Современные возможности оценки двигательного развития у детей младенческого и раннего возраста в клинической практике

Обложка
  • Авторы: Андрущенко Н.В.1,2,3, Пальчик А.Б.3,4, Осипова М.В.2
  • Учреждения:
    1. Санкт-Петербургский государственный университет
    2. Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
    3. Научный центр психического здоровья
    4. Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
  • Выпуск: Том 28, № 4 (2024)
  • Страницы: 24-38
  • Раздел: Научный обзор
  • URL: https://journal-vniispk.ru/RFD/article/view/280657
  • DOI: https://doi.org/10.17816/RFD636111
  • ID: 280657

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Раннее выявление двигательных нарушений представляет сложную диагностическую задачу. В статье рассмотрены методы, расширяющие классический неврологический осмотр и широко применяемые в международной и отечественной практике у детей младенческого и раннего возраста.

Диагностические методы, включающие оценку двигательного развития или прогнозирующие риск двигательных нарушений, можно подразделить на анамнестические (для выделения детей группы риска нарушений двигательного развития), оценку по вехам (нормам) двигательного развития, стандартизированные наблюдения за качеством движений и двигательными рисунками (например, стандартизированный неврологический осмотр, адаптированный для детей младенческого и детского возраста), скрининг (стандартизированный и полустандартизированный), тесты развития.

Для научно обоснованной оценки развития моторики детей младенческого и раннего возраста групп риска и контроля эффективности вмешательств недостаточно рутинного неврологического осмотра. Неврологические шкалы универсальны в использовании, а на этапы моторного развития оказывают влияние культуральные факторы, и хотя их влияние менее выражено, чем в других областях развития, необходимы адаптация инструментов оценки и их ориентация на национальные нормы.

Инструменты оценки развития могут носить изолированный (в случае оценки исключительно моторных функций) и комплексный (если наряду с двигательными оценивают и другие области развития) характер. При их выборе необходимо ориентироваться на возраст пациента в момент их применения и цели клинициста (выявление детей групп риска, прогностику развития, оценку эффективности программ реабилитации или ранней помощи). Существенным ограничением является доступность и наличие/отсутствие адаптации к отечественной практике.

Представлены возрастные границы, изучаемые диагностические параметры и практические вопросы использования 21 научно-обоснованного диагностического инструмента. Предложена их классификация, обсуждены области применения, в том числе при междисциплинарном подходе и многоуровневой диагностике.

Об авторах

Наталия Владимировна Андрущенко

Санкт-Петербургский государственный университет; Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова; Научный центр психического здоровья

Автор, ответственный за переписку.
Email: natvladandr@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-1301-1668
SPIN-код: 3819-1577

канд. мед. наук

Россия, Санкт-Петербург; 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41; Москва

Александр Бейнусович Пальчик

Научный центр психического здоровья; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

Email: xander57@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9073-1445
SPIN-код: 1410-4035

д-р мед. наук, профессор

Россия, Москва; Санкт-Петербург

Марина Владимировна Осипова

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова

Email: marinaosipova1012001@gmail.com
ORCID iD: 0009-0000-9997-5032
Россия, 191015, Санкт-Петербург, Кирочная ул., д. 41

