Оптимизация подготовки выпускников медицинских вузов к первичной аккредитации с участием студента-наставника
- Авторы: Кузнецова О.Ю.1, Турушева А.В.1, Лопатин З.В.1, Богданова М.О.1, Фролова О.И.1, Ашуров А.Б.1, Подопригора Е.А.1, Хагуш А.Л.1, Шаяхметова Г.Р.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
- Выпуск: Том 23, № 4 (2019)
- Страницы: 49-54
- Раздел: Медицинское образование
- URL: https://journal-vniispk.ru/RFD/article/view/18610
- DOI: https://doi.org/10.17816/RFD18610
- ID: 18610
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена изучению эффективности обучения выпускников медицинских вузов при включении в образовательный процесс подготовленного студента, способного выполнять роль наставника. Во всем мире в медицинских вузах с каждым годом увеличивается количество обучающихся, но при этом эквивалентного увеличения профессорско-преподавательского состава не происходит. Одним из потенциальных методов преодоления изложенных проблем является использование подготовленных наставников из числа студентов сверстников. Данный метод был использован при отработке студентами практических навыков в симуляционном центре в преддверии проведения первичной аккредитации. Цель исследования — изучить эффективность подготовки студентов к практическому экзамену в симуляционных условиях с помощью студента-наставника. Из 468 студентов лечебного факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, обучавшихся на 6-м курсе, был выбран их коллега, прошедший обучение на базе центра симуляционных технологий. Случайным образом была сформирована выборка из 100 выпускников, которые были рандомизированы на две группы по 50 человек (основная группа, в которой подготовка проводилась с участием студента-наставника и группа контроля, проходившая обучение под руководством преподавателей одной из кафедр университета). Наиболее сложной для студентов оказалась станция, моделирующая оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП). Оценочный чек-лист для проверки качества выполнения заданий на этой станции включает 233 пункта, которые должны быть реализованы при оказании ЭМП в 13 различных ситуациях, требующих оказания этого вида медицинской помощи. Для повышения качества усвоения практических навыков была разработана схема обучения, которая позволяет усвоить алгоритм действий при оказании ЭМП. Базисная оценка знаний и навыков у студентов основной группы выявила низкий уровень владения приемами диагностики и оказания экстренной помощи. Использование разработанной схемы обучения с помощью студента-наставника позволило достоверно повысить уровень знаний и практических навыков при оказании ЭМП. Качество подготовки в основной группе достоверно не отличалось по большинству оцениваемых параметров от контрольной группы, в которой занятия проводились с преподавателем. Статистический анализ данных проводился при помощи программы SPSS 20.0 (SPSS Inc., Chicago, IL, USA).
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Ольга Юрьевна Кузнецова
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: olga.kuznetsova@szgmu.ru
д-р мед. наук, профессор, заведующая кафедрой семейной медицины
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Анна Владимировна Турушева
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: anna.turusheva@gmail.com
канд. мед. наук, доцент кафедры семейной медицины
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Захар Вадимович Лопатин
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: zakhar.lopatin@szgmu.ru
начальник аттестационно-обучающего симуляционного центра
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Мария Олеговна Богданова
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: mariya.bogdanova@szgmu.ru
сотрудник аттестационно-обучающего симуляционного центра
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Ольга Ивановна Фролова
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Автор, ответственный за переписку.
Email: frol13-13@list.ru
ординатор кафедры семейной медицины
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Абубакр Бахромович Ашуров
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: kyle95.95@yandex.ru
студент 6-го курса
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Екатерина Алексеевна Подопригора
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: katty_p_1996@mail.ru
студентка 6-го курса
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Аманда Леонидовна Хагуш
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: amanda.khagush2306@gmail.com
студентка 6-го курса
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Гульнара Римовна Шаяхметова
ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России
Email: NaraHolmes@yandex.ru
студентка 5-го курса
Россия, 195015, г. Санкт-Петербург, Кирочная ул., 41Список литературы
- Кузнецова О.Ю., Турушева А.В., Моисеева И.Е., и др. Первичная аккредитация. Пути решения проблем, связанных с подготовкой выпускников медицинских вузов // Российский семейный врач. – 2019. – Т. 23. – № 1. – С. 35–40. [Kuznetsova OYu, Turusheva AV, Moiseeva IE, et al. The primary accreditation. The ways of the problems solving related to the preparation of graduates of medical universities. Rossiiskii semeinyi vrach. 2019;23(1):35-40. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17816/RFD2019135-40.
- Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен. Руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2016. – № 3. – С. 27–63. [Balkizov ZZ, Semenova TV. Objective structured clinical examination. Guide. Meditsinskoye obrazovaniye i professional’noye razvitiye. 2016;(3):27-63. (In Russ.)]
- Ross MT, Cameron HS. Peer assisted learning: a planning and implementation framework: AMEE Guide no. 30. Med Teach. 2007;29(6):527-545. https://doi.org/10.1080/01421590701665886.
- Ten Cate O, Durning S. Peer teaching in medical education: twelve reasons to move from theory to practice. Med Teach. 2007;29(6):591-599. https://doi.org/10.1080/01421590701606799.
- Gallwey TW. The inner game of work: focus, learning, pleasure, and mobility in the workplace. Random House; 2001. 256 p.
- Topping KJ. The effectiveness of peer tutoring in further and higher education: a typology and review of the literature. Higher Education. 1996;32(3):321-345. https://doi.org/10.1007/bf00138870.
- Nelson AJ, Nelson SV, Linn AM, et al. Tomorrow’s educators … today? Implementing near-peer teaching for medical students. Med Teach. 2013;35(2):156-159. https://doi.org/10.3109/0142159X.2012.737961.
- Escovitz ES. Using senior students as clinical skills teaching assistants. Acad Med. 1990;65(12):733-734. https://doi.org/10.1097/00001888-199012000-00004.
- Roscoe RD, Michelene TH. Understanding tutor learning: knowledge-building and knowledge-telling in peer tutors’ explanations and questions. Rev Educ Res 2007;77(4):534-574. https://doi.org/10.3102/0034654307 309920.
- Benware C, Deci E. Quality of learning with an active versus passive motivational set. Am Educ Res J. 1984;21(4):755-765. https: //doi.org/10.3102/00028312021004755.
- Lombrozo T, Carey S. Functional explanation and the function of explanation. Cognition. 2006;99(2):167-204. https://doi.org/10.1016/j.cognition.2004.12.009.
- Gregory A, Walker I, Mclaughlin K, Peets AD. Both preparing to teach and teaching positively impact learning outcomes for peer teachers. Med Teach. 2011;33(8):417-422. https://doi.org/10.3109/0142159X.2011.586747.
Дополнительные файлы
