№ 6 (134) (2025)
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ
БАЛТИЙСКО-СКАНДИНАВСКИЙ МАКРОРЕГИОН: РЕГИОНАЛИЗМ НОВОГО ТИПА
Аннотация
Статья посвящена формированию Балтийско-Скандинавского макрорегиона (БСМ), его предыстории и основным характеристикам. На примере БСМ исследуется макрорегион нового типа, присущий полицентричной системе международных отношений. Предложено относить БСМ к формам эволюции «нового» интеррегионализма (пост-неоинтеррегионализм), который трансформируется в макрорегион. Рассмотрено понятие «геополитической плотности». Дан анализ процесса секьюритизации БСМ, которому предшествовал транзит от соперничества к сотрудничеству в условиях перехода мира от биполярности к полицентризму. Предложен тезис о том, что «стянутость» пространства БСМ может носить как «позитивный» (кооперационный), так и «негативный» (конфронтационный) характер. Показано, что на современном этапе быстрыми темпами происходит милитаризация БСМ, в который переместились основные контактные зоны между Россией и НАТО, находившиеся в период холодной войны в центре Европы. Сделано предположение, что воссоздание в БСМ долгосрочных механизмов блокового противостояния по типу холодной войны в среднесрочном плане не будет успешным, так как не соответствует объективным интересам расположенных здесь стран и народов.
5–24
ОБРАЗ РОССИИ В ПОЛИТИКЕ ГОСУДАРСТВ ЗАПАДНЫХ БАЛКАН
Аннотация
В статье рассмотрен образ России как фактор формирования разделительных линий между политическими элитами стран Западных Балкан – Албании, Боснии и Герцеговины, Северной Македонии, Сербии, Черногории и непризнанной «Республикой Косово» в условиях резкого обострения конфронтации России и Запада (2022–2025). Исследование основано на анализе политического дискурса и конкретных действий в контексте конфликта на Украине. Особое внимание уделено обострению противоречий в связи с электоральными циклами. На основе анализа программ ведущих политических партий и публичных выступлений основных политиков рассмотрена конкурентная борьба политических элит с учетом российского фактора. Полученные данные систематизированы в таблице, которая отражает внешнеполитический курс правительств по отношению к России.
25–36
НОВЫЙ ЭТАП ПОЛИТИКИ ИТАЛИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Аннотация
В статье рассматривается политика Итальянской Республики в Центральной Азии (ЦА). В текущем 2025 г. новый этап отношений Италии с государствами региона был закреплен в виде формата «5+1» на уровне глав государств, что отражает растущую значимость ЦА среди внешнеполитических приоритетов Рима в текущей фазе глубоких геополитических трансформаций. Сделан вывод, что усиление внешнеполитической активности Рима в регионе стало возможным в результате сочетания нескольких факторов: 1) стремления Италии играть роль «средней державы» в реализации внешней политики ЕС, рассматривающего регион как зону конкуренции с Россией и Китаем; 2) открывшегося «окна возможностей» на фоне российско-украинского конфликта, когда государства ЦА усилили многовекторность своей внешней политики, становятся всё более важными поставщиками энергетических и иных ресурсов и обеспечивают маршруты их транзита. Наращивание активности Италии в регионе происходит не только с помощью традиционной дипломатии, но и посредством инструментов экономической и культурной дипломатии, которые исторически являются сильными сторонами итальянской внешней политики.
37-50
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ САНКЦИИ В СИСТЕМЕ МНОГОСТОРОННИХ И ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С ЕВРОПОЙ (2014–2024 гг.)
Аннотация
В статье рассмотрен феномен дипломатических санкций в российско-европейских отношениях после 2014 г. В этот период происходит формирование нового вида репрессалий – дипломатических санкций, под которыми понимаются скоординированные высылки дипломатов, закрытие консульских представительств, понижение уровня дипломатических отношений, арест дипломатической собственности, заморозка счетов посольств и отказ от контактов на высоком и высшем уровнях. С использованием системного подхода к изучению международных отношений на примере связей России с европейскими государствами в 2014–2024 гг. продемонстрировано, что дипломатические рестрикции применяются как отдельными странами, так и международными организациями (Совет Европы, НАТО, Евросоюз и ОБСЕ). Если в рамках двусторонних отношений с Москвой европейские страны ввели масштабные дипломатические санкции после 2022 г., а ранее ограничивались точечными мерами и высылками дипломатических сотрудников, то на многостороннем уровне этот инструмент против России применяется с 2014 г., а Советом Европы – с начала 2000-х гг. В рамках международных организаций из отмеченного выше инструментария активно применялось только поражение РФ в правах. Двусторонние дипломатические санкции отличаются большей вариативностью и затрагивают все сферы функционирования дипломатических представительств. Сделан вывод о необходимости отказа от этого типа рестрикций для нормализации российско-европейских отношений в случае долгосрочного урегулирования ситуации на Украине.
