SOVREMENNAYa INNOVATsIONNAYa POLITIKA, ORIENTIROVANNAYa NA MISSII (primer Germanii)
- Authors: Bukshnaitis D.E1, Zubenko V.A1, Frolov A.V1
-
Affiliations:
- Lomonosov Moscow State University
- Issue: No 1 (122) (2024)
- Pages: 129-141
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/0201-7083/article/view/255662
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0201708324010108
- ID: 255662
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Современные кризисные явления в экономике и энергетике поднимают вопросы о будущем мирового социально-экономического развития. Правительство Германии убеждено, что мир переживает глобальную трансформацию, итогом которой станет экономика нового типа с выдвижением на первый план вопросов экологии и устойчивого развития. Власти ФРГ называют этот тип экономической системы социально-экологической рыночной экономикой1. В настоящее время изменилось понимание термина «инновация»: к экономическому измерению добавилась социально-политическая составляющая, т. е. способность вызвать общественные преобразования и решать социальные проблемы [Botthof et al., 2020]. Пришедшее к власти в декабре 2021 г. правительство Германии усилило социальный вектор инновационной политики [Feser, 2022]. По мнению немецких властей, внедрение инноваций должно привести к изменению всех сфер жизни общества: экономики, государственного управления, образа мышления и поведения людей2. Подобные трансформации не должны ограничиваться 1 Gutachten zu Forschung, Innovation und technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands 2022. URL: https://www.e-fi.de/fileadmin/Assets/Gutachten/2022/EFI_Gutachten_2022.pdf (дата обращения: 07.02.2023). 2 Klimaneutrale Wirtschaft, Digitalisierung und nachhaltige Arbeit im Fokus. Bundesregierung. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/klimaschutz/allianz-fuer-transformation2052168 (дата обращения: 20.01.2023). одной страной. Ключевой фактор успеха в глобальной конкуренции – радикальные инновации, которые формируются в высокотехнологичных секторах экономики и соответствуют Целям в области устойчивого развития ООН и климатической повестке Парижского соглашения 2015 г.1 Решение такой грандиозной задачи, как коренное изменение глобального экономического развития посредством внедрения трансформативных радикальных инноваций, требует участия государства, которое задает правила игры и формирует новые рынки [Kattel, Mazzucato, 2018]. В последние годы для Германии характерно активное государственное вмешательство в хозяйственноэкономические процессы [Белов, 2022]. Для достижения целей глобальной экономической трансформации Берлин проводит современную инновационную политику, ориентированную на миссии (mission-oriented innovation policy, MOIP). Цели статьи – рассмотреть особенности современной концепции MOIP и осмыслить практический пример ее реализации в ФРГ. Вопросы теории: современная концепция инновационной политики, ориентированной на миссии MOIP зародилась во время Второй мировой войны в США, СССР, Британии и Франции. В этих странах государство выступало главной движущей силой развития значимых для всего мира инноваций. Классические примеры – ядерная и космическая гонка и программы оборонных исследований. Первым понятие «НИОКР2, ориентированные на миссии» ввел американский физик-ядерщик Э. Вайнберг в 1967 г. Этим термином он обозначил использование передовых достижений науки для ускоренного решения важных для государства проблем3. В 1987 г. австралийский экономист Г. Эргас, изучая инновационные системы развитых стран с рыночной экономикой, заметил, что в США, Британии и Франции значимые для всего мира радикальные технологические нововведения появляются чаще, чем в странах Центральной и Северной Европы, таких как Германия, Дания, Швеция [Ergas, 1987]. Национальные инновационные системы (НИС) США, Британии и Франции отличаются значительным влиянием государства на экономических агентов: правительственные органы устанавливают цели инновационного развития за пределами актуальных технологических возможностей и разрабатывают механизмы реализации для частных предприятий. Цели инновационного развития, которые определяет государство, Г. Эргас назвал missions (в переводе с английского языка означает «государственное поручение»). Немецкоязычные экономисты Г. Гаслер, В. Польт и К. Раммер проследили изменения в целеполагании инновационной политики стран Запада в течение 1 Bundesbericht Forschung und Innovation 2022. URL: https://www.datenportal.bmbf.de/portal/de/bufi.html (дата обращения: 23.01.2023). 