The Eastern Mediterranean Pipeline (EastMed) as an Element of Supply Diversification
- Authors: Vlasova K.V1
-
Affiliations:
- Vyatka State University
- Issue: No 1 (122) (2024)
- Pages: 117-128
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/0201-7083/article/view/255661
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0201708324010091
- ID: 255661
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Газовые ресурсы как фактор формирования субрегиона Восточного Средиземноморья Исследователи начали выделять Восточное Средиземноморье (ВС) – субрегион Большого Средиземноморья – в самостоятельный регион относительно недавно. К ВС можно отнести государства Леванта (Израиль, Иорданию, Египет, Ливан, Палестину и Сирию), анатолийскую часть Турции, остров Кипр и часть Балкан (прежде всего материковую Грецию). Появление нового региона не означает, что на этом пространстве не происходили значимые процессы. Локальные конфликты и противоречия региональных держав в этой части Средиземноморья в течение длительного времени выступали предметом исследований (ближневосточный конфликт, кипрская проблема, эгейский спор и др.). Споры о морских границах, континентальном шельфе и воздушном пространстве были привычными и относились к локальным притязаниям на суверенитет и ответным претензиям главных региональных игроков – Греции, Республики Кипр, Турции, Израиля и Палестины. Конструирование отдельного региона ВС связано с обнаружением значительных запасов природного газа на морском шельфе. Это привело к стремлению региональных держав укрепить энергетическую безопасность, что вызвало актуализацию трений, связанных с делимитацией границ, формированием новых внутрирегиональных группировок и блоков, усилением межгосударственного соперничества и очередным витком милитаризации пространства [Звягельская, 2022: 7–8]. Сегодня ВС – ключевой стратегический стержень, вокруг которого сходятся более крупные линии геополитического разлома, включающие Евросоюз, Ближний Восток и Северную Африку [Tanchum, 2021: 8]. Таким образом, основными причинами для выделения нового региона выступают открытие месторождений углеводородов и соперничество региональных государств относительно принадлежности этих энергоресурсов. Первые открытия значительных залежей газа в ВС были сделаны в начале 2010х гг. у берегов Израиля (месторождения «Левиафан» и «Тамар» с общим объемом более 900 млрд куб. м). Не менее крупное месторождение было найдено в 2015 г. у берегов Египта («Аль-Зохр» с 845 млрд куб. м). В 2011–2019 гг. у острова Кипр были открыты «Афродита», «Калипсо-1» и «Глаукус-1» с общим объемом резервов до 580 млрд куб. м [Ellinas, 2022: 2]. Эти месторождения совокупно оцениваются в 3,8 трлн куб. м газа, что «примерно в восемь раз меньше, чем у России или Катара, в пять раз меньше, чем у Туркменистана, сопоставимо с Ираком и в несколько раз больше, чем у Азербайджана или Норвегии»1. Обнаружение значительных объемов газовых месторождений привело к вопросу об их принадлежности. Эту проблему региональные державы решают в соответствии с международным морским правом, прежде всего опираясь на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. (UNCLOS). UNCLOS выделяет территориальное море, континентальный шельф, исключительную экономическую зону (ИЭЗ) и другие части морского пространства. Согласно ст. 55, ИЭЗ – это район, «находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему». «Ширина ИЭЗ не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря» (ст. 57). При этом «прибрежное государство в своей ИЭЗ имеет: суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами…» (ст. 56). Исходя из положений UNCLOS, государства ВС подписали договоры о разграничении ИЭЗ: в 2003 г. Республика Кипр подписала соглашение с Египтом, в 2007 г. – с Ливаном, в 2010 г. – с Израилем. Заинтересованные стороны начали переговоры о разработке и строительстве нового газопровода, который свяжет газовые месторождения Израиля с ЕС через греческие острова, Республику Кипр и материковую Грецию с дальнейшим выходом на Апеннинский полуостров. Новый проект получил название «ВосточноСредиземноморский газопровод» (Eastern Mediterranean pipeline, EastMed). EastMed: этапы и проблемы реализации проекта Протяженность