Нарушение плавности речи в нарративе: данные литовско- и русскоговорящих дошкольников


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Неплавность речи встречается в двух формах: при заикании или в качестве затруднений в языковом программировании высказываний. Последнее выражается в следующих феноменах: хезитации, использовании филлеров, самоповторов, самоисправлениях и в использовании коннекторов. Значимость языковой неплавности в реализации речевых актов отмечалась уже в самом начале появления конверсационного анализа как научного направления. Однако неплавность в детской речи изучена еще недостаточно. Статья посвящена изучению нарушений плавности речевого акта в рассказах, составленных детьми по картинкам. Исследование проводилось на двух выборках детей-дошкольников с нормой речевого развития, посещавших государственный детский сад: говорящих на литовском и русскоговорящих. Детям предлагалось придумать рассказ по серии картинок. Видео- и аудиозаписи транскрибировались и подвергались автоматическому анализу посредством программы CLAN на предмет наличия явлений неплавности речи. Основное внимание в исследовании было обращено на проявления неплавности в речи литовскоговорящих и русскоговорящих дошкольников: частоту явлений хезитации (особенно пауз), частоту лексических реформуляций среди всех видов самокоррекции. Между группами были обнаружены достоверные различия в небольшом числе показателей. Только у русскоговорящих детей частота хезитаций коррелировала с общим числом самокоррекций, а число самоповторов с числом филлеров. В группе литовскоговорящих дошкольников пустые (не заполненные филлерами) паузы по частоте достоверно коррелировали с самоповторами, чего не было в группе русскоговорящих детей. Межгрупповые различия, выявленные в настоящем исследовании, актуализируют вопрос о наличии кроссязыковых и кросскультуральных универсалий и различий в языковой неплавности при порождении нарративов.

Об авторах

Ингрида Балчюниене

Университет Vytautas Magnus

Email: i.balciuniene@hmf.vdu.lt
канд. фил. наук, доцент, кафедра литовского языка. Университет Vytautas Magnus

Александр Н Корнев

ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Email: k1949@yandex.ru
д-р психол. наук, профессор, кафедра общей и прикладной психологии с курсом медико-биологических дисциплин. ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России

Список литературы

  1. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М., 1989. [Ahutina TV. Speach damage. Neurolinguistical analysis of syntaxes. Moscow; 1989. (In Russ).]
  2. Bock K, Levelt WJM. Language production. Grammatical encoding. In: Handbook of Psycholinguistics. Ed. M. A. Gernsbacher. New York: Academic Press; 1994: 741-79.
  3. Corley M, Stewart OW. Hesitation disfluencies in spontaneous speech: The meaning of um. Language and Linguistics Compass. 2008;2(4):589-602.
  4. Fiestas CE, Bedore LM, Pe-a ED, Nagy VJ. Use of mazes in the narrative language samples of bilingual and monolingual 4-to 7-year old children. In: Proceedings of the 4th International Symposium on Bilingualism. Ed by J. Cohen, K. T. McAlister, K. Rolstad, J. MacSwan. Somerville, MA: Cascadilla Press; 2005:730-40.
  5. Fromkin V. The non-anomalous nature of anomalous utterances. Language. 1971;47(1):27-52.
  6. Gagarina N, Klop D, Kunnari S, et al. MAIN: Multilingual Assessment Instrument for Narratives. Berlin: ZAS; 2012.
  7. Garrett M F. The limits of accommodation. In: Errors in Linguistic Performance. Ed by V. Fromkin. New York: Academic; 1980:263-71.
  8. Jefferson G. Glossary of transcript symbols with an introduction. In: Conversational Analysis: Studies from the First Generation. Ed by G. H. Lerner. John Benjamins; 2004:13-31. doi: 10.1075/pbns.125.02jef
  9. Loban W. Language Development: Kindergarten through Grade Twelve. NCTE Committee on Research Report No. 18. Urbana, Ill.: National Council of Teachers of English; 1976.
  10. MacWhinney B. The CHILDES Project: Tools for Analyzing Talk. Electronic Edition. Available at: http://childes.psy.cmu.edu/manuals/CLAN.pdf (accessed 10.11.2015).
  11. McCabe A. Preface: Structure as a way of understanding. In: Developing Narrative Structure. Ed by A. McCabe, C. Peterson. Lawrence Erlbaum Associates, Inc.; 1991: ix-vxii.
  12. Peterson C, McCabe A. Linking children's connective use and narrative macrostructure. In: Developing Narrative Structure. Ed by A. McCabe, C. Peterson. Lawrence Erlbaum Associates, Inc.; 1991:29-53.
  13. Redmond SN. Conversational profiles of children with ADHD, SLI and typical development. Clinical Linguistics & Phonetics. 2004;18(2):107-125.
  14. Shapiro D. A. Stuttering Intervention: A Collaborative Journey to Fluency Freedom. Austin, TX: Pro-Ed; 1999.
  15. Sieff S., Hooyman B. Language-based disfluency: A child case study. Miami, FL: Hearing Association Annual Convention; 2006.
  16. Watanabe M, Rose RL. Pausology and hesitation phenomena in second language acquisition. In: The Routledge Encyclopedia of Second Language Acquisition. Ed by P. Robinson. New York/London: Routledge; 2012:480-483.
  17. Wijnen F. Fluency as a marker of expressive language development skill in children. In: The International Association for the Study of Child Language. Montreal; 2011.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Балчюниене И., Корнев А.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».