2 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – прим ред. 3 From the “old” to the “new” mission-oriented policies’. OECD. URL: https://stip.oecd.org/moip/the-definition-of-moips/old-concept (дата обращения: 17.01.2023). XX‒XXI вв. Исследователи установили, что MOIP в 1940‒1960-е гг. отличалась фокусом на отдельных технологических проектах, а в 1960-е гг. сменилась на поддержку технологий, имеющих ярко выраженное коммерческое применение [Gassler et al., 2006]. В 1990-е гг. инновационная политика была направлена на расширение предоставления государственной поддержки малым и средним предприятиям. Главным инструментом выступало поощрение технологических кластеров. С середины 2000-х гг. формируются контуры современной инновационной политики, ориентированной на миссии, в основе которой лежат принципы устойчивого развития. Современная теория MOIP получила развитие в трудах Д. Форея (Франция), Д. Мовери, Р. Нельсона (США) [Mowery et al., 2010; Foray et al., 2012], Д. Робинсона (Великобритания), Р. Каттеля (Эстония) и М. Маццукато (Италия) [Kattel, Mazzucato, 2018; Robinson, Mazzucato, 2018]. Исследователи считают, что трансформативные радикальные инновации способствуют переходу к устойчивому развитию и государствам необходимо взять на себя руководство инновационным процессом и обеспечить внедрение инноваций в важных для общества областях. Для этого необходимо сформулировать миссию и создать условия, при которых все элементы НИС заинтересованы в ее реализации. М. Маццукато определила отличительные черты миссий: амбициозная цель, поставленная правительством; технологическая вариативность ее осуществления; вовлечение широкого спектра экономических агентов; влияние на множество секторов экономики. MOIP-подход в инновационной политике федерального правительства Германии Правительство Германии понимает «MOIP как межотраслевой и междисциплинарный подход к генерированию и применению знаний и инноваций для достижения амбициозных и четко сформулированных целей, которые решают неотложные социальные проблемы» [Yorulmaz, 2021]. В ФРГ черты такого подхода просматриваются с середины 2000-х гг. Ключевая особенность MOIP – активная и главенствующая роль государства, что не характерно для немецкой инновационной системы. НИС Германии сформировалась после Второй мировой войны в условиях слабости государственного аппарата. Во второй половине XX в. ведущая роль в формировании планов технологического развития немецкой экономики принадлежала союзам частных промышленных предприятий, которые автономно определяли основные направления НИОКР и самостоятельно их финансировали. Правительство проводило инновационную политику, которую, согласно классификации Г. Эргаса, принято обозначать как направленную на диффузию технологий. В этой модели государство в первую очередь заботится о вузах и научно-исследовательских институтах, которые выступают центрами диффузии, т. е. широкого распространения современных технологий среди частных компаний. Черты такой политики проявляются до сих пор: современное немецкое государство весьма ограниченно участвует в поддержке корпоративных научно-исследовательских и опытно-конструкторских ра- бот. ФРГ тратит на прямое финансирование НИОКР частных предприятий 0,07% ВВП, США – 0,13% ВВП, Республика Корея – 0,16%. ВВП1. В Германии в реализации инновационной политики участвуют несколько федеральных министерств и органы региональной власти. Они в значительной степени независимы друг от друга. Для координации деятельности и консолидации бюджетного финансирования