КАТОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ИТАЛИИ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ИДЕНТИЧНОСТЬ
- Авторы: Язькова В.Е1
-
Учреждения:
- Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
- Выпуск: № 6 (134) (2025)
- Страницы: 215–225
- Раздел: ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0201-7083/article/view/357497
- DOI: https://doi.org/10.7868/S3034599525060178
- ID: 357497
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена идейным особенностям католической воспитательной модели – одного из важнейших элементов итальянской культурной традиции. Задачи исследования – выявить историко-философские аспекты идентичности католической школы в Италии и соотнести их с основными положениями учительства Церкви в области воспитания и образования юношества. На пастырский воспитательный проект оказали влияние идеи философов-персоналистов Ж. Маритена, Э. Мунье, Р. Гвардини, М. Каэотти, Л. Стефанини и др. Важнейшими принципами католической педагогики заявлены теоцентризм, признание ценности личностного начала, трактовка педагогического процесса как встречи воспитателя и воспитуемого, а коммунитаризма – как антитезы индивидуализму. Вследствие масштабной секуляризации и религиозного индифферентизма католическая школа потеряла свою значимость в образовательной системе Италии. В техногенном мире когнитивистская модель, ориентированная на потребности рынка труда, востребована больше, чем персоналистская модель. Сделан вывод, что практикующие католики в Италии, которые хотят воспитывать детей в рамках христианской культурной традиции, воспринимают маргинализацию католической школы как угрозу собственной религиозной идентичности.
Ключевые слова
Об авторах
В. Е Язькова
Центр по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: yazkova@yandex.ru
Кандидат исторических наук; Ведущий научный сотрудник Россия, Москва
Список литературы
- Губман Б.Л. (1983) Кризис современного неотомизма. «Высшая школа», Москва. 143 с.
- Губман Б.Л. (1988) Современная католическая философия. «Высшая школа», Москва. 188 с.
- Косиченко А.Г. (2020) Религиозная идентичность в эпоху глобализации. Век глобализации. № 3. С. 99–111. doi: 10.30884/vglob/2020.03.09
- Крылов А.Н. (1992) Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. Икар, Москва. 306 с.
- Мирошникова Е.М. (2021) Знания о религиях в современном европейском образовательном пространстве: проблема подходов к образованию. Современная Европа. № 6(106). С. 167–177. doi: 10.15211/soveurope62021167177
- Мунье Э. (1992) Персонализм. Искусство, Москва. С. 39.
- Сахарова Т.А. (1974) От философии существования к структурализму. Наука, Москва. 294 с.
- Bellieni G. (2022) Valori e problemi dell'educazione nel rapporto religione scuola: conversazione con Flavio Pajer. Ermes Education. 15.09. URL: https://clck.ru/3Pwqfo (дата обращения: 29.01.2025).
- Caimi L. (1991) Luigi Stefanini. Fondamenti di una pedagogia dell-essere personale. Profili nell’educazione. Modelli e ideali nel pensiero pedagogico contemporaneo. Ed. by C. Scurati. Vita e Pensiero, Milano, Italy. P. 357–368.
- Cipriani R. (1997) Manuale di sociologia della religione. Edizioni Borla, Rome, Italy. 341 p.
- Fedeli C. (1991) Romano Guardini. L’Uomo cattolico. Profili nell’educazione. Modelli e ideali nel pensiero pedagogico contemporaneo. Ed. by C. Scurati. Vita e Pensiero, Milano, Italy. P. 313–328.
- Galli N. (ed.) (1992) L’educazione cristiana negli insegnamenti degli ultimi pontefici. Vita e Pensiero, Milano, Italy. 504 p.
- Lombardi F.V. (1991) Mario Casotti. Una pedagogia fra metafisica e didattica. Profili nell’educazione. Modelli e ideali nel pensiero pedagogico contemporaneo. Ed. by C. Scurati. Vita e Pensiero, Milano, Italy. P. 343–356.
- Peron A. (2021) Il magistero della Chiesa italiana sulla scuola. Note di pastorale giovanile, 7.07. URL: https://clck.ru/3PyKYn (дата обращения: 31.01.25).
- Scurati C. (ed.) (1991) Profili nell’educazione. Modelli e ideali nel pensiero pedagogico contemporaneo. Vita e Pensiero, Milano, Italy. 393 p.
- Diaco E. (ed.) (2018) L’educazione secondo Papa Francesco. EDB, Bologna, Italy. 138 p.
Дополнительные файлы


