Формирование профессиональной компетентности у студентов специальности «Акушерское дело» в условиях практико-ориентированного обучения в колледже

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассмотрена значимость практико-ориентированного обучения как средства профессионализации будущих акушерок. Компетентность и профессионализм специалистов – это основные требования современного работодателя. Будущему медицинскому работнику важно осознать практическую значимость изучаемого материала, понять перспективу своей профессиональной деятельности, овладеть новыми технологиями, представить трудности медицинского труда и быть готовыми к их преодолению. В этом состоит основное назначение практико-ориентированного подхода к подготовке будущих медицинских работников.

Успешному становлению профессионально компетентного медицинского работника среднего звена способствует практическое обучение, которое является наиболее важным направлением учебного процесса в медицинском колледже. Практико-ориентированное обучение реализуется на практических занятиях, учебной и производственной практиках.

Практические занятия – это первый этап, где у обучающихся формируются профессиональные и общие компетенции, осуществляется личностное воздействие на каждого студента, вырабатываются формы общения на основе медицинской этики и деонтологии.

Важное место на практических занятиях занимает тренинг практических манипуляций на современных фантомах и тренажёрах. Многократное повторение практической манипуляции по алгоритму способствует овладению ею до автоматизма. Внедрение симуляционного обучения в профессиональной деятельности помогает выработать клинический и практический опыт без риска для пациента. Следующим этапом практико-ориентированного обучения будущих акушерок является учебная практика, которая проводится после изучения междисциплинарных курсов, являющихся составными частями профессиональных модулей. Она направлена на приобретение первоначального практического опыта и проходит в доклинических кабинетах, а также в клинических условиях в родовспомогательных учреждениях, где преподаватель знакомит студентов с организацией работы структурных подразделений акушерского стационара, женской консультации, студенты приобретают навыки общения с пациентами и выполнения изученных практических навыков по обследованию беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных. Такие занятия способствуют развитию профессиональных компетенций и ответственности за результат своей деятельности.

После изучения каждого профессионального модуля студенты проходят производственную практику, которая направлена на закрепление, углубление и систематизацию знаний и умений, полученных обучающимися в процессе теоретического и практического обучения. Производственная практика проводится на базах родовспомогательных лечебных учреждений города. В процессе практики по профессиональному модулю студенты овладевают основными видами профессиональной деятельности акушерки/акушера, совершенствуют этические и деонтологические аспекты общения с пациентами и медицинским персоналом. Завершающим этапом практического обучения является преддипломная практика. В течение 4 недель на рабочем месте в условиях акушерского стационара и женской консультации студенты совершенствуют полученные знания, приобретают опыт самостоятельной работы будущей акушерки. Таким образом, практико-ориентированный подход в обучении будущих средних медицинских работников создаёт условия для подготовки компетентного медицинского специалиста.

Об авторах

Людмила Васильевна Савина

Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Акушерский колледж»

Email: ponkinan@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-2996-1388
SPIN-код: 2001-1620

преподаватель профессиональных модулей 

Россия, Санкт-Петербург

Надежда Петровна Понькина

Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Акушерский колледж»

Автор, ответственный за переписку.
Email: ponkinan@bk.ru
ORCID iD: 0009-0008-7124-7760
SPIN-код: 9686-0144

преподаватель профессиональных модулей 

Россия, Санкт-Петербург

Татьяна Васильевна Сизова

Санкт–Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Акушерский колледж»

Email: ponkinan@bk.ru
ORCID iD: 0009-0001-4359-6081
SPIN-код: 1948-8160

преподаватель профессиональных модулей 

Россия, Санкт-Петербург

Елена Валерьевна Чиглинцева

ГБУЗ «Городская больница №40» Курортного района»

Email: ponkinan@bk.ru
ORCID iD: 0009-0006-6619-9798

врач терапевт 

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Аксенова Л.Н., Морозов И.В. Особенности методов обучения, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов. Народная газета. 2019; (6): 77–81.
  2. Истомина В.В. О практико-ориентированном обучении в среднем профессиональном образовании. Инновационное развитие профессионального образования. 2019; 21 (1): 23–29.
  3. Щедрина Т.Т. Особенности подготовки студентов медицинского колледжа в условиях применения симуляционного обучения. Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). Краснодар: Новация. 2020. 234 с.
  4. Афанасьева Е.Г. Формирование общих компетенций у студентов учреждений среднего профессионального образования в процессе профессиональной деятельности. Известия ВГПУ 2016; 110 (6).
  5. Хусаенова А.А., Насретдинова Л.М., Богданов Р.Р. Роль учебной и производственной практики на базе медицинских организаций в формировании клинического опыта будущего специалиста-медика. Образование и воспитание. 2016; 9 (4): 52–54.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».