Формирование модели обучения коммуникативным навыкам специалистов в области здравоохранения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Навыки эффективного взаимодействия медицинских работников и пациентов выполняют не только сервисную функцию, но и влияют на комплаентность выполнения рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний. От коммуникативной компетентности специалистов сферы здравоохранения во многом зависят эффективность лечения и успешность здоровьесберегающих мероприятий.

Цель исследования — изучить проблемы формирования коммуникативной компетенции и определить основополагающие принципы модели коммуникативных навыков медицинского работника.

Материалы и методы. Выполнен литературный обзор 32 отечественных и 54 зарубежных публикаций по вопросам обучения общению в медицине. Проведена работа экспертной фокус-группы в рамках стратегической сессии по коммуникативным навыкам «Согласованный подход в обучении навыкам общения в медицине».

Результаты. В ходе работы фокус-группы эксперты рассмотрели и конкретизировали основные недочеты в работе медицинского персонала при обеспечении коммуникации с пациентом. Во второй части работы на основании дефектов коммуникации сформулированы четыре блока навыков, позволяющих избегать ошибок при общении. В результате обзора литературных данных и обобщения результатов работы экспертов предложен прототип модели коммуникативных навыков медицинского работника.

Заключение. Необходимо адаптировать существующие модели медицинской коммуникации к отечественным особенностям на основании исследований и совместных обсуждений. Авторы предлагают использовать в образовательных программах высшего и дополнительного профессионального образования основополагающие принципы модели коммуникативных навыков медицинского работника, изложенные в данной статье.

Об авторах

Любовь Борисовна Шубина

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Email: fantomkurs@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4589-5712
Scopus Author ID: 589610

кандидат медицинских наук, тьютор кафедры клинического моделирования и мануальных навыков

Россия, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1.

Захар Вадимович Лопатин

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования

Автор, ответственный за переписку.
Email: zakhar.vadimovich@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7283-9911
SPIN-код: 6744-5277
Scopus Author ID: 776939

кандидат медицинских наук, начальник учебного управления, доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и диетологии им.С.М.Рысса

