Специфика и направленность психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника
- Авторы: Крайнюков С.В.1, Мамайчук И.И.2
-
Учреждения:
- СПб ГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»
- ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
- Выпуск: Том 7, № 3 (2019)
- Страницы: 71-78
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://journal-vniispk.ru/turner/article/view/11285
- DOI: https://doi.org/10.17816/PTORS7371-78
- ID: 11285
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Патологии позвоночника относятся к наиболее распространенным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, из которых у подростков чаще всего встречаются сколиозы и компрессионные переломы позвоночника. Сопутствующие двигательные ограничения, болевые синдромы, косметические дефекты, длительные госпитализации, угроза оперативного лечения и инвалидизации негативно влияют на психику таких пациентов. При этом комплексные психологические исследования подростков с патологиями позвоночника на сегодняшний день практически отсутствуют, что не позволяет разработать дифференцированные направления психологической помощи, необходимой для их полноценной реабилитации.
Цель — на основе комплексного психологического исследования определить специфику и направленность психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника различного генеза.
Материалы и методы. В исследование вошли 38 подростков с диспластическими сколиозами различной степени тяжести (18 — с легкой степенью (I–II степени), 20 — с тяжелой степенью (III–IV степени)), из них 15 мальчиков и 23 девочки; 29 подростков с компрессионными переломами позвоночника, из них 14 мальчиков и 15 девочек; 34 подростка без патологий опорно-двигательной системы (контрольная группа). Возраст подростков — 15–17 лет. Применяли психологическое тестирование, направленное на изучение личностных характеристик подростков, их картины мира, образа жизни.
Результаты. У подростков со сколиозами отмечены негативное отношение к различным сферам жизни, пониженная активность, замкнутость, игнорирование своих потребностей, сокращение времени, уделяемого учебной деятельности. У подростков с компрессионными переломами обнаружены негативные представления о перспективах самореализации, сниженный интерес к интеллектуальной деятельности наряду с увеличением времени, уделяемого пассивному досугу, склонность к рискованному поведению. Выявленные особенности по-разному проявляются в зависимости от степени тяжести заболевания, пола, частоты госпитализаций, отношения к медицинской реабилитации. На основе полученных результатов определены дифференцированные направления психологической помощи.
Заключение. При оказании психологической помощи подросткам с патологиями позвоночника необходимо учитывать характер заболевания (врожденное или приобретенное), степень его тяжести, частоту госпитализаций, отношение к медицинской реабилитации, половую принадлежность.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Сергей Владимирович Крайнюков
СПб ГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы»
Автор, ответственный за переписку.
Email: sv_krayn@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4173-8568
SPIN-код: 5369-1589
https://psysocwork.ru/30/1358/krainjukov-sergei-vladimirovich/
канд. психол. наук, доцент кафедры общей, возрастной и дифференциальной психологии факультета прикладной психологии
Россия, Санкт-ПетербургИрина Ивановна Мамайчук
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
Email: mauki@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0229-4439
SPIN-код: 2823-4241
http://www.psy.spbu.ru/department/teachers/31-2013-05-27-14-16-12/2013-05-27-14-54-55/517-mamaichuk-ii
д-р психол. наук, профессор, профессор кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Пятакова Г.В., Виссарионов С.В. Исследование качества жизни подростков с тяжелыми деформациями позвоночника // Хирургия позвоночника. — 2009. — № 4. — С. 38–43. [Pyatakova GV, Vissarionov SV. Assessment of life quality in adolescents with severe spinal deformities. Spine surgery. 2009;(4):38-43. (In Russ.)]
- Пятакова Г.В., Оконешникова О.В., Кудрявцева С.В., и др. Критерии психологического здоровья подростков с ортопедическими заболеваниями // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. — 2019. — Т. 7. — № 1. — С. 71–80. [Pyatakova GV, Okoneshnikova OV, Kudryavtseva SV, et al. Criteria for the psychological health of adolescents with orthopedic diseases. Pediatric traumatology, orthopaedics and reconstructive surgery. 2019;7(1):71-80. (In Russ.)]. https://doi.org/10.17816/PTORS7171-80.
- Травматология: национальное руководство / Под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. [Travmatologiya: natsional’noe rukovodstvo. Ed. by G.P. Kotel’nikov, S.P. Mironov. Moscow: GEOTAR-Media; 2008. (In Russ.)]
- Шабанова О.А. Медико-социальные аспекты инвалидности и реабилитации больных сколиозом: Дис. … канд. мед. наук. — М., 2011. [Shabanova OA. Mediko-sotsial’nye aspekty invalidnosti i reabilitatsii bol’nykh skoliozom. [dissertation] Moscow; 2011. (In Russ.)]
- Крайнюков С.В. Картина мира подростков с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: Дис. ... канд. психол. наук. — СПб., 2015. [Krainyukov SV. Kartina mira podrostkov s zabolevaniyami oporno-dvigatel’nogo apparata. [dissertation] Moscow; 2015. (In Russ.)]
- Соломин И.Л. Психосемантическая диагностика скрытой мотивации: методическое руководство. — СПб.: ИМАТОН, 2001. [Solomin IL. Psihosemanticheskaya diagnostika skrytoj motivacii: metodicheskoe rukovodstvo. Saint Petersburg: IMATON; 2001. (In Russ.)]
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: методическое пособие. — М.: Диалог-МГУ, 1997. [Rusalov VM. Oprosnik formal’no-dinamicheskih svojstv individual’nosti: metodicheskoe posobie. Moscow: Dialog-MGU; 1997. (In Russ).]
- Cattell RB, Eber HW, Tatsuoka MM. Handbook for the sixteen personality factor questionnaire (16PH). Compaign: IL IPAT; 1970.
- Rosenzweig S. An outline of frustration theory. personality and the behavior disorders. A handbook based on experimental and clinical research. Ed. by J. McV. Hunt. New York: Ronald Press Company; 1945.
- Веселкова К.Е. Оптимизация социально-психологической адаптации подростков с физическими травмами в условиях стационара: Дис. ... канд. психол. наук. — М., 2012. [Veselkova K.E. Optimizatsiya sotsial’no-psikhologicheskoi adaptatsii podrostkov s fizicheskimi travmami v usloviyakh statsionara. [dissertation] Moscow; 2012. (In Russ.)]
- Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // Педиатрия. — 1991. — № 1. — С. 69–73. [Gorlov AA, Vishnevetskaya EK. Sistema profilaktiki travm u detey: psikhologicheskie aspekty. Pediatriya. 1991;(1):69-73. (In Russ.)]
- Ермакова Г.К. Психолого-педагогическая характеристика детей, получивших травмы // Профилактика и лечение травм у детей: сборник научных трудов. — Л.: Ленинградский научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Турнера, 1983. — С. 55–61. [Ermakova GK. Psikhologo-pedagogicheskaya kharakteristika detey, poluchivshikh travmy. In: Profilaktika i lechenie travm u detey: sbornik nauchnykh trudov. Leningrad: Leningradskiy nauchno-issledovatel’skiy detskiy ortopedicheskiy institut im. G.I. Turnera; 1983. P. 55-61. (In Russ.)]
