Оптимизация подготовки выпускников медицинских вузов к первичной аккредитации с участием студента-наставника

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена изучению эффективности обучения выпускников медицинских вузов при включении в образовательный процесс подготовленного студента, способного выполнять роль наставника. Во всем мире в медицинских вузах с каждым годом увеличивается количество обучающихся, но при этом эквивалентного увеличения профессорско-преподавательского состава не происходит. Одним из потенциальных методов преодоления изложенных проблем является использование подготовленных наставников из числа студентов сверстников. Данный метод был использован при отработке студентами практических навыков в симуляционном центре в преддверии проведения первичной аккредитации. Цель исследования — изучить эффективность подготовки студентов к практическому экзамену в симуляционных условиях с помощью студента-наставника. Из 468 студентов лечебного факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, обучавшихся на 6-м курсе, был выбран их коллега, прошедший обучение на базе центра симуляционных технологий. Случайным образом была сформирована выборка из 100 выпускников, которые были рандомизированы на две группы по 50 человек (основная группа, в которой подготовка проводилась с участием студента-наставника и группа контроля, проходившая обучение под руководством преподавателей одной из кафедр университета). Наиболее сложной для студентов оказалась станция, моделирующая оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП). Оценочный чек-лист для проверки качества выполнения заданий на этой станции включает 233 пункта, которые должны быть реализованы при оказании ЭМП в 13 различных ситуациях, требующих оказания этого вида медицинской помощи. Для повышения качества усвоения практических навыков была разработана схема обучения, которая позволяет усвоить алгоритм действий при оказании ЭМП. Базисная оценка знаний и навыков у студентов основной группы выявила низкий уровень владения приемами диагностики и оказания экстренной помощи. Использование разработанной схемы обучения с помощью студента-наставника позволило достоверно повысить уровень знаний и практических навыков при оказании ЭМП. Качество подготовки в основной группе достоверно не отличалось по большинству оцениваемых параметров от контрольной группы, в которой занятия проводились с преподавателем. Статистический анализ данных проводился при помощи программы SPSS 20.0 (SPSS Inc., Chicago, IL, USA).

Об авторах

Ольга Юрьевна Кузнецова

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: olga.kuznetsova@szgmu.ru

д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой семейной медицины

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Анна Владимировна Турушева

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: anna.turusheva@gmail.com

канд. мед. наук, доцент кафедры семейной медицины

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Захар Вадимович Лопатин

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: zakhar.lopatin@szgmu.ru

начальник аттестационно-обучающего симуляционного центра

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Мария Олеговна Богданова

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: mariya.bogdanova@szgmu.ru

сотрудник аттестационно-обучающего симуляционного центра

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Ольга Ивановна Фролова

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: frol13-13@list.ru

ординатор кафедры семейной медицины

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Абубакр Бахромович Ашуров

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: kyle95.95@yandex.ru

студент 6-го курса

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Екатерина Алексеевна Подопригора

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: katty_p_1996@mail.ru

студентка 6-го курса

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Аманда Леонидовна Хагуш

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: amanda.khagush2306@gmail.com

студентка 6-го курса

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Гульнара Римовна Шаяхметова

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России

Email: NaraHolmes@yandex.ru

студентка 5-го курса

Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41

Список литературы

  1. Кузнецова О.Ю., Турушева А.В., Моисеева И.Е., и др. Первичная аккредитация. Пути решения проблем, связанных с подготовкой выпускников медицинских вузов // Российский семейный врач. – 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 35–40. [Kuznetsova OYu, Turusheva AV, Moiseeva IE, et al. The primary accreditation. The ways of the problems solving related to the preparation of graduates of medical universities. Rossiiskii semeinyi vrach. 2019;23(1):35-40. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17816/RFD2019135-40.
  2. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2016. – № 3. – С. 27–63. [Balkizov ZZ, Semenova TV. Objective structured clinical examination. Guide. Meditsinskoye obrazovaniye i professional’noye razvitiye. 2016;(3):27-63. (In Russ.)]
  3. Ross MT, Cameron HS. Peer assisted learning: a planning and implementation framework: AMEE Guide no. 30. Med Teach. 2007;29(6):527-545. https://doi.org/10.1080/01421590701665886.
  4. Ten Cate O, Durning S. Peer teaching in medical education: twelve reasons to move from theory to practice. Med Teach. 2007;29(6):591-599. https://doi.org/10.1080/01421590701606799.
  5. Gallwey TW. The inner game of work: focus, learning, pleasure, and mobility in the workplace. Random House; 2001. 256 p.
  6. Topping KJ. The effectiveness of peer tutoring in further and higher education: a typology and review of the literature. Higher Education. 1996;32(3):321-345. https://doi.org/10.1007/bf00138870.
  7. Nelson AJ, Nelson SV, Linn AM, et al. Tomorrow’s educators … today? Implementing near-peer teaching for medical students. Med Teach. 2013;35(2):156-159. https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.737961.
  8. Escovitz ES. Using senior students as clinical skills teaching assistants. Acad Med. 1990;65(12):733-734. https://doi.org/10.1097/00001888-199012000-00004.
  9. Roscoe RD, Michelene TH. Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors’ explanations and questions. Rev Educ Res 2007;77(4):534-574. https://doi.org/10.3102/0034654307 309920.
  10. Benware C, Deci E. Quality of learning with an active versus passive motivational set. Am Educ Res J. 1984;21(4):755-765. https: //doi.org/10.3102/00028312021004755.
  11. Lombrozo T, Carey S. Functional explanation and the function of explanation. Cognition. 2006;99(2):167-204. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2004.12.009.
  12. Gregory A, Walker I, Mclaughlin K, Peets AD. Both preparing to teach and teaching positively impact learning outcomes for peer teachers. Med Teach. 2011;33(8):417-422. https://doi.org/10.3109/0142159X.2011.586747.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Схема обучения, позволяющая усвоить алгоритм действий при оказании экстренной медицинской помощи

Скачать (69KB)
3. Рис. 2. Динамика результатов оценки практических навыков при прохождения станции экстренной медицинской помощи до и после обучения со студентом-наставником

Скачать (126KB)

© Кузнецова О.Ю., Турушева А.В., Лопатин З.В., Богданова М.О., Фролова О.И., Ашуров А.Б., Подопригора Е.А., Хагуш А.Л., Шаяхметова Г.Р., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».