приоритетных отраслей в 2006 г. правительство утвердило Стратегию высоких технологий – целеполагающий документ по инновационной политике. Вторая редакция Стратегии, опубликованная в 2010 г., провозгласила следование MIOP-подходу, однако миссии не были сформулированы [Roth et al., 2021]. Впервые миссии инновационной политики были прописаны в 2018 г. в четвертой редакции Стратегии высоких технологий до 2025 г., которая действовала до февраля 2023 г. Правительство ФРГ утвердило 12 миссий, сгруппированных в рамках трех сфер деятельности: общественные вызовы, компетенции будущего, культура открытых инноваций и венчурных инвестиций (см. Приложение, Табл. 12). В 2023 г. новая политическая коалиция приняла «Стратегию будущего. Исследования и инновации» (Zukunftsstrategie Forschung und Innovation)3. Документ утвердил 6 центральных миссий (ресурсосознательная экономика, защита климата и сохранение биоразнообразия, здоровье, цифровой и технологический суверенитет, исследования космоса и океанов, социальная устойчивость), которые подразделены на 30 детальных. Конфигурация миссий 2023 г. и их содержание описаны в таблице 2. После публикации Стратегии 2018 г. министерство образования и научных исследований (Bundesministerium für Bildung und Forschung, BMBF) запросило экспертную оценку формирования и реализации MOIP у Фраунхоферского института системных и инновационных исследований (Fraunhofer-Institut für Systemund Innovationsforschung, Fraunhofer ISI). Эксперты опубликовали ряд докладов по этому вопросу, в которых отметили, что миссии, сформулированные в 2018 г., повторяют давно существующие стратегические задачи и правительственные программы. ФРГ не удалось выстроить план деятельности в области инновационной политики. Государственные инициативы остались разрозненными и действовали параллельно друг другу4. У большей части миссий 2018 г. отсутствовали целевые количественные показатели. Эксперты констатировали отсутствие детальных планов и прописанных инструментов реализации миссий. По этим причинам 1 Gutachten zu Forschung, Innovation und technologischer Leistungsfähigkeit Deutschlands 2022. URL: https://www.e-fi.de/fileadmin/Assets/Gutachten/2022/EFI_Gutachten_2022.pdf (дата обращения: 07.02.2023). 2 Дополнительные материалы к статье таблицы 1, 2 размещены в электронном виде на сайте журнала (www.sov-europe.ru) на странице номера. 3 Zukunftsstrategie Forschung und Innovation. URL: https://www.bmbf.de/SharedDocs/Publikationen/de/bmbf/1/730650_Zukunftsstrategie_Forschun g_und_Innovation.pdf? blob=publicationFile&v=4 (дата обращения: 30.05.2023). 4 First Mission Analysis Report of the Scientific Support Action to the German Hightech Strategy 2025. URL: https://publica.fraunhofer.de/bitstreams/cba14a3d-248d-4502-8beee03274666aa6/download (дата обращения: 30.05.2023). немецкие власти в большинстве случаев не смогли раскрыть потенциал MOIPподхода и мобилизовать широкий круг экономических агентов и ресурсов. Выполнение большей части миссий с 2018 по 2021 гг. свелось к государственному финансированию НИОКР1. Пришедшее к власти в декабре 2021 г. правительство Германии подтвердило приверженность MOIP2. Окончательные планы закреплены в Стратегии 2023 г. Сравнение миссий 2018 и 2023 гг. показывает, что задачи были расширены и дополнены. Например, исследование космоса и океанов стало самостоятельной миссией. Особое значение для правительства приобрели социальные вопросы, выделенные в отдельную центральную миссию. «Стратегия будущего» подчеркивает усиливающуюся ориентацию руководства ФРГ на Повестку дня в области устойчивого развития. Цели миссий – коренная перестройка немецкой и глобальной экономики и изменение жизни общества и человечества в целом. Отличительная черта немецкой MOIP – наднациональная ориентация, т. к. невозможно достичь устойчивого развития только в одной стране. Практические результаты реализации некоторых миссий 2018 г. Первым примером MOIP в Германии принято считать план «Энергетический поворот» (Energiewende) 2010 г., однако на официальном уровне он не назван