газопровода EastMed должна насчитывать около 1900 км. Пропускная способность составляет до 12 млрд куб. м газа в год с возможностью расширения до 20 млрд куб. м в год в зависимости от времени доступности источников. Предполагается, что EastMed напрямую соединит энергетические ресурсы ВС с материковой Грецией через острова Кипр и Крит. Далее газопровод соединится с итальянским газопроводом «Посейдон» (Italy-Greece interconnector Poseidon, IGI Poseidon) и Интерконнектором Греция – Болгария (Interconnector Greece-Bulgaria, IGB), через которые газ будет транспортироваться в Южную и Юго-Восточную Европу2. В 2015 г. на проектирование было выделено более 2,2 млн долл. США в рамках специальной программы ЕС «Соединяющаяся Европа» (Connecting Europe 1 Манафова А. Восточное Средиземноморье – новый конкурент российскому газу в Европе? Российский совет по международным делам. 09.09.2016. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/vostochnoe-sredizemnomore-novyykonkurent-rossiyskomu-gazu-v/ (дата обращения: 14.07.2023). 2 EastMed. URL: https://web.archive.org/web/20161013145009/http://www.igiposeidon.com/en/eastmed (дата обращения: 14.07.2023). Facility). В 2018 г. из этой программы был получен второй грант в 42 млн долл. Общая стоимость проекта составила 6,7 млрд долл.1, что вполне приемлемо. Например, «Турецкий поток» обошелся в 7 млрд долл., Трансанатолийский газопровод (Trans-Anatolian Natural Gas Pipeline, TANAP) – в более чем 9 млрд долл., «Северный поток – 2» – в 11 млрд долл. Проект разработан компанией IGI Poseidon S.A., которая в равных долях принадлежит греческой газовой компании «Депа» (DEPA) и итальянской «Эдисон» (Edison). Строительство газопровода EastMed преследует следующие цели: 1. соединить средиземноморские источники с Европой и создать региональный газовый хаб; 2. предоставить новые конкурентоспособные объемы газа; 3. разработать ресурсы ЕС вокруг Греции и Республики Кипр и включить последнюю в общую энергетическую инфраструктуру Евросоюза; 4. повысить энергетическую безопасность поставок в Европу за счет диверсификации контрагентов, маршрутов и источников; 5. внести вклад в энергетический переход2. Проект одобрили правительства Республики Кипр, Греции и Италии в 2015 г. Через два года по итогам многосторонних переговоров министры энергетики этих трех стран и Израиля подписали декларацию о совместном предприятии. Итоговое межправительственное соглашение о строительстве EastMed было подписано в Афинах 2 января 2020 г. Согласно установленным планам, в 2025 г. планируется поставлять газ из Израиля и Республики Кипр в газовую сеть Европы через Грецию и Италию. Однако на практике возникают различные трудности, откладывающие строительство. Следует отметить временные отступления непосредственных участников проекта от намеченных целей. Например, в мае 2019 г. премьер-министр Италии Дж. Конте заявил, что его правительство больше не заинтересованно в строительстве последнего участка EastMed – Poseidon, поскольку проект дорогостоящий и не соответствует общей экологической повестке Евросоюза. Дж. Конте предложил соединить газопровод с Трансадриатическим трубопроводом (Trans Adriatic Pipeline, TAP), который на тот момент еще строился3. Однако через полгода министр экономики Италии С. Патуанелли поддержал проект4. В то же время EastMed активно продвигал премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху, но правительство, воз- 1 Eastern Mediterranean pipeline project. URL: https://www.nsenergybusiness.com/projects/eastern-mediterranean-pipeline-project/ (дата обращения: 14.07.2023). 2 EastMed; Project goals. URL: https://igi-poseidon.com/project/eastmed-poseidon/#project-goals6 (дата обращения: 17.07.2023). 3 Italy opposes Poseidon gas pipeline landfall. Reuters. 07.05.2019. URL: https://www.reuters.com/article/us-italy-pipeline-pm-idUSKCN1SD223 (дата обращения: 14.07.2023). 4 Italy fully backs EastMed. The Kathimerini. 