51-61
АФРИКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ КОСМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Аннотация
В статье проанализированы состояние французской экономики космоса и политические подходы, используемые для ее развития. На фоне роста конкуренции на международном рынке Франция столкнулась с необходимостью не только развивать собственную индустрию, но и искать новых партнеров среди государств, которые только встают на путь развития космических программ и потенциалов. В исследовании обращено внимание на внешнее измерение космической политики Пятой республики, а именно на африканское направление. В качестве отдельного случая проанализировано франко-марокканское партнерство. Сделан вывод о взаимовыгодности сотрудничества Франции и Марокко в сфере космоса. В условиях ослабления позиций Франции в Африке Париж стремится использовать новые инструменты для реализации стратегических интересов на этом континенте.
62-73
ПРИОРИТЕТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЕВРОСОЮЗА В АФРИКЕ ЮЖНЕЕ САХАРЫ
Аннотация
Проблема энергетических поставок является традиционной для Европейского союза из-за нехватки собственных ресурсов. Наиболее актуальным данный вопрос стал после обострения отношений с Россией, прежде ведущим энергетическим партнёром. Союз с большей интенсивностью начал искать варианты для диверсификации из-за неготовности быстро осуществить зелёный переход. Таким партнёром, среди прочих, стала Африка южнее Сахары. Цель данной статьи – оценить приоритеты энергетической политики ЕС в данном регионе. Исследование проведено при помощи сравнительного и системного анализа, а также концепций стрессоустойчивости и стратегической автономии. Энергетические приоритеты в отношении Африки южнее Сахары: развитие ВИЭ и возобновляемого водорода, повышение энергоэффективности и достижение «климатической нейтральности». ЕС финансирует зелёные проекты, хотя поставки нефти, газа и угля для собственного потребления продолжаются. На переходном этапе приоритетен наиболее экологичный СПГ. Сделан вывод, что новым лидером Африка южнее Сахары среди поставщиков союза не стала, и её вклад в сокращение зависимости от крупных игроков минимален. На современном этапе можно говорить, скорее, о планах на будущее, воплощению которых препятствуют нацеленность африканского общества на решение других проблем, конкуренция за регион и неготовность стран самостоятельно финансировать энергетический переход.
74-84
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРОТИВОРЕЧИЯ ВНЕШНЕЙ И ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНИИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
В статье проанализированы цели, особенности практических решений, а также противоречия внешней и оборонной политики Кабинета К. Стармера на европейском направлении. Постановка задач, факторы внутриполитического и международного контекста, а также отличительные черты стратегического мышления элит составляют предметное поле исследования. Автор использует комбинированную научную парадигму конструктивистского реализма для анализа особенностей политики Лондона. Подчеркивается, что акцент британского правительства на оборонном измерении обусловлен комплексом внутренних (социально-экономических) и внешнеполитических факторов (запрос на большую самостоятельность Европы от США в сфере обороны), в том числе очередными попытками обосновать особую внешнеполитическую идентичность Соединенного Королевства. Автор исследует основные стратегические документы, изменения в оборонном сотрудничестве Лондона и Брюсселя, включая Партнерство в сфере безопасности и обороны, а также двусторонние договоренности лейбористов с союзниками по ЕС и НАТО (Франция, Германия, Польша). Лейбористский подход «НАТО прежде всего», с одной стороны, демонстрирует высокую степень зависимости от Вашингтона, а с другой – ограничивает сотрудничество Лондона и ЕС в вопросах обороны, усиливая фрагментацию пространства безопасности в Европе. Сделан вывод, что тактические решения Британии на европейском направлении не устраняют для нее долгосрочные риски, связанные с усилением стратегической зависимости от отношений по линии Европа-США и с обеспечением конкурентоспособности в условиях экономического, геополитического и технологического соперничества.