миссией. Правительство ФРГ поставило цель к 2035 г. довести долю возобновляемых источников энергии в балансе страны до 60%. Осуществление плана проходит в штатном режиме, несмотря на трудности экономического и технологического характера. Успешно осуществляется миссия 2018 г. «Производство электрических батарей на территории Германии», на воплощение которой правительство выделило 1,5 млрд евро3 и добилось около 3 млрд евро субсидий из бюджета ЕС. Цель миссии – развертывание производства батарей для электромобилей. С 2020 по 2022 г. при активном содействии государства компании «БАСФ» (BASF), «Бэ-Эм-Вэ» (BMW), «Опель» (Opel), «Варта» (Varta), «Мерседес» (Mercedes), «Умикор» 1 Second Mission Analysis Report of the Scientific Support Action to the German Hightech Strategy 2025. URL: https://www.isi.fraunhofer.de/content/dam/isi/dokumente/ccp/2021/Hightech_Strategy_2025second_mission_analysis_report.pdf (дата обращения: 30.05.2023). 2 Koalitionsvertrag 2021–2025 zwischen SPD, Bündnis 90/Die Grünen und FDP. Mehr Fortschritt wagen. Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit. 2021. S. 20. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/aktuelles/koalitionsvertrag-2021-1990800 (дата обращения: 30.05.2023). 3 Batterien “made in Germany” – ein Beitrag zu nachhaltigem Wachstum und klimafreundlicher Mobilität. BMWK. URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Dossier/batteriezellfertigung.html (дата обращения: 11.01.2023). (Umicore) и «Тесла» (Tesla)1 построили 15 новых фабрик. Число предприятий на территории Германии продолжает расти. Правительство ФРГ достигло определенных результатов в реализации миссии 2018 г. «Чистая углеродно-нейтральная логистика», которая направлена на повсеместное использование электрического транспорта гражданами и предприятиями. Только на НИОКР в сфере разработки электромобилей с 2010 по 2022 гг. ФРГ потратила 3 млрд евро2. К настоящему времени немецкие производители могут предложить 80 моделей электромобилей. Особенность миссии – активное стимулирование спроса среди немецких потребителей, которые всегда относились настороженно к подобной продукции. Каждый год немцы покупают все больше электромобилей. В декабре 2022 г. был установлен рекорд продаж – более 102 тыс. единиц в месяц. Всего в 2022 г. немцы купили 470 тыс. легковых электромобилей (13% немецкого рынка автомобилей)3, что на 170 тыс. больше, чем в 2021 г. Новые правила субсидирования покупки электромобилей, вступившие в силу в сентябре 2023 г., уменьшили объем государственного финансирования и вызвали спад продаж4. Немецкое государство также участвует в создании инфраструктуры для электротранспорта: благодаря государственной поддержке быстрыми темпами растет число зарядных станций. Если в 2020 г. в Германии функционировали 37 тыс. станций, то к концу 2022 г. – 70 тыс.5 До 2030 г. власти ФРГ планируют потратить на эти цели 300 млн евро6. Текущий вектор научно-технического развития требует обладания технологиями искусственного интеллекта (ИИ), которые находят все более широкое применение не только в сфере услуг, но и в промышленности. Многочисленные решения в области ИИ основаны на небольшом количестве базовых моделей (AI foundation models). 73% базовых моделей ИИ разработаны в США, 15% ‒ в КНР. Китай реализует Стратегию цифровой экономики, в которой обозначены 1 Там же; BMW plant Batteriewerk in Niederbayern. URL: https://www.auto-motor-undsport.de/tech-zukunft/alternative-antriebe/batteriezellen-fertigung-deutschland-wo-elektroautoakkus-entstehen (дата обращения: 17.01.2023). 2 Elektromobilität in Deutschland. BMWK. URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Dossier/elektromobilitaet.html (дата обращения: 10.03.2023). 3 Autos und Verbrenner: Pkw-Neuzulassungen im Februar 2023. ADAC. URL: https://www.adac.de/news/neuzulassungen-kba/ (дата обращения: 16.03.2023). 4 Weniger Förderung: Droht ein Preisschock bei Elektroautos? URL: https://www.autobild.de/artikel/e-auto-foerderung-kaufpraemie-umweltbonus-plug-in-hybride8535657.html#:~:text=Wie%20viel%20Umweltbonus%20es%202023,2250%20Euro%2F1500% 20Euro (дата обращения: 21.10.2023). 