Список литературы

  1. Jeong J., Franchett E.E., Ramos de Oliveira C.V., et al. Parenting interventions to promote early child development in the first three years of life: A global systematic review and meta-analysis // PLoS Med. 2021. Vol. 18, N 5. P. e1003602. doi: 10.1371/journal.pmed.1003602
  2. Петрухин А.С., Бобылова М.Ю., Зуев А.А., и др. Детская неврология и нейрохирургия: учебник: в 2 т. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2023. Т. 1. EDN: EDNEFO doi: 10.33029/9704-6253-9-PNN-2023-1-400
  3. Зыков В.П., Ахмадов Т.З., Нестерова С.И., Сафонов Д.Л. Диагностика и лечение двигательных расстройств у детей раннего возраста // Эффективная фармакотерапия. 2011. № 31. С. 6–11. EDN: QLZDMC
  4. Largo R. Babyjahre: Entwicklung und Erziehung in den ersten vier Jahren. Munchen: Piper, 2011.
  5. Пальчик А.Б. Лекции по неврологии развития. Москва: МЕДпресс-информ, 2021. 416 с.
  6. Хирургические болезни недоношенных детей. Национальное руководство / под ред. Ю.А. Козлова, В.А. Новожилова, А.Ю. Разумовского. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2019. 592 с.
  7. Kjølbye C.B., Drivsholm T.B., Ertmann R.K., et al. Motor function tests for 0-2-year-old children — a systematic review // Dan Med J. 2018. Vol. 65, N 6. P. 1–8.
  8. Руководство по перинатологии: в 2 т. / под ред. Д.О. Иванова. Санкт-Петербург: Информ-Навигатор, 2019. Т. 2. 936 с. EDN: SIYDVM
  9. Икоева Г.А., Андрущенко Н.В. Роботизированная механотерапия в комплексе двигательной реабилитации детей с церебральным параличом: учебное пособие. Санкт-Петербург: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019. 30 с. EDN: YAZUTL
  10. Кустова Т.В., Таранушенко Т.Е., Демьянова И.М. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста: что должен знать врач-педиатр // Медицинский совет. 2018. № 11. С. 104–109. EDN: XSVSTB doi: 10.21518/2079-701X-2018-11-104-109
  11. Лорер В.В., Петрова А.С., Малькова С.В. Научно обоснованные методики и технологии оказания ранней помощи: методические рекомендации. Санкт-Петербург, 2023. 37 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: MR_Nauchno_obosnovannie_metodiki_i_tehnologii_okazaniya_ranneiy_pomoshi.pdf Дата обращения: 28.09.2024.
  12. Ertem I.O., Krishnamurthy V., Mulaudzi M.C., et al. Similarities and differences in child development from birth to age 3 years by sex and across four countries: a cross-sectional, observational study // Lancet Glob Health. 2018. Vol. 6, N 3. P. e279–e291. doi: 10.1016/S2214-109X(18)30003-2
  13. WHO Multicentre Growth Reference Study Group. WHO motor development study: Windows of achievement for six gross motor development milestones // Acta Paediatr Suppl. 2006. Vol. 450. P. 86–95. doi: 10.1111/j.1651-2227.2006.tb02379.x
  14. Рыбалко О.Н. Прогностическое значение психомоторных шкал в диагностике последствий гипоксически-ишемического поражения ЦНС у недоношенных новорожденных // Таврический медико-биологический вестник. 2019. Т. 22, № 3. С. 111–118. EDN: DLHOUQ
  15. Vojta V. Die zerebralen Bewegungsstorungen im Sauglingsalter. Fruhdiagnose und Fruhtherapie. Ludwigsburg: Goetz, 2018.
  16. Лупандина-Болотова Г.С., Ревина А.А., Игнатов Д.А. Роль внешних факторов в реализации естественной последовательности двигательного развития ребенка на первом году жизни // Неврологический журнал им. Л.О. Бадаляна. 2021. Т. 3, № 2. С. 119–136. EDN: QPTABR doi: 10.46563/2686-8997-2021-2-3-119-136
  17. Лупандина-Болотова Г.С., Клочкова О.А. Концепция ключевых поз в оценке двигательного развития ребёнка первого года жизни и реабилитации // Детская и подростковая реабилитация. 2023. Т. 1, № 49. С. 42–50. EDN: FLAXQZ
  18. Heineman K.R., Hadders-Algra M. Evaluation of neuromotor function in infancy — a systematic review of available methods // J Dev Behav Pediatr. 2008. Vol. 29, N 4. P. 315–323. doi: 10.1097/DBP.0b013e318182a4ea
