СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проблема стресса в настоящее время является одной из актуальнейших в спортивной психологии. Поэтому «ценность» спортсмена в значительной мере определяется его толерантностью к стрессу. Цель работы заключается в выделении конкретных путей преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности Индивидуально-психологические особенности спортсменов зависят от особенности содержания конкретного вида спорта, от специфики соревновательной деятельности, существующие в любом виде спорта. С целью преодоления стресса в спортивной практике применяется психологическое сопровождение спортсмена, т. е. деятельность психолога, направленная на совершенствование или актуализацию психических свойств, процессов и состояний для повышения эффективности тренировочного процесса, подготовки к соревнованиям и выступлениям в них. Психологическое сопровождение спортсменов по преодолению стресса состоит из мероприятий психодиагностики, психопрофилактики и психорегуляции. Таким образом, применение различных средств, методов и приемов психологической подготовки, основанных на учете индивидуальных психосоматических и личностных особенностей спортсменов, специфики их соревновательной деятельности и преобладающих стресс-факторов внутренней и внешней природы, способствует формированию необходимых свойств личности, отвечающих за успешное преодоление стресса в спортивной соревновательной деятельности.

Об авторах

А. К Намазов

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Санкт-Петербург, Россия

М. В Оленникова

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Санкт-Петербург, Россия

А. В Таболина

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Санкт-Петербург, Россия

К. А Намазов

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»