5 Elektromobilität: Öffentliche Ladeinfrastruktur. Bundesnetzagentur. URL: https://www.bundesnetzagentur.de/DE/Fachthemen/ElektrizitaetundGas/E-Mobilitaet/start.html (accessed: 18.02.2023). 6 Elektromobilität in Deutschland. BMWK. URL: https://www.bmwk.de/Redaktion/DE/Dossier/elektromobilitaet.html (дата обращения: 10.03.2023). задачи повысить национальную конкурентоспособность и содействовать экономическому и социальному росту. В 2021 г. КНР приняла стратегию «Видение 2035», в которой намечены меры по достижению полной независимости страны в организации цепочек поставок с помощью цифровых технологий [Зубенко и др., 2023]. С 2018 г. правительство Германии осуществляет миссию «Искусственный интеллект», которая преследует цель создать аутентичные немецкие технологии ИИ, подконтрольные властям ФРГ. На это с 2018 по 2025 гг. правительство выделило 5 млрд евро1. Число промышленных предприятий Германии, использующих ИИ, выросло с 10% в 2019 г. до 21% в 2022 г. [Rusche et al., 2022]. За это время была создана первая в Европе аутентичная базовая модель ИИ. Немецкая фирма «Алеф Альфа» (Aleph Alpha) в 2019 г. получила 5 млн евро стартового капитала от инвестиционных фондов и бесплатную техническую поддержку от государственного концерна «Бундесдрукерай» (Bundesdruckerei)»2. В 2022 г. компания представила модель «Люминос» (Luminous), близкую по характеристикам к «Джи-Пи-Ти-3» (GPT-3). Несмотря на эти успехи, ФРГ продолжает оставаться в зависимости от американских технологий в области ИИ. Миссия «Цифровые медицинские технологии» призвана повысить качество и доступность медицинской помощи для граждан Германии, но ее реализация пока не приносит ожидаемых результатов. В 2021 г. экспертная комиссия по вопросам исследований и инноваций при правительстве ФРГ (Expertenkommission Forschung und Innovation, EFI) констатировала, что цифровые технологии массово не применяются в немецкой медицине [Bratan et al., 2022]. Причины – слабое развитие широкополосного доступа в интернет и недостаток государственного и частного финансирования. Врачебные услуги в Германии остаются самыми дорогими в Европе, но не являются самыми качественными. Незначительные результаты достигнуты в выполнении миссии по переходу к экономике замкнутого цикла. Немецкое правительство планирует существенно повысить использование промышленностью переработанного вторичного сырья и таким способом снизить зависимость ФРГ от импорта полезных ископаемых3. На исследования в этой области с 2018 по 2023 гг. власти выделили 150 млн евро4. Германии удалось достигнуть успеха только в области рециркуляции строительного мусора и переработке бытовых отходов [Wilts, 2022], однако переход к полноценной экономике замкнутого цикла идет медленно. Немецкие промышленни- 1 Künstliche Intelligenz. BMBF. URL: https://www.bmbf.de/bmbf/de/forschung/digitalewirtschaft-und-gesellschaft/kuenstliche-intelligenz/kuenstliche-intelligenz_node.html (дата обращения: 22.12.2022). 2 Jetzt dürfen wir uns nicht abhängen lassen. Unternehmentum. URL: https://www.unternehmertum.de/themen/ai/jetzt-nicht-abhaengen-lassen-interview-jonasandrulis-kuenstliche-intelligenz (дата обращения: 23.02.2023). 3 Ifo-Präsident Fuest für Änderungen am „Geschäftsmodell Deutschland“. Recycling Portal. URL: https://recyclingportal.eu/Archive/75082 (дата обращения: 18.01.2023). 4 Bundesbericht Forschung und Innovation 2022. URL: https://www.datenportal.bmbf.de/portal/de/bufi.html (дата обращения: 23.01.2023). ки опасаются, что продукция из вторсырья не будет пользоваться спросом. В 2022 г. всего 12% от используемого немецкой промышленностью сырья представляло вторсырье [Wilts, 2022]. Опыт Германии показывает, что наиболее успешно реализуются миссии, целевые установки которых совпадают с интересами крупного бизнеса, обладают среднесрочными рыночными перспективами и подкреплены значительным государственным финансированием. Выводы MOIP зародилась во второй половине прошлого столетия для