01.01.2020. URL: https://www.ekathimerini.com/news/248018/italy-fully-backs-eastmed/ (дата обращения: 14.07.2023). главляемое Н. Бенетом и Я. Лапидом (июнь 2021 г. – декабрь 2022 г.), было менее заинтересовано в его реализации. После возвращения Б. Нетаньяху к власти ТельАвив вернулся к активному участию в проекте. Причиной задержек также стала пандемия COVID-19 в начале 2022 г.: все заинтересованные в проекте государства бросили силы и средства на преодоление последствий пандемии, изготовление вакцин и оказание помощи заболевшим. Пандемия вызвал экономическую рецессию и необходимость восстановления национальных экономик, поэтому EastMed был фактически заморожен. Не менее значительными были проблемы, связанные с инвестированием. Вопервых, в течение 2019–2020 гг. Евросоюз больше внимания уделял российскому проекту «Северный поток – 2», на который делала ставку Германия – главный спонсор ЕС, наиболее индустриально развитое и нуждающееся в качественных дешевых ресурсах государство–член ЕС. Во-вторых, в 2022 г. США – главный спонсор проекта – отказались от поддержки EastMed, поскольку посчитали его нежизнеспособным и экологически небезопасным. Главная причина, по которой реализация проекта неоднократно откладывалась, – позиция Анкары. Турция незаконно с точки зрения международного и европейского права вовлечена в деятельность в ИЭЗ Республики Кипр. В регионе продолжается так называемый Кипрский конфликт, в который втянуты Греция, Республика Кипр и Турция. Противостояние связано с оккупацией последней северной части острова Кипр в 1974 г. и провозглашением в 1983 г. Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), признанной только Анкарой. Турция не подписала UNCLOS, т. к. не согласна с ее применением на акваторию Эгейского моря. В случае подписания Анатолийское побережье страны окажется под юрисдикцией соседней Греции. Кроме того, Анкара не признает Республику Кипр и заключенные ею в 2010-е гг. двусторонние соглашения о разграничении ИЭЗ с Египтом, Израилем и Ливаном. В сложившейся ситуации Турецкая Республика заявляет, что представляет не только собственные интересы, но и позицию ТРСК и турок-киприотов, и любой проект, реализуемый в ВС без учета мнения турецкой стороны, «не может быть успешным»1. Согласно так называемой Доктрине голубой родины – теоретической основе внешней политики Анкары, Турция стремится установить господство и расширить национальные морские границы не только в Восточном Средиземноморье, но и в Эгейском море за счет Греции и Республики Кипр [Власова, 2021: 32]. Ввиду этих причин Турция выступает против строительства газопровода EastMed и заявляет о правах на углеводороды в ВС. Анкара регулярно отправляет сейсмографические корабли и судна с буровыми установками для исследования, бурения и добычи газа. Свои действия правительство Турции мотивирует тем, что «бурение ве- 1 QA-1 Statement of the Spokesperson of the Ministry of Foreign Affairs, Mr. Hami Aksoy, in response to a question regarding the signature of the agreement on the EastMed project. Ministry of Foreign Affairs. 02.01.2020. URL: https://www.mfa.gov.tr/sc_-1_-eastmed-projesine-ilişkinanlasmanin-imzalanmasi-hk-sc.en.mfa (дата обращения: 14.07.2023). дется на основании лицензий, выданных ТРСК»1. Следовательно, лицензии на разведку и буровую деятельность Анкара выдала себе сама: они не имеют юридической силы в международном праве. В 2020 г. с целью активизировать не только строительство EastMed, но и добычу, переработку и транспортировку региональных энергоресурсов на мировой рынок локальные державы создали Восточно-Средиземноморский газовый форум (ВСГФ) со штаб-квартирой в Каире. Планы организации охватывают спорные территории, на которые одновременно претендуют как Афины и Никосия, так и Анкара. Турция не была приглашена к участию в работе ВСГФ, поэтому считает форум враждебной платформой, призванной ограничить ее притязания на энергетические ресурсы ВС. Ответом Турецкой Республики стало подписание договора о делимитации границ с Ливией в ноябре 2019 г., который не признается Грецией и Республикой Кипр, а также улучшение двусторонних отношений с отдельными региональными державами (Израилем, Египтом, Саудовской Аравией, ОАЭ) [Квашнин, Свистунова, 2022: 78]. Улучшение израильско-турецких и израильско-египетских, а также нормализация турецко-египетских отношений могут существенно замедлить реализацию EastMed. Например, существует возможность строительства отдельного израильско-турецкого газопровода, маршрут которого обойдет кипрские спорные воды [Akyener, Altun, 