85-99
ПОЛИТИКА СЕРБИИ И РУМЫНИИ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ: КОНСТАНТЫ И ПЕРЕМЕННЫЕ
Аннотация
В статье рассмотрена эволюция политики Сербии и Румынии в сфере безопасности от периода разрядки до настоящего времени. В эпоху биполярности Белград и Бухарест стремились укрепить свой статус как государств с независимой политикой и повысить значение в европейской политике. Однако после окончания холодной войны Румыния присоединилась к ЕС и НАТО и солидаризировалась с западным курсом на сдерживание России. Внешнеполитическая стратегия Сербии продолжает югославские традиции и направлена на сотрудничество с наибольшим количеством государств и организаций. В статье выявлены причины преемственности политики Сербии и кардинальной смены ориентиров Румынией в постбиполярный период. Украинский кризис оказал значительное влияние на внутриполитическую обстановку в обоих государствах и трансформировал их представления об угрозах европейской безопасности и месте в системе международных отношений. Сделан вывод, что Сербия сохранит ориентир на вступление в Евросоюз и нейтральный военный статус. При этом Белград рассчитывает на окончание конфронтации России и Запада, чтобы сохранить многовекторность внешней политики. Румыния продолжит придерживаться жесткого проатлантического курса и усиливать влияние в альянсе в качестве ведущего европейского форпоста. Бухарест будет увеличивать финансирование оборонной сферы и искать способы повысить военно-технические возможности за счет сотрудничества с США и государствами – членами ЕС.
100-111
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ
РОЛЬ И МЕСТО ГЕРМАНИИ В АНТИРОССИЙСКОЙ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ЕС: ЭВОЛЮЦИЯ, ПОСЛЕДСТВИЯ И СЦЕНАРИИ
Аннотация
В статье проведен анализ эволюции и стратегических мотивов санкционной политики Германии относительно России в 2014-2025 гг. с акцентом на институциональные и экономические аспекты. Цель исследования - выявить специфику участия ФРГ в антироссийских режимах ЕС и последствия для германского экономического штандорта. Определены четыре этапа эволюции санкционного режима от введения ограничительных мер в 2014 г. до формирования многоуровневой архитектуры в 2022-2025 гг. Особое внимание уделено роли германской власти - инициатора ключевых санкций, их влияния на хозяйственно-политическое пространство ФРГ и трансформации немецкой промышленной модели. Ограничительные меры стали не только инструментом внешнеполитического давления, но и драйвером энергетического поворота и военно-промышленной модернизации. Выявлены такие негативные эффекты, как рост издержек, риск деиндустриализации, усиления зависимости от США. Предложен прогноз на 2026-2027 гг., который учитывает институциональную инерцию санкционного режима и необходимость адаптации для сохранения конкурентоспособности германского штандорта.
112-127
ДОБЫЧА КРИТИЧЕСКИ ВАЖНОГО СЫРЬЯ В ЕС: ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ФОНЕ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫЗОВОВ
Аннотация
Парадоксом климатической политики ЕС стал тот факт, что Евросоюз оказался в зависимости от поставок различного сырья, необходимого для реализации планов по достижению углеродной нейтральности. Отсутствие собственной отрасли по добыче критически важного сырья также негативно влияет на конкурентоспособность. Новый курс на обеспечение сырьевой безопасности означает возобновление в Европе разработки месторождений различных минерально-сырьевых ресурсов. Несмотря на то что Еврокомиссия особо подчеркивает необходимость добычи устойчивыми методами, соблюдение требований устойчивости в реальных условиях оказывается трудноосуществимым. Ведение добычи критически важных материалов сопряжено с экологическим ущербом и разрушением привычной среды обитания местного населения. В результате разработка новых месторождений в ЕС зачастую сдерживается протестами. В стремлении начать добычу критически важного сырья на своей территории ЕС оказывается перед сложным выбором между интересами части своих граждан и стратегическими планами по обеспечению гарантированных поставок. Оказывая поддержку добывающим компаниям посредством ускорения получения разрешений для неэкологичных стратегических проектов на национальном уровне, Еврокомиссия фактически поощряет преодоление сопротивления местных жителей под предлогом общественной значимости критически важного сырья. Подобные действия будут способствовать росту социального напряжения и евроскептицизма. Альтернативой возобновлению добычи мог бы стать акцент на поощрении проектов вторичной переработки сырья. Хотя и более медленный, этот путь соответствует европейскому курсу построения экономики замкнутого цикла и при этом не несет в себе социального конфликтного потенциала.