обеспечения технологических прорывов в важных, с точки зрения государства, секторах в предельно сжатые сроки. Современный подход к инновационной политике, утвердившийся в Европе, напрямую связан с реализацией Целей в области устойчивого развития ООН посредством внедрения трансформативных инноваций. Для коренного изменения экономической модели необходимо участие государства, которое мобилизует инновационную активность агентов. Немецкое правительство проводит MOIP с 2010 г., однако миссии были формализованы только в 2018 г. Сформулированные определения во многом повторяли уже существовавшие установки инновационной политики и не имели количественных целевых показателей. С 2018 по 2022 гг. правительство ФРГ не смогло выстроить план действий по достижению заявленных целей, поэтому их выполнение идет разными темпами. Опыт Германии показывает, что MOIP-подход способен привести к быстрым и значительным результатам в областях, в которых частные компании видят среднесрочный положительный эффект от инвестиций в инновации. Успешные миссии отличаются четким целеполаганием и значительными государственными инвестициями в разработку и внедрение трансформативных технологий на практике. Миссии без разработанных механизмов государственного финансирования и привлечения частных инвестиций не показывают значимых результатов. Современные 6 центральных миссий инновационной политики утверждены новой правящей коалицией в феврале 2023 г. Такие миссии, как «Ресурсосознательная экономика», «Защита климата и сохранение биоразнообразия», «Здоровье», «Цифровой и технологический суверенитет», продолжают инновационную политику ФРГ последнего десятилетия. Выделение исследований космоса и океанов в отдельную миссию подчеркивает первостепенное значение экологической повестки в политике правящей коалиции. Тематика миссии «Социальная устойчивость» выходит за пределы технологических вопросов. Правительство Германии не смогло повысить эффективность реализации миссий и обновляет существующие концептуальные документы. Кроме того, в немецкой MOIP отсутствуют пошаговые планы действий для достижения поставленных целей. В июне 2023 г. обновлена Национальная водородная стратегия 2020 г.1, однако развитие водородной энергетики входит в тематический перечень центральной миссии «Ресурсосознательная экономика».About the authors
D. E Bukshnaitis
Lomonosov Moscow State University
Email: denisnn777@gmail.com
Post-graduate student Moscow, Russia
V. A Zubenko
Lomonosov Moscow State University
Email: vzoubenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-8341-8896
Candidate of Sciences (Economic), Docent Moscow, Russia
A. V Frolov
Lomonosov Moscow State University
Email: vamik@inbox.ru
ORCID iD: 0009-0002-1808-4620
Doctor of Sciences (Economic), Docent Moscow, Russia
References
- Белов В.Б. (2022) Итоги 2022 г.: экономический штандорт Германии на грани деинду стриализации? Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. № 6. С. 70‒84. doi: 10.15211/vestnikieran620227084
- Зубенко В.В., Зубенко В.А., Сунь Ю. (2023) Российско-китайское сотрудничество в области цифровых технологий. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университе та. Научно-практический журнал. Т. 13. № 3. C. 86–93. doi: 10.26794/2226-7867-2023 13-3-86-93
- Botthof A., Edler J., Hahn K., Hirsch-Kreinsen H., Weber M., Wessels J. (2020) Transfor mation des Innovationssystems: Neue Anforderungen an die Innovationspolitik. Discussion Pa pers Innovation Systems and Policy Analysis. No. 67. 28 p. doi: 10.24406/publica-fhg-300570
- Bratan T., Schneider D., Heyen N., Pullmann L., Friedewald M., Kuhlmann D., Brkic N., Bärbel Hüsing B. (2022) E-Health in Deutschland. Entwicklungsperspektiven und internationa ler Vergleich. Expertenkommission Forschung und Innovation (EFI), Karlsruhe, Germany. 119 p. doi: 10.24406/publica-fhg-416796
- Ergas H. (1987) Does Technology Policy Matter? Technology and Global Industry: Com panies and Nations in the World Economy. Ed. by B. Guile, H. Brooks. National Academy Press, Washington, USA. P. 191‒280.
