Разработка воздушного электрокомпрессора для безотборной системы кондиционирования воздуха перспективного регионального самолета
- Авторы: Тищенко И.В.1,2, Чижиков В.Е.1, Царьков И.А.3, Лихачев И.В.4, Морошкин Я.В.4, Овдиенко М.А.5, Меркулов В.И.1,2
-
Учреждения:
- Научно-производственное объединение «Наука»
- Московcкий государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
- Наука-Энерготех
- Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
- Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова
- Выпуск: Том 111, № 2 (2022)
- Страницы: 115-122
- Раздел: Оригинальные исследования
- URL: https://journal-vniispk.ru/0023-124X/article/view/132730
- DOI: https://doi.org/10.17816/RF110694
- ID: 132730
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Конструкторы авиационной техники стремятся повысить топливную эффективность самолетов, в том числе, за счет повышения эффективности авиационных систем кондиционирования воздуха (СКВ) путем введения в их состав автономного источника сжатого воздуха с электрическим приводом.
Цель. Рассмотрение результатов научно-исследовательской работы (НИР) по созданию и оценке работоспособности и соответствия расчетных и экспериментальных характеристик демонстратора технологий электрокомпрессора электрической системы кондиционирования самолета.
Материалы и методы. Сравнение расчетных и экспериментальных характеристик электрокомпрессора электрической СКВ самолета выполнялось путем подтверждения соответствия рабочих параметров демонстратора технологий электрокомпрессора заданных в техническом задании, и путем сравнения расчетных и экспериментальных значений степени сжатия ступени компрессора, изоэнтропного коэффициента полезного действия (КПД), полученных при выполнении НИР.
Результаты. Приведены сведения о технических характеристиках и конструкции электрокомпрессора. Проведен сравнительный анализ представленных расчетных и экспериментальных характеристик электрокомпрессора.
Заключение. Сделаны выводы о соответствии характеристик компрессора, заданным в техническом задании, о достигнутом уровне готовности технологии электрокомпрессора электрической СКВ самолета, о необходимости проведения опытно-конструкторской работы по электрокомпрессору с учетом внешних воздействующих факторов, характерных для применения в составе авиационной техники.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Игорь Валерьевич Тищенко
Научно-производственное объединение «Наука»; Московcкий государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Автор, ответственный за переписку.
Email: iv.tishenko@npo-nauka.ru
ORCID iD: 0000-0001-6094-8723
SPIN-код: 5630-4301
к.т.н.
Россия, Москва; МоскваВладимир Евгеньевич Чижиков
Научно-производственное объединение «Наука»
Email: ve.chizhikov@npo-nauka.ru
ORCID iD: 0000-0002-2114-2986
SPIN-код: 2325-9450
Россия, Москва
Игорь Александрович Царьков
Наука-Энерготех
Email: ia.tsarkov@evogress.com
ORCID iD: 0000-0002-1188-7466
SPIN-код: 9963-3666
Россия, Москва
Игорь Викторович Лихачев
Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Email: ivlihachev@gosniias.ru
ORCID iD: 0000-0003-2813-9138
SPIN-код: 6033-8689
к.т.н., доцент
Россия, МоскваЯрослав Владимирович Морошкин
Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем
Email: yvmoroshkin@2100.gosniias.ru
ORCID iD: 0000-0002-6274-3454
SPIN-код: 9593-3384
к.т.н.
Россия, МоскваМаксим Александрович Овдиенко
Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова
Email: maovdienko@ciam.ru
ORCID iD: 0000-0003-2255-9430
SPIN-код: 2575-3726
Россия, Москва
Владислав Иванович Меркулов
Научно-производственное объединение «Наука»; Московcкий государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Email: merkulov@bmstu.ru
ORCID iD: 0000-0002-3455-3709
SPIN-код: 8409-8754
д.т.н., профессор
Россия, Москва; МоскваСписок литературы
- Смагин Д.И., Старостин К.И., Савельев Р.С., и др. Анализ конкурирующих вариантов систем кондиционирования воздуха без отбора воздуха от двигателей на этапе концептуального проектирования комплекса бортовых систем пассажирского самолета // Computational nanotechnology. Т. 6, № 3. 2019. C. 86–91. doi: 10.33693/2313-223X-2019-6-3-86-91
- Дьяченко Ю.В., Спарин В.А., Чичиндаев А.В. и др. Исследование термодинамических циклов воздушных холодильных машин. Новосибирск: изд-во НГТУ, 2003.
- Каллиопин А.К., Савельев Р.С., Смагин Д.И. Основные тенденции развития систем кондиционирования воздуха перспективных летательных аппаратов // Инженерный журнал: наука и инновации. 2017. № 6. C. 1–8. doi: 10.18698/2308-6033-2017-6-1627
- Cronin M.J. Design aspect of systems in all electric aircraft // SAE Technical Papers Series. 1982. Vol. 91, Sec. 4: 821158–821559. P. 4453–4463.
- Воронович С., Каргапольцев В., Кутахов В. Полностью электрический самолет // Авиапанорама. 2009. № 2. C. 23–27.
- Nelson T. B787 systems and performance. Boeing. 2005.
- Liebherr-Aerospace, 2016. Germany // Liebherr-International Deutschland GmbH. [дата обращения: 20.12.2016]. Доступ по ссылке: https://www.liebherr.com/shared/media/aerospace-and-transportation/aerospace/downloads/magazines/aets-magazines-recent/liebherr-aerospace-magazine-2016-en.pdf
- Сыпало К.И., Медведский А.Л., Бабичев О.В., и др. Создание демонстратора технологии авиастроения // Труды МАИ. 2017. № 95. Режим доступа: http://mai.ru//upload/iblock/6fa/Sypalo_Medvedskiy_Babichev_Kazarinov_Kan_rus.pdf Дата обращения: 11.08.2022.
- Волокитина Е.В., Власов А.И., Копчак А.Л. и др. Электропривод компрессора системы кондиционирования воздуха в концепции полностью электрифицированного самолета // Электроника и электроборудование транспорта. 2011. № 4. С. 44–49.
- Смагин Д.И., Старостин К.И., Савельев Р.С. и др. Методика определения проектных параметров центробежного воздушного компрессора на основе математической модели безотборной системы кондиционирования воздуха // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2020. № 10. С. 115–121. doi: 10.37882/2223-2966.2020.10.28
Дополнительные файлы