  19. Андрущенко Н.В. Нейрокинезологическая диагностика по Вацлаву Войте: оценка двигательной системы детей грудного возраста: учебное пособие для педиатров, неврологов. Санкт-Петербург: СПбМАПО, 2010. 23 с. EDN: QMCEAP
  20. Пальчик А.Б., Понятишин А.Е., Федорова Л.А. Неврология недоношенных детей. 5-е изд., перераб. и доп. Москва: Медпресс-информ, 2021. Т. 1. 383 с. EDN: ATYPPS
  21. Grunt S., Lacorcia R.S., Frauchiger S., Nydegger A. Evaluation motrice pendant les deux premières années de vie. Paediatrica. 2016. Vol. 27, N 5. P. 12–17.
  22. Akin M.A., Balci N.C., Demirsoz M. Revolutionizing neonatal care: A comprehensive assessment of neuromotor development in at-risk infants using the Novel Neonatal Infant Motor Assessment Scale (NIMAS) Test Battery. Children (Basel). 2024. Vol. 11, N 4. P. 445. doi: 10.3390/children11040445
  23. Mall V., Friedmann A. Fruehe Hilfen in der Paediatrie. Bedarf erkennen – intervenieren – vernetzten. Berlin, Heidelberg: Springer, 2016.
  24. Sheldrick R.C., Schlichting L.E., Berger B., et al. Establishing new norms for developmental milestones // Pediatrics. 2019. Vol. 144, N 6. P. e20190374. doi: 10.1542/peds.2019-0374
  25. Sheldrick R.C., Marakovitz S., Garfinkel D., et al. Comparative accuracy of developmental screening questionnaires // JAMA Pediatr. 2020. Vol. 174, N 4. P. 366–374. doi: 10.1001/jamapediatrics.2019.6000
  26. Sheel H., Suárez L., Marsh N.V. Parents’ evaluation of developmental status and strength and difficulties questionnaire as screening measures for children in India: a scoping review // Pediatr Rep. 2023. Vol. 15, N 1. P. 175–196. doi: 10.3390/pediatric15010014
  27. Singh A., Yeh C.J., Boone Blanchard S. Ages and stages questionnaire: a global screening scale // Bol Med Hosp Infant Mex. 2017. Vol. 74, N 1. P. 5–12. doi: 10.1016/j.bmhimx.2016.07.008
  28. Schonhaut L., Armijo I., Schönstedt M., et al. Validity of the ages and stages questionnaires in term and preterm infants // Pediatrics. 2013. Vol. 131, N 5. P. e1468–1474. doi: 10.1542/peds.2012-3313
  29. Nikitina I.L., Sarakaeva L.R., Kelmanson I.A. Developmental outcomes in children treated for focal and non-focal forms of congenital hyperinsulinism // Early Child Development and Care. 2023. Vol. 193, N 4. P. 491–505. doi: 10.1080/03004430.2022.2108024
  30. Hyun S.E., Kwon J.Y., Hong B.Y., et al. Early neurodevelopmental assessments of neonates discharged from the neonatal intensive care unit: a physiatrist’s perspective // Ann Rehabil Med. 2023. Vol. 47, N 3. P. 147–161. doi: 10.5535/arm.23038
  31. Гончарова О.В., Николенко Н., Ачкасов Е.Е., Куранов Г.В. Значение скрининг-исследований с использованием компьютерных и видеотехнологий в выявлении отклонений в развитии детей и организации реабилитации // Вестник восстановительной медицины. 2014. Т. 4, № 62. С. 21–26. EDN: SZOVZV
  32. Sparrow S.S., Cicchetti D.V., Balla D.A. Vineland adaptive behavior scales: Second edition (Vineland II), the expanded interview form manual. Livonia, MN: Pearson Assessments, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=1020848. Дата обращения: 28.08.2024.
  33. Колесникова М.А., Солодунова М.Ю., Жукова М.А., Аникина В.О. Особенности когнитивного развития детей в домах ребенка с различным социальным окружением // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2017. Т. 7, № 4. С. 365–381. EDN: YOSINX doi: 10.21638/11701/spbu16.2017.405
  34. Madaschi V., Macedo E.C., Mecca T.P., Paula C.S. Bayley-III scales of infant and toddler development: transcultural adaptation and psychometric properties // Paidéia (Ribeirão Preto). 2016. Vol. 26. P. 189–197. doi: 10.1590/1982-43272664201606