2023]. Появились информационные вбросы о внесении коррективы в EastMed: предлагается перенаправить маршрут из Израиля через Египет и тем самым миновать спорные воды Кипра2. Однако это может привести к усложнению ближневосточного конфликта, снижению безопасности и обретению существенной зависимости от Каира со стороны Тель-Авива. В то же время Турция предлагает Египту подписать отдельный двусторонний договор о делимитации двусторонних границ на своих условиях, который для египетской стороны может быть выгоднее, чем договоренности в треугольнике «Египет – Греция – Республика Кипр». Однако Каир настаивает на том, что к процессу демаркации должны быть привлечены Афины с Никосией [Shama, 2019]. Таким образом, EastMed может потерять актуальность. В связи с вышеупомянутыми проблемами проект до сих пор находится на стадии окончательной доработки, несмотря на то что межправительственное соглашение было подписано в 2020 г. Позиции глобальных игроков Евросоюз – один из наиболее активных акторов в ВС. Греция и Республика Кипр являются его государствами-членами, а Турция – кандидатом в члены. Со 1 Turkish Cyprus to continue drilling in licensed areas, minister says. Hürriyet Daily News. 20.01.2020. URL: https://www.hurriyetdailynews.com/turkish-cyprus-to-continue-drilling-inlicensed-areas-minister-says-151201 (дата обращения: 14.07.2023). 2 Αθανασόπουλος Α.Α. Aποκλειστικό: Σενάριο για πέρασμα του East Med μέσα από την Αίγυπτο. Το Βήμα. 01.03.2021. URL: https://www.tovima.gr/2021/03/01/politics/senario-gia-perasma-toueast-med-mesa-apo-tin-aigypto-2/ (дата обращения: 14.07.2023). многими локальными игроками ЕС связан через масштабную программу «Европейская политика соседства». Евросоюз заинтересован в сохранении стабильности в регионе по ряду причин: наличие исторических связей, экономических отношений, сотрудничество в сфере энергетики, миграционные процессы, борьбы с международным терроризмом и преступностью и др. Открытие внушительных шельфовых запасов газа в ВС привлекло пристальное внимание Брюсселя. Это связано со стремлением уменьшить энергетическую зависимость от России. ЕС активно поддерживает разработку EastMed с начала переговоров в 2013 г. Еврокомиссия включила газ ВС в список важнейших ресурсов и европейский мегапроект «Южный газовый коридор». В 2015 г. Брюссель добавил EastMed в список так называемых проектов общих интересов – особых программ Евросоюза, которые представляют один из ключевых приоритетов для объединения европейской инфраструктуры. В 2019–2020 гг., когда наблюдалась очередная эскалация конфликта Греции, Республики Кипр и Турции, связанная с разведывательной деятельностью Анкары в кипрской ИЭЗ, ЕС выступил на стороне государств-членов. В ноябре 2019 г. последовали санкции против Анкары: запрет на въезд в Евросоюз лицам, которые незаконно участвовали в бурении, и заморозка их активов1. В 2022 г. санкции были продлены на год. Позицию Брюсселя поддержали некоторые ведущие государства-члены. Например, Франция оказала Греции и Республике Кипр всестороннюю дипломатическую поддержку в рамках работы саммита Группы средиземноморских государств-членов Евросоюза (EuroMed 7). В итоговой декларации 2020 г. было заявлено о солидарности с Грецией и Республикой Кипр со стороны всех стран EuroMed 7 «перед лицом неоднократных посягательств на их суверенитет и суверенные права, а также конфронтационных действий со стороны Турции»2. На тот момент Группа перестала видеть в Анкаре партнера по диалогу. Президент Франции Э. Макрон во время эскалации кризиса 2020 г. предложил создать новый блок, способный объединить средиземноморские государства и определить их общую позицию по различным региональным вопросам (Pax Mediterranea). По мнению Парижа, главная задача форума должна заключаться в выстраивании политического диалога региональных игроков под эгидой франкоитальянского тандема без участия Турции, что означает возведение противовеса ее региональной политике [Tanchum, 2020]. 1 Council decision (CFSP) 2019/1894 “Concerning restrictive measures in view of Turkey's unauthorised drilling activities in the Eastern Mediterranean”. Brussels. 11.11.2019. URL: https://eurlex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A02019D1894-20221110 (дата обращения: 14.07.2023). 