. 5. Тестовые задания для оценки результатов освоения методик исследования.

Скачать (434KB)
7. Рис. 6. Самостоятельная работа на тренажёре ординатора второго года обучения.

Скачать (148KB)

© Эко-вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».