  35. Durrant C., Wong H.S., Cole T.J., et al. Developmental trajectories of infants born at less than 30 weeks’ gestation on the Bayley-III Scales // Arch Dis Child Fetal Neonatal Ed. 2020. Vol. 105, N 6. P. 623–627. doi: 10.1136/archdischild-2019-317810
  36. Del Rosario C., Slevin M., Molloy E.J., et al. How to use the Bayley Scales of Infant and Toddler Development // Arch Dis Child Educ Pract Ed. 2021. Vol. 106, N 2. P. 108–112. doi: 10.1136/archdischild-2020-319063
  37. Montgomery C., Setänen S., Kaul Y.F., et al. Predictive value of Bayley-III Motor Index for later motor difficulties in children born extremely preterm // Acta Paediatr. 2023. Vol. 112, N 4. P. 742–752. doi: 10.1111/apa.16694
  38. Бакушкина Н.И., Киселев С.Ю., Львова О.А., и др. Использование шкал Бейли (BAYLEY-III) для оценки нейрокогнитивного развития детей в норме и при патологии // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11, № 1. С. 85–94. EDN: XUZZED
  39. Павлова П.А., Бакушкина Н.И., Сулейманова Е.В., и др. Апробация методики «Bayley Scales of Infant and Toddler Development – Third Edition» // Российский психологический журнал. 2020. Т. 17, № 4. С. 49–64. EDN: HDFQRZ doi: 10.21702/rpj.2020.4.4
  40. Киселев С.Ю., Максимов Д.А., Павлова П.А., Чегодаев Д.А. Сравнение показателей нервно-психического развития российских детей с оригинальными нормами методики “Шкалы развития Бэйли–III” // Психологический журнал. 2022. Т. 43, № 6. С. 85–93. EDN: TMUFTQ doi: 10.31857/S020595920023647-7
  41. Бондарькова Ю.А. Роль Мюнхенской диагностики для оценки динамических изменений развития детей раннего возраста // Специальное образование. 2016. Т. 1, № 41. С. 25–37. EDN: VRDGLB
  42. Janning A., Lademann H., Olbertz D. Predictive value of the münchener funktionelle entwicklungsdiagnostik used to determine risk factors for motor development in German preterm infants // Biomedicines. 2023. Vol. 11, N 10. P. 2626. doi: 10.3390/biomedicines11102626
  43. Валитова И.Е. Психологическая экспертиза результативности лечебной педагогики Монтессори в работе с детьми раннего возраста с нарушениями развития // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2016. № 3. С. 84–105. EDN: YUORPJ
  44. Плотникова Е.В. Совершенствование организации медицинской помощи детям с последствиями заболеваний перинатального периода: автореф. … дис. канд. мед. наук. Москва, 2023. 25 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_012447309/. Дата обращения: 28.09.2024.
  45. McManus B.M., Blanchard Y., Murphy N.J., Nugent J.K. The effects of the Newborn Behavioral Observations (NBO) system in early intervention: A multisite randomized controlled trial // Infant Ment Health J. 2020. Vol. 41, N 6. P. 757–769. doi: 10.1002/imhj.21882
  46. Чернего Д.И., Васильева М.Ю., Мухамедрахимов Р.Ж. Влияние раннего опыта институционализации на развитие ребенка: биологические показатели, физиологические механизмы, поведенческие характеристики // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14, № 2. С. 9–27. EDN: CWWZDL doi: 10.17759/sps.2023140202
  47. Жукова М.А., Овчинникова И.В., Григоренко Е.Л. Анализ психометрических свойств методики Mullen Scales of Early Learning на русскоязычной выборке // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 145–156. EDN: MJOKXB
  48. Юрьева Д.С., Пальчик А.Б. Структура неврологических нарушений у детей с тугоухостью // Нейрохирургия и неврология детского возраста. 2016. Т. 2, № 48. С. 25–32. EDN: YTWTQT
  49. Трушкина С.В. Российские и зарубежные подходы к диагностике психического развития в раннем возрасте // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2021. Т. 21, № 4. С. 111–120. EDN: PUOETC

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2024


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».