2 Ajaccio declaration after the 7th summit of the Southern EU Countries (MED7). Ministère de l’Europe et des affaires étrangères. 10.09.2020. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/frenchforeign-policy/europe/news/article/ajaccio-declaration-after-the-7th-summit-of-the-southern-eucountries-med7-10 (дата обращения: 14.07.2023). Очередной пик интереса со стороны Евросоюза к ВС и EastMed вызван эскалацией украинского кризиса в 2022 г. В условиях отказа от российских энергоресурсов и принятия обновленной энергетической стратегии в мае 2022 г. (REPowerEU) Брюссель считает, что EastMed может частично компенсировать поставки газа из России. Уже в июне 2022 г. компания «Ди-Эн-Ви» (DNV), предоставляющая услуги по управлению рисками, подтвердила, что проект газопровода «достиг зрелости и осуществим». Исполнительный директор IGI Poseidon Ф. Маттана заявил, что EastMed «находится на завершающей стадии разработки, а его коммерческая эксплуатация начнется в 2027 г.»1. В то же время Евросоюз вынужден прислушиваться к позиции Турции по ряду проблем. Среди них важнейшими выступают совместное сотрудничество в области миграции, вступление Финляндии и Швеции в НАТО. В отличие от Евросоюза интерес США к ВС обусловлен больше геополитическими мотивами, а не экономическими интересами [Bardakçı, 2022: 531]. Главная цель Вашингтона в ВС – сохранить влияние без несения существенного бремени безопасности, которое может потребовать дорогостоящего военного вмешательства. США лавируют между ведущими региональными игроками, сдерживая или поощряя их устремления и амбиции. В случае активизации региональной политики со стороны Турции (особенно на сирийском направлении) США задействовали метод кнута. С Грецией за последнее время Вашингтон усилил военно-стратегическое взаимодействие. Однако главным приоритетом для США в ВС остается обеспечение безопасности Израиля [Yegin, 2022: 441]. Изначально администрации президентов Б. Обамы и Д. Трампа поддержали EastMed. Например, госсекретарь США М. Помпео присутствовал во время подписания межправительственного соглашения по газопроводу 20 марта 2019 г. в ТельАвиве. Американская сторона была заинтересована в EastMed, поскольку хотела, чтобы ЕС придерживался политики диверсификации импорта газа и нефти. Кроме того, в случае осуществления проекта Израиль – главный региональный партнер США – расширит связи с Евросоюзом и тем самым усилил бы собственную энергетическую безопасность. С приходом к власти Дж. Байдена, который нацелен на развитие зеленой энергетики и отказ от ископаемых видов топлива, США фактически отказались поддерживать EastMed. Вашингтон также волнует отсутствие экономической и коммерческой жизнеспособности проекта, а также создание нового витка напряженности региональных держав по поводу его реализации за счет Турции – важнейшего партнера США в НАТО. В то же время Вашингтон продолжает поддерживать укрепление связи ВС и Евросоюза, но приоритетное внимание будет уделяться развитию электросетей и возобновляемых источников энергии. Кроме того, для США важны усилия в обеспечении региональной стабильности в формате 3+1 1 DNV further confirms the feasibility and maturity of the EastMed pipeline. IGI Poseidon. 14.06.2022. URL: https://igiposeidon.com/eastmed/files/IGI_Poseidon_press_release_confirmation_of_Feasibility_Statement.pdf (дата обращения: 14.07.2023). (Греция, Израиль, Республика Кипр и США). Тем не менее главная причина отказа Вашингтона – стремление нарастить поставки собственного сжиженного природного газа в ЕС. Американская региональная политика обусловлена тем, что для США на первое место вышло их противостояние с Китаем за глобальное лидерство и с Россией – за пространство безопасности в Европе. Сегодня ВС не имеет для Вашингтона первостепенное значение. Главная задача в регионе – не допустить появление сильного конкурента. Для России регион важен для реализации ее военно-политических и экономических интересов. С одной стороны, РФ выстраивает крепкие партнерские взаимоотношения с Турцией и не исключает сотрудничество российских и турецких энергетических компаний по разработке шельфа в ВС. С другой – Москва неукоснительно настаивает на реализации международного права, что отвечает прежде