Санкт-Петербург, Россия

И. И Стороженко

ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ

Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. М.: Перре; СПб.: Речь, 2004.
  2. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессустойчивость человека. ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ, г. СПб, ул. Ак. Лебедева, д. 6, Россия. СПб, 1999. 202 с.
  3. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. Психоневрологический институт. Москва, 1910. 41 с.
  4. Болотин А.Э. и др. Болотин А.Э. Сильчук А.М., Сильчук С.М. Педагогическая модель физической подготовки курсантов Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости. Вестник Рос. воен.-мед. акад. 2016. № 1 (53). С. 256-259.
  5. Борисов Д.Н. и др. Структура и динамика заболеваемости военнослужащих ВС РФ в 2004-2013 гг. Medline.ru. 2015. Т. 16. № 3. С. 587-595.
  6. Борисов Д.Н., Лемешкин Р.Н., Хилько В.О. Контроль за состоянием здоровья военнослужащих в ходе проведения лечебно-эвакуационного обеспечения войск (сил) с использованием современных средств информатизации / Военная мысль. 2017. № 4. С. 47-55.
  7. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Феникс, 2014.
  8. Григорьев В.И. и др. Теория и методика физической культуры: учебник. 463 c.
  9. Григорьев С.Г. и др. Пакет прикладных программ Statgraphics на персональном компьютере. СПб, 1992. 104 c.
  10. Гублер Е.В., Генкин А.А. Применение критериев непараметрической статистики для оценки различий двух групп наблюдений в медико-биологических исследованиях. Москва, 1969. 31 с.
  11. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., Колесникова М.Г. Педагогика здоровья: образовательные программы по валеологии. СПб, 1994. 78 с.
  12. Иванов В.В. и др. Решение военно-медицинских задач с использованием общего программного обеспечения. СПб, 2017. Том Часть 1 MS Excel. 185 с.
  13. Ильин Е.П. Психология спорта: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2018.
  14. Каминский Л.С. Статистическая обработка лабораторных и клинических данных: применение статистики в научной и практической работе врача. Ленинград, 1964. (2-е издание). 252 с.
  15. Корольков А.А., Петленко В.П. философские проблемы теории нормы в биологии и медицине. Москва, 1977. 391 с.
  16. Крестовников А.Н. Очерки по физиологии физических упражнений Москва, 1951. 532 с.
  17. Курамшин Ю.Ф. и др. Теория и методика физической культуры. Учебник / Москва, 2003. 463 с.
  18. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии. М.: Издательство «МедиаЛабПроект», 2018.
  19. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих. автореферат дисс… СПб, 1996. 37 с.
  20. Намазов А.К., Оленникова М.В. Психологическая устойчивость в спорте // XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения», 2016, с. 426-429
  21. Намазов А.К., Оленникова М.В., Боякова Е.Н., Намазов К.А. Копинг-стратегии психической надежности у борцов с разным опытом соревновательной деятельности // Перспективные направления научных исследований в области физической культуры и спорта (теория и практика)" Сборник статей Итоговой науч. -практ. конф.за 2018 г., посвященной 65-ой годовщине образования Научно-исследовательского центра (по физической подготовке и военно-прикладным видам спорта в ВС РФ., с. 56-62ю
  22. Новиков В.С. и др. Физиология экстремальных состояний. СПб, 1998. 196 с.
  23. Павленко А.В., Намазов А.К., Оленникова М.В., Намазов К.А. Копинг-стратегии индивидуального стиля соревновательной деятельности у единоборцев с разным опытом соревновательной деятельности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 5(171), с. 446-449
  24. Петленко В.П. Основные методологические проблемы теории медицины. Ленинград, 1982. 115 с.
  25. Психология физической культуры и спорта: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ловягина А.Е., Ильина Н.Л., Волков Д.Н. и др.; под ред. А.Е. Ловягиной. М.: Издательство Юрайт, 2016.
  26. Сапов И.А., Солодков А.С. Состояние функций организма и работоспособность. Ленинград, 1980. 192 с.
  27. Серговенцев А.А. и др. Современная функциональная диагностика и искусственный интеллект // Воен.-мед. журн. 2020. Т. 341. № 2. С. 40-45.
  28. Сиващенко П.П. Основные показатели состояния здоровья военнослужащих-женщин в 2008-2013 гг. Вестник Рос. Воен.-мед. акад. 2015. № 3 (51). С. 166-172.
  29. Сильчук А.М., Сильчук С.М., Рябчук В.В. Факторы, определяющие необходимость совершенствования оздоровительной физической культуры в ВС РФ. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 9 (175). С. 273-276.
  30. Степанов А.П. и др. Безопасность жизнедеятельности:.учебник / Омск, 2019. Том Часть 1 Основы безопасности жизнедеятельности. 299 с.
  31. Сушильников С.И. и др. Профессионально важные качества и профессиональные компетенции слушателей ординатуры, обучающихся по дисциплине "медицина чрезвычайных ситуаций" // Военно-медицинский журнал. 2017. Т. 338. № 12. С. 18-29.
  32. Утенко В.Н. и др. Физическая подготовка иностранных армий. СПб, 2007. 272 с.
  33. Ушаков И.Б., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В. Физиология труда и надежность деятельности человека / Российская академия наук, Отделение биологических наук. Москва, 2008. 113 c.
  34. Фисун А.Я. и др. Системные и надсистемные факторы медицинского обеспечения. Материалы всерос. науч. -практ. конф. 2019. С. 70-72.
  35. Щеголев В.А., Щедрин Ю.Н. Теория и методика здорового образа жизни с использованием средств физической культуры. СПб, 2011. 210 с.
  36. Юнкеров В.И. и др. Математико-статистическая обработка данных медицинских иследований. СПб, 2005. 292 с.
  37. Намазов А.К., Евсеев В.В., Кушелев С.А. Актуальные проблемы адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // сб. науч. тр., 2018, с. 297-299.
  38. Намазов А.К., Корягина Я.К., Кушелев С.А., Евсеев В.В., Шарнин Н.П. Проблема адаптации студентов-первокурсников в вузе // XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения», 2017, с. 398-403.
  39. Намазов А.К. Газиева И.С. Массовый спорт за рубежом // XI «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения» 2016, с. 433-437.
  40. Намазов А.К. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке студентов // Сборник научных трудов конференции, 2015, с. 143-148.
  41. Намазов А.К., Газиева И.С. Развитие массового спорта, физического воспитания и здорового образа жизни в России // «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения», 2014, с. 433-437.
  42. Намазов А.К., Сущенко В.П. Методические основы технологии подготовки дзюдоистов на предсоревновательном этапе // «Здоровье - основа человеческого потенциала. Проблемы и пути их решения», 2012, с. 258-259.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Намазов А.К., Оленникова М.В., Таболина А.В., Намазов К.А., Стороженко И.И., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».