Симуляционное обучение в медицине: прошлое, настоящее и будущее

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Приведен обзор литературы об использовании симуляционного обучения в медицинском образовании. Проанализированы статьи о моделировании в обучении на уровне специалитета, ординатуры и непрерывного последипломного медицинского образования. Исследования продемонстрировали, что обучение с использованием симуляционных технологий приводит к повышению качества подготовки будущих врачей. С введением медицинской аккредитации и открытием симуляционных центров на базе медицинских университетов по всей стране симуляционное обучение становится базовым в структуре медицинского образования в Российской Федерации. Поскольку перспективы применения симуляционных технологий существенно расширяются, существует необходимость разработки новых методов, обеспечивающих повышение результативности подготовки специалистов, в том числе медицинских кадров высшей квалификации.

Об авторах

А. А. Байдаров

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2009-8143

кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой медицинской информатики и управления в медицинских системах

Россия, Пермь

А. С. Вронский

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Автор, ответственный за переписку.
Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-0465-8964

кандидат медицинских наук

Россия, Пермь

П. В. Лазарьков

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7165-9134

аспирант

Россия, Пермь

Н. Б. Асташина

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1135-7833

доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой ортопедической стоматологии

Россия, Пермь

А. М. Шамарина

Пермский государственный медицинский университет имени академика Е.А. Вагнера

Email: ASVronskiy@gmail.com
ORCID iD: 0009-0007-7379-3936

студентка VI курса

Россия, Пермь

Список литературы

  1. Al-Elq A.H. Simulation-based medical teaching and learning. J Fam Community Med 2010; 17: 35–40. doi: 10.4103/1319-1683.68787.
  2. Gaba D.M. The future vision of simulation in health care. Qual Saf Health Care 2004; 13 (1): i2-10. doi: 10.1136/qhc.13.suppl_1.i2.
  3. Berkenstadt H., Ziv A., Gafni N., Sidi A. The validation process of incorporating simulation-based accreditation into the anesthesiology Israeli national board exams. Isr Med Assoc J IMAJ 2006; 8: 728–33.
  4. Padilha J.M., Machado P.P., Ribeiro A., Ramos J., Costa P. Clinical Virtual Simulation in Nursing Education: Randomized Controlled Trial. J Med Internet Res 2019; 21: e11529. doi: 10.2196/11529.
  5. Abrahamson S., Denson J.S., Wolf R.M. Effectiveness of a simulator in training anesthesiology residents. J Med Educ 1969; 44: 515–9. doi: 10.1097/00001888-196906000-00006.
  6. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training. Qual Saf Health Care 2004; 13 (1): i11-18. doi: 10.1136/qhc.13.suppl_1.i11.
  7. Dawson S., Gould D.A. Procedural simulation’s developing role in medicine. Lancet Lond Engl 2007; 369: 1671–3. doi: 10.1016/S0140-6736(07)60760-0.
  8. Barsuk J.H., Cohen E.R., Feinglass J., McGaghie W.C., Wayne D.B. Use of simulation-based education to reduce catheter-related bloodstream infections. Arch Intern Med 2009; 169: 1420–3. doi: 10.1001/archinternmed.2009.215.
  9. Griswold S., Ponnuru S., Nishisaki A., Szyld D., Davenport M., Deutsch E.S. et al. The emerging role of simulation education to achieve patient safety: translating deliberate practice and debriefing to save lives. Pediatr Clin North Am 2012; 59: 1329–40. doi: 10.1016/j.pcl.2012.09.004.
  10. Байдаров А.А., Вронский А.С., Кабирова Ю.А., Лазарьков П.В., Шамарина А.М., Рудин В.В. Использование робот-ассистированных технологий при подготовке к прохождению аккредитации специалистов. Виртуальные технологии в медицине 2023; 3: 303–4. doi: 10.46594/2687-0037_2023_3_1758.
  11. Байдаров А.А., Асташина Н.Б., Вронский А.С., Лазарьков П.В., Шамарина А.М., Южаков А.А. Антропоморфный стоматологический робот-пациент как элемент цифровой платформы. Виртуальные технологии в медицине 2023; 3: 301–3. DOI: 10.46594/ 2687-0037_2023_3_1757.
  12. Ziv A., Wolpe P.R., Small S.D., Glick S. Simulation-based medical education: an ethical imperative. Acad Med J Assoc Am Med Coll 2003; 78: 783–8. doi: 10.1097/00001888-200308000-00006.
  13. Асташина Н.Б., Байдаров А.А., Арутюнов С.Д., Южаков А.А., Кокоулин А.Н., Валихметова К.Р. и др. Разработка комплекса «Антропоморфный стоматологический робот» с элементами искусственного интеллекта для имитации врачебных манипуляций и коммуникации «врач – пациент». Пермский медицинский журнал 2022; 39: 62–70. doi: 10.17816/pmj39662-70.
  14. Maran N.J., Glavin R.J. Low- to high-fidelity simulation – a continuum of medical education? Med Educ 2003; 37 (1): 22–8. doi: 10.1046/j.1365-2923.37.s1.9.x.
  15. Дедяева Е.С., Клейменова А.Г. Перспективы применения симуляционного обучения в медицине. Бюллетень медицинских интернет-конференций 2019; 9: 449–449.
  16. McGaghie W.C., Issenberg S.B., Petrusa E.R., Scalese R.J. Effect of practice on standardised learning outcomes in simulation-based medical education. Med Educ 2006; 40: 792–7. doi: 10.1111/j.1365-2929.2006.02528.x.
  17. Бондаренко Е.В., Хоронько Л.Я. Симуляционное обучение как ведущее направление развития медицины. Мир науки педагогика и психология 2022; 10: 16.
  18. Петрович П.М. Роль симуляционных образовательных технологий в обучении врачей. Высшее образование в России 2019; 8–9: 138–48.
  19. Okuda Y., Bryson E.O., DeMaria S., Jacobson L., Quinones J., Shen B. et al. The utility of simulation in medical education: what is the evidence? Mt Sinai J Med N Y 2009; 76: 330–43. doi: 10.1002/msj.20127.
  20. Ahmed H., Allaf M., Elghazaly H. COVID-19 and medical education. Lancet Infect Dis 2020; 20: 777–8. doi: 10.1016/S1473-3099(20)30226-7.
  21. Tosto S.A., Alyahya J., Espinoza V., McCarthy K., Tcherni-Buzzeo M. Online learning in the wake of the COVID-19 pandemic: Mixed methods analysis of student views by demographic group. Soc Sci Humanit Open 2023; 8: 100598. doi: 10.1016/j.ssaho.2023.100598.
  22. Su Y., Zeng Y. Simulation based training versus non-simulation based training in anesthesiology: A meta-analysis of randomized controlled trials. Heliyon 2023; 9: e18249. doi: 10.1016/j.heliyon.2023.e18249.
  23. Oak S.N. Medical simulation: a virtual world at your doorstep. J Postgrad Med 2014; 60: 171–4.
  24. Griswold S., Ponnuru S., Nishisaki A., Szyld D., Davenport M., Deutsch E.S. et al. The emerging role of simulation education to achieve patient safety: translating deliberate practice and debriefing to save lives. Pediatr Clin North Am 2012; 59: 1329–40. doi: 10.1016/j.pcl.2012.09.004.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2023


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».