Цель исследования. Изучить связь накопления молекулярных факторов ангиогенеза (активной α-субъединицы фактора, индуцируемого гипоксией (hypoxia-inducible factor-1α - HIF-1α), сосудистого эндотелиального фактора роста (vascular endothelial grouth factor - VEGF) и тромбоспондина 1-го типа (thrombospondin - TSP-1)) в структурах ткани биоптата почки больных хроническим гломерулонефритом (ХГН) с выраженностью нефросклероза, облитерации капиллярного русла почек, нарушением фильтрационной функции и анемии.
Материалы и методы. Обследованы 22 больных с выраженной протеинурией (в среднем 4,2 (2,7; 5,7) г/сут, нефротический синдром у 50%). Расчетная скорость клубочковой фильтрации (рСКФ) по формуле Кокрофта-Голта, приведенная к стандартной поверхности тела, составила 68 (53; 84) мл/мин/1,73 м2. ХГН по данным биопсии почки выявлен у 19 больных, у 2 отмечался волчаночный нефрит (ВН), у одного - амилоидоз почек; 19 больных ХГН в зависимости от выраженности нефросклероза по данным биопсии разделены на 2 группы: 1-я группа - 7 больных с умеренным нефросклерозом, 2-я группа - 12 больных с выраженным нефросклерозом. Проведено иммуногистохимическое исследование криостатных срезов ткани биоптата почки с использованием моноклональных антител к HIF-1a, VEGF, TSP-1, CD34. Интенсивность реакции оценивали полуколичественным методом по 6-балльной шкале.
Результаты. Реакция на HIF-1α в эпителии почечных канальцев была более выраженной, чем в клубочках. Корреляции между накоплением HIF-1α в клубочках и канальцевом эпителии не наблюдалось. Интенсивность окрашивания клубочков коррелировала с уровнем протеинурии (Rs = 0,63, p < 0,05), а интенсивность накопления HIF-1α в эпителии канальцев - с продолжительностью заболевания почек (Rs = 0,74, p < 0,001), продолжительностью стойкой артериальной гипертонии (Rs = 0,68, p < 0,05) и выраженностью нефросклероза. Наличие VEGF и TSP-1 отмечалось в равной степени как в клубочках, так и почечном интерстиции. У больных ХГН с более выраженным нефросклерозом отмечалась тенденция к снижению накопления VEGF и повышению TSP-1 в интерстиции. Не отмечалось корреляции между интенсивностью реакции канальцевого эпителия на HIF-1α и накоплением в интерстиции VEGF. У больных с выраженным нефросклерозом отмечалось уменьшение окрашивания тубулоинтерстиция на CD34, отражающего выраженность его васкуляризации. Достоверной корреляции между CD34 и экспрессией HIF-1α, VEGF, TSP-1 не наблюдалось. У больных с низкой интенсивностью окрашивания эпителия почечных канальцев HIF-1α (менее 2 баллов) частота развития анемии составляла 63% против 18% у больных с более интенсивным его накоплением.
Заключение. Прогрессирование ХГН связано с развитием ишемии почечного тубулоинтерстиция. Повышенная канальцевая продукция HIF-1α не сопровождалась активацией накопления в почечном интерстиции VEGF, но была связана с уменьшением риска развития анемии у больных ХГН с выраженным нефросклерозом.