128-140
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ СОГЛАШЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ГЛОБАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЕС
Аннотация
В условиях формирования многополярного мирового порядка ЕС поддерживает статус центра силы за счет стратегической культуры, опирающейся на торгово-экономическую и нормативную (структурную) власть объединения, одним из инструментов внешней проекции которой является масштабная и высокодифференцированная система региональных торговых соглашений (РТС). В соответствии с гипотезой о том, что наблюдаемое интеррегиональное расширение сети РТС ЕС является фактором геополитического соперничества с США и КНР, авторы оценили «меркантилистский эффект» – прирост ВВП, достигаемый в рамках двусторонней торговли ЕС с группами государств в рамках действующих региональных торговых соглашений и соглашений на стадии раннего оповещения. С этой целью рассчитано сальдо внешней торговли для всей совокупности товаров и для «зеленых» товаров и проведено сравнение полученные данные с результатами торговли союза с США и КНР. Результаты исследования показали, что присутствие ЕС на рынках государств-партнеров по РТС обеспечивает с 2011 г. прирост ВВП, сопоставимый по величине и устойчивости с эффектом от торговли с США. В отношениях с государствами-партнерами по нотифицированным соглашениям, как и в торговле с КНР, ЕС не получает сходных преимуществ. В сфере поставок зеленых товаров ЕС обладает стратегической ресурсностью (самодостаточностью) и реализует ее в рамках торговли с государствам-партнёрами по действующим и нотифицированным РТС, и только КНР демонстрирует преимущество в этой сфере по отношению к ЕС. Сделан вывод, что стратегия расширения сети региональных торговых соглашений ЕС, характеризуемая интеррегиональным подходом и прагматизмом, укладывается в логику неомеркантилизма, представляя собой инструмент глобальной адаптации.
141-152
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ЕВРОСОЮЗА И МЕКСИКИ
Аннотация
В статье на основе анализа торговых и инвестиционных связей выявлены особенности экономических отношений Евросоюза и Мексики. На этом примере продемонстрировано взаимодействие глобальных и региональных центров силы в условиях перебалансировки мирохозяйственных связей. Задача исследования - изучить динамику выстраивания нового баланса сил и интересов между ЕС и Мексикой. Рост привлекательности мексиканского рынка с точки зрения размещения в стране промышленного производства стал решающими факторами для ЕС при заключении Глобального соглашения. Создание зоны свободной торговли придало импульс взаимному товарообмену и инвестициям. В результате Мексика в значительной степени интегрирована в межфирменную торговлю и цепочки поставок промышленных товаров с государствами - членами ЕС. С одной стороны, сближение страны с ЕС можно рассматривать как способ поддержания ее международных амбиций на пути к стратегическому партнерству в зеленой экономике, энергетике, инновационных технологиях и цифровизации. С другой - завершение переговоров по модернизации Глобального соглашения обусловлено стремлением Евросоюза к диверсификации экономических связей с Мексикой в ответ на агрессивную тарифную политику США. Обновленное двустороннее соглашение должно обеспечить определенность для инвесторов, привлечь европейский капитал, диверсифицировать мексиканский экспорт и смягчить сбои в глобальных цепочках поставок.
153-165
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В УСЛОВИЯХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ШОКОВ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ
Аннотация
В статье проанилизированы изменения аграрной политики и сельского хозяйства Германии в период 2015-2025 гг. под воздействием совокупности глобальных кризисов: пандемии COVID19, специальной военной операции (СВО), санкционного давления, климатических вызовов. Применен комплексный институциональный анализ последовательности мер поддержки отрасли, динамики структуры сельхозугодий, внесения удобрений и пестицидов. Сделан вывод о смене парадигмы в аграрной политике ФРГ от стабильной поддержки производства в рамках Общей сельскохозяйственной политики ЕС к режиму адаптации, ориентированному на обеспечение продовольственной безопасности и технологической автономии. Авторами дан прогноз развития отрасли: консервативный сценарий предполагает сохранение геополитической напряжённости, замедление темпов экологизации и умеренный рост поддержки, что приведёт к стагнации и сохранению социальной напряжённости. Наиболее вероятный умеренный (базовый) сценарий предполагает стабилизацию логистики, частичное смягчение регуляторной нагрузки и умеренный рост инвестиций, что позволит достичь баланса между экологическими и экономическими целями.
166-178
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
ЛЮДИ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ОТНОШЕНИЕ К ИСКУССТВЕННОМУ ИНТЕЛЛЕКТУ
Аннотация
Статья посвящена проблеме отношения людей к искусственному интеллекту. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием и быстрым проникновением ИИ во все сферы человеческой жизни. Успешное внедрение новейших технологий зависит от того, как люди оценивают связанные с их использованием преимущества и риски. Задачи статьи – определить различия в отношении к ИИ на межстрановом уровне и выявить их причины. Обращено внимание на большую обеспокоенность населения развитых стран внедрением ИИ, чем государств с развивающейся экономикой. Сделан вывод, что уровень образования и культурная идентичность играют определяющую роль в восприятии ИИ и интеграции новой технологии в повседневную жизнь.
179-188
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЕВРОПЕ: СОСТОЯНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ
Аннотация
В статье провинлизировано развитие искусственного интеллекта (ИИ) в Европе и подходы Евросоюза и Британии к его регулированию. Проведена оценка основных индикаторов рынка ИИ в ведущих европейских странах и их