- Feser D. (2022) Innovationspolitik in der neuen Legislaturperiode: eine neue strategische Ausrichtung? Wirtschaftsdienst. Heft 6. P. 465–469 URL: https://www.wirtschaftsdienst.eu/inhalt/jahr/2022/heft/6/beitrag/innovationspolitik-in-der neuen-legislaturperiode-eine-neue-strategische-ausrichtung.html (accessed: 13.07.2023).
- Foray D., Mowery D., Nelson R. (2012) Public R&D and social challenges: What lessons from mission R&D programs? Research Policy. No. 41. P. 1697‒1702. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2012.07.011
- Gassler H., Polt W., Rammer C. (2006) Schwerpunktsetzung in der Forschungs und Tech nologiepolitik ‒ eine Analyse der Paradigmenwechsel seit 1945. Österreichische Zeitschrift für Politikwissenschaft. No. 1. P. 7–23.
- Kattel R., Mazzucato M. (2018) Mission-oriented innovation policy and dynamic capabili ties in the public sector. Industrial and Corporate Change. No. 27. P. 787‒801.
- Mowery D.C., Nelson R.R., Martin B.R. (2010) Technology policy and global warming: Why new policy models are needed (or why putting new wine in old bottles won’t work). Re search Policy. Vol. 39. Issue 8. P. 1011‒1023. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2010.05.008
- Robinson D., Mazzucato M. (2019) The evolution of mission-oriented policies: Exploring changing market creating policies in the US and European space sector. Research Policy. Vol. 48. Issue 4. P. 936–948. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2018.10.005
- Roth F., Lindner R., Hufnagl M., Wittmann F., Yorulmaz M. (2021) Lehren für künftige missionsorientierte Innovationspolitiken. Abschlussbericht der wissenschaftlichen Begleitfor schung zur deutschen Hightech-Strategie ‒ Band 1. Fraunhofer ISI, Karlsruhe, Germany. 53 p. doi: 10.24406/publica-225
- Rusche C., Demary V., Goecke H., Kohlisch E., Mertens A., Scheufen M., Wendt J. (2022) KI-Monitor 2022: Künstliche Intelligenz in Deutschland. Bundesverband Digitale Wirtschaft (BVDW) e.V., Berlin, Germany. 52 p.
- Wilts H. (2022) Germany´s Transformation Towards a Circular Economy. Heinrich Böll Stiftung Tel Aviv. 19.04. URL: https://il.boell.org/en/2022/04/19/germanys-transformation towards-circular-economy (accessed: 20.02.2023).
- Yorulmaz M. (2021) Missionsorientierte Innovationspolitik. Von der Ambition zur erfolg reichen Umsetzung. Fraunhofer ISI, Karlsruhe, Germany. 37 p.
- Belov V.B. (2022) Itogi 2022 g.: ekonomicheskij shtandort Germanii na grani deindu strializacii? [Results of 2022: German economy on the verge of deindustrialisation?], Nauchno analiticheskij vestnik IE RAN, 30(6), pp. 70‒84. doi: 10.15211/vestnikieran620227084 (In Rus sian).