всего интересам Греции и Республики Кипр. В то же время российские эксперты высказывают мнение, что проект не имеет «ни стабильной политической, ни экономической базы»1. Москве выгодно соперничество Турции с остальными государствами–участниками EastMed, поскольку оно затрудняет определение международно-правового статуса и финансирование проекта. Таким образом, России больше следует опасаться конкуренции со стороны американского СПГ и уже действующих газопроводов TAP и TANAP. Проект EastMed испытывает экономические, финансовые и международноправовые трудности. Он приобрел важное значение как для региональных держав, так и Евросоюза: стороны уверены, что новый трубопровод будет способствовать развитию локальных газовых сетей, более тесному взаимодействию Израиля с ЕС, а также осуществлению планов последнего по диверсификации энергоресурсов и окончательному отказу от российского газа. Для Республики Кипр реализация EastMed – значительный шаг в обеспечении собственной энергетической безопасности, усилении экономических и энергетических связей с партнерами, укреплении переговорной позиции в диалоге с туркамикиприотами. Греция видит в проекте возможность повысить свой статус в ЕС и НАТО и объединить сторонников против своего главного регионального конкурента – Турции. Израиль стремится к достижению геополитических выгод в надежде на расширение влияния в Европе и ВС. В силу внутренней политической повестки Италия не может определить позицию относительно проекта: Рим то поддерживает EastMed, то отказывается от него. Турция – главный противник проекта – старается 1 Участники Примаковских чтений не увидели ни экономических, ни политических оснований проекта газопровода EastMed. Интерфакс. 02.07.2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/715646 (дата обращения: 14.07.2023). тонко играть на региональных противоречиях и сделает все, чтобы не допустить строительство газопровода. Евросоюз активно поддерживает EastMed, но вынужден прислушиваться к позиции Турции. В отличие от ЕС США, изначально выступавшие за строительство газопровода, после прихода к власти президента Дж. Байдена отказались от осуществления проекта, ссылаясь на экологические причины и коммерческую нецелесообразность. Россия склоняется к тому, что EastMed не будет построен, поскольку не имеет экономической и политической основы для реализации.About the authors
K. V Vlasova
Vyatka State University
Email: vlasovaksen@gmail.com
Candidate of Sciences (History), Associate Professor Kirov, Russia
References
- Власова К.В. (2021) Греко-турецкое противостояние и его влияние на регион Восточного Средиземноморья. Современная Европа. № 3. С. 27–37. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320212737
- Звягельская И.Д. (ред.) (2022) Борьба за Восточное Средиземноморье: интересы и амбиции. Аспект-Пресс, Москва. 288 с.
- Квашнин Ю.Д., Свистунова И.А. (2022) Греко-турецкие противоречия в новых международных реалиях. Проблемы национальной стратегии. № 5. С. 66–83. doi: 10.52311/20793359_2022_5_66
- Akyener O., Altun A. (2023) Türkiye – Israel collaboration and energy diplomacy. The Maritime Strategic Evaluation for Israel 2022/23. Ed. by S. Chorev, Z. Rubinovitz. Maritime Policy & Strategy Research Center, Haifa, Israel. P. 338–349.
- Bardakçı M. (2022) Turkey and the major powers in the Eastern Mediterranean crisis from the 2010s to the 2020s. Comparative Southeast European Studies. No. 70(3). P. 516–539. doi: 10.1515/soeu-2021-0071
- Ellinas Ch. (2022) Energy and geopolitics in the Eastern Mediterranean. Atlantic Council, Washington, USA. 18 p.
- Shama N. (2019) Between alliance and entente: the Egyptian-Greek-Cypriot partnership. The New Geopolitics of the Eastern Mediterranean: Trilateral Partnerships and Regional Security. ReImaging the Eastern Mediterranean Series. Ed. by Z. Tziarras. PRIO Cyprus Centre, Nicosia, Cyprus. P. 95–110. URL: https://www.prio.org/publications/11329 (accessed: 14.07.2023).
- Tanchum M. (2020) Turkish military maneuvering pushed Italy and France to join forces in the Mediterranean. now what? Foreign Policy. 23.09.2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/09/23/pax-mediterranea-italy-turkey-france-oil-european-union/ (accessed: 14.07.2023).
- Tanchum M. (2021) The geopolitics of the Eastern Mediterranean crisis: a regional system perspective on the Mediterranean’s new great game. Eastern Mediterranean in Uncharted Waters Perspectives on Emerging Geopolitical Realities. Ed. by M. Tancum. Konrad-Adenauer-Stiftung, Ankara, Turkey. P. 7–17. URL: https://www.kas.de/documents/283907/10938219/Eastern+Mediterranean+in+Uncharted+Waters_ KAS+Turkey.pdf/6f554da1-93ac-bba6-6fd0-3c8738244d4b?version=1.0&t=1607590823989 (accessed: 14.07.2023).
- Yegin M. (2022) United States policy in the Eastern Mediterranean. Comparative Southeast European Studies. No. 70(3). P. 439–461. doi: 10.1515/soeu-2022-0030
- Akyener O., Altun A. (2023) Türkiye – Israel collaboration and energy diplomacy. The Maritime Strategic Evaluation for Israel 2022/23. Ed. by S. Chorev, Z. Rubinovitz. Haifa, 2023, pp. 338–349. URL: https://drive.google.com/file/d/1bQxWJm4crkv4BnknboiGAA3NcVR_D4au/view?pli=1 (accessed: 14.07.2023).
- Bardakçı M. (2022) Turkey and the major powers in the Eastern Mediterranean crisis from the 2010s to the 2020s. Comparative Southeast European Studies, 70(3), pp. 516–539. doi: 10.1515/soeu-2021-0071
- Ellinas Ch. (2022) Energy and geopolitics in the Eastern Mediterranean. Washington, D.C.: Atlantic Council. URL: https://www.jstor.org/stable/resrep39658 (accessed: 14.07.2023).
- Kvashnin Y.D., Svistunova I.A. (2022) Greko-turetzkie protivorechiya v novykh mezhdunarodnykh realiyakh [Greek-Turkish contradictions in the new international landscape]. Problemy natzional’noi strategii [National Strategy Issues], 5, pp. 66–83. doi: 10.52311/20793359_2022_5_66 (In Russian).
- Shama N. (2019) Between alliance and entente: the Egyptian-Greek-Cypriot partnership. The New Geopolitics of the Eastern Mediterranean: Trilateral Partnerships and Regional Security. ReImaging the Eastern Mediterranean Series. Ed. by Z. Tziarras. Friedrich-Ebert-Stiftung, Cyprus, 3, pp. 95–110. URL: https://www.prio.org/publications/11329 (accessed: 14.07.2023).
- Tanchum M. (2020) Turkish military maneuvering pushed Italy and France to join forces in the Mediterranean. now what? Foreign Policy. 23.09.2020. URL: https://foreignpolicy.com/2020/09/23/pax-mediterranea-italy-turkey-france-oil-european-union/ (accessed: 14.07.2023).
- Tanchum M. (2021) The geopolitics of the Eastern Mediterranean crisis: a regional system perspective on the Mediterranean’s new great game. Eastern Mediterranean in Uncharted Waters Perspectives on Emerging Geopolitical Realities. Ed. by M. Tancum. Konrad-AdenauerStiftung, Ankara, pp. 7–17. URL: https://www.kas.de/documents/283907/10938219/Eastern+Mediterranean+in+Uncharted+Waters_ KAS+Turkey.pdf/6f554da1-93ac-bba6-6fd0-3c8738244d4b?version=1.0&t=1607590823989 (accessed: 14.07.2023).
- Vlasova K.V. (2021) Greko-turetzkoe protivostoyanie i ego vliyanie na region Vostochnogo Sredizemnomor’ya [The Greek-Turkish confrontation and its influence on the Eastern Mediterranean]. Sovremennaya Evropa, 3, pp. 27–37. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope320212737 (In Russian).
- Yegin M. (2022) United States policy in the Eastern Mediterranean. Comparative Southeast European Studies, 70(3), pp. 439–461. doi: 10.1515/soeu-2022-0030
- Zvyagelskaya I.D. (ed.) (2022) Bor’ba za Vostochnoe Sredizemnomor’e: interesy i ambitzii [The Struggle for the Eastern Mediterranean: Interests and Ambitions]. Aspekt Press, Moscow, Russia. (In Russian).
Supplementary files