Россия, 125993, Москва, ул. Баррикадная, д. 2/1, стр. 1

Список литературы

  1. Mueller P.S. Incorporating professionalism into medical education: the Mayo clinic experience // Keio J. Med. 2009. Vol. 58. P. 133–143. doi: 10.2302/kjm.58.133
  2. Rider E.A., Keefer C.H. Communication skills competencies: definitions and a teaching toolbox // Med. Educ. 2006. Vol. 40. P. 624–629. doi: 10.1111/j.1365-2929.2006.02500.x
  3. Lingard L., Haber R.J. Teaching and learning communication in medicine: a rhetorical approach // Acad. Med. 1999. Vol. 74. P. 507–510. doi: 10.1097/00001888-199905000-00015
  4. Haes H. Dilemmas in patient centeredness and shared decision-making: a case for vulnerability // Patient Educ. Couns. 2006. Vol. 62. P. 291–298. doi: 10.1016/j.pec.2006.06.012
  5. Dunn S.M., Butow P.N., Tattersall M.H. et al. General information tapes inhibit recall of the cancer consultation // J. Clin. Oncol. 1993. Vol. 11. P. 2279–2285. doi: 10.1200/JCO.1993.11.11.2279
  6. Lobb E.A., Halkett G.K., Nowak A.K. Patient and caregiver perceptions of communication of prognosis in high-grade glioma // J. Neurooncol. 2011. Vol. 104. P. 315–322. doi: 10.1007/s11060-010-0495-z
  7. Огнева Е.Ю., Гамеева Е.В., Огнев Ю.Н. Обращения и жалобы пациентов онкологического профиля в Московской области, причины, структура, меры по снижения // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2020. № 4. doi: 10.24411/2312-2935-2020-00119
  8. Ng S.L., Kinsella E.A., Friesen F., Hodges B. Reclaiming a theoretical orientation to reflection in medical education research: A critical narrative review // Med. Educ. 2015. Vol. 49. P. 461–475. doi: 10.1111/medu.12680
  9. Mylopoulos M., Regehr G. How student models of expertise and innovation impact the development of adaptive expertise in medicine // Med. Educ. 2009. Vol. 43. P. 127–132. doi: 10.1111/j.1365-2923.2008.03254.x
  10. Сильверман Дж., Керц С., Дрейпер Дж. Навыки общения с пациентами / пер. с англ. А.А. Сонькина. Москва: ГРАНАТ, 2018. 304 с.
  11. Дьяченко Е.В., Васильева Е.Ю., Сизова Ж.М. Общение с пациентом: модели, обучение, оценка // Специалист медицинского симуляционного обучения / под ред. М.Д. Горшкова. 2-е изд. доп. и перераб. Москва: РОСОМЕД, 2021. С. 176–212.
  12. Zolnierek K.B., Dimatteo M.R. Physician communication and patient adherence to treatment: a meta-analysis // Med. Care. 2009. Vol. 47, No. 8. P. 826–834. doi: 10.1097/MLR.0b013e31819a5acc
  13. Сонькина А.А. Навыки профессионального общения в работе врача // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2015. № 1. С. 101–107.
  14. Bandiera G., Kuper A., Mylopoulos M. et al. Back from basics: Integration of science and practice in medical education // Med. Educ. 2018. Vol. 52. P. 78–85. doi: 10.1111/medu.13386
  15. Васильева Е.Ю., Шубина Л.Б. Согласованный подход в обучении коммуникативным навыкам в медицинском образовании: барьеры на пути реализации // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 4. С. 20–30. doi: 10.33029/2220-8453-2022-13-4-20-30
  16. Vagan A. Medical students’ perceptions of identity in communication skills training: A qualitative study // Med. Educ. 2009. Vol. 43. P. 254–259. doi: 10.1111/j.1365-2923.2008.03278.x
  17. Mylopoulos M., Woods N. Preparing medical students for future learning using basic science instruction // Med. Educ. 2014. Vol. 48. P. 667–673. doi: 10.1111/medu.12426
  18. Argyriadis A., Patelarou E., Paoullis P. et al. Self-assessment of health professionals’ cultural competence: knowledge, skills, and mental health concepts for optimal health care // Int. J. Environ. Res. Public Health. 2022. Vol. 19, No. 18. P. 11282. doi: 10.3390/ijerph191811282
  19. Borracci R.A., Álvarez Gallesio J.M., Ciambrone G. et al. What patients consider to be a ‘good’ doctor, and what doctors consider to be a ‘good’ patient // Rev. Med. Chil. 2020. Vol. 148, No. 7. P. 930–938. doi: 10.4067/S0034-98872020000700930
  20. Попов В.В., Новикова И.А. Коммуникативная компетентность клинических ординаторов в рамках врачебной консультации // Медицинская психология в России. 2019. № 6(59).
  21. Сонькина А.А., Дьяченко Е.В. Чему учит курс «общение с пациентами»? Диалог экспертов о задачах и содержании обучения врачей навыкам общения // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 118–131. doi: 10.24411/2220-8453-2020-13010
  22. Королева Н.Г., Лопатин З.В., Воздвиженская А.В., Королев К.Ю. Формирование коммуникативной компетенции врача с использованием виртуальных пациентов // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 3(47). С. 8–19. doi: 10.33029/2220-8453-2022-13-3-8-18
  23. Королева Н.Г., Лопатин З.В., Воздвиженская А.В., Королев К.Ю. Опыт проведения коммуникативных тренингов с применением виртуальных пациентов // Виртуальные технологии в медицине. 2022. № 3(33). С. 142–144. doi: 10.46594/2687-0037_2022_3_1463

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рисунок. Основополагающие принципы модели коммуникативных навыков медицинского работника

Скачать (922KB)

© Эко-Вектор, 2024


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».