- Botthof A., Edler J., Hahn K., Hirsch-Kreinsen H., Weber M., Wessels J. (2020) Transfor mation des Innovationssystems: Neue Anforderungen an die Innovationspolitik, Discussion Pa pers Innovation Systems and Policy Analysis, 67. doi: 10.24406/publica-fhg-300570
- Bratan T., Schneider D., Heyen N., Pullmann L., Friedewald M., Kuhlmann D., Brkic N., Bärbel Hüsing B. (2022) E-Health in Deutschland. Entwicklungsperspektiven und internationa ler Vergleich, Expertenkommission Forschung und Innovation (EFI), Karlsruhe, Germany. doi: 10.24406/publica-fhg-416796
- Ergas H. (1987) Does Technology Policy Matter?, in Guile B., Brooks H. (ed.) Technology and Global Industry: Companies and Nations in the World Economy, National Academy Press, Washington, USA, pp. 191‒280.
- Feser D. (2022) Innovationspolitik in der neuen Legislaturperiode: eine neue strategische Ausrichtung?, Wirtschaftsdienst, 6, pp. 465–469 URL: https://www.wirtschaftsdienst.eu/inhalt/jahr/2022/heft/6/beitrag/innovationspolitik-in-der neuen-legislaturperiode-eine-neue-strategische-ausrichtung.html (accessed: 13.07.2023).
- Foray D., Mowery D., Nelson R. (2012) Public R&D and social challenges: What lessons from mission R&D programs?, Research Policy, 41, pp. 1697‒1702. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2012.07.011
- Gassler H., Polt W., Rammer C. (2006) Schwerpunktsetzung in der Forschungs und Tech nologiepolitik ‒ eine Analyse der Paradigmenwechsel seit 1945, Österreichische Zeitschrift für Politikwissenschaft, 1, pp. 7–23.
- Kattel R., Mazzucato M. (2018) Mission-oriented innovation policy and dynamic capabili ties in the public sector, Industrial and Corporate Change, 27, pp. 787‒801.
- Mowery D.C., Nelson R.R., Martin B.R. (2010) Technology policy and global warming: Why new policy models are needed (or why putting new wine in old bottles won’t work), Re search Policy, 39(8), pp. 1011‒1023. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2010.05.008
- Robinson D., Mazzucato M. (2019) The evolution of mission-oriented policies: Exploring changing market creating policies in the US and European space sector, Research Policy, 48(4), pp. 936–948. DOI: https://doi.org/10.1016/j.respol.2018.10.005
- Roth F., Lindner R., Hufnagl M., Wittmann F., Yorulmaz M. (2021) Lehren für künftige missionsorientierte Innovationspolitiken. Abschlussbericht der wissenschaftlichen Begleitfor schung zur deutschen Hightech-Strategie ‒ Band 1, Fraunhofer ISI, Karlsruhe, Germany. doi: 10.24406/publica-225
- Rusche C., Demary V., Goecke H., Kohlisch E., Mertens A., Scheufen M., Wendt J. (2022) KI-Monitor 2022: Künstliche Intelligenz in Deutschland, Bundesverband Digitale Wirtschaft (BVDW) e.V., Berlin, Germany.
- Wilts H. (2022) Germany´s Transformation Towards a Circular Economy, Heinrich Böll Stiftung Tel Aviv, 19.04. URL: https://il.boell.org/en/2022/04/19/germanys-transformation towards-circular-economy (accessed: 20.02.2023).
- Yorulmaz M. (2021) Missionsorientierte Innovationspolitik. Von der Ambition zur erfolg reichen Umsetzung, Fraunhofer ISI, Karlsruhe, Germany.
- Zubenko V.V., Zubenko V.A., Sun Yu. (2023) Rossijsko-kitajskoe sotrudnichestvo v oblasti cifrovyh tekhnologij. Gumanitarnye nauki [Russian-Chinese Cooperation in the Sphere of Digi tal Economy. Humanities and Social Sciences], Bulletin of the Financial University, 13(3), pp. 86‒93. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-3-86-93 (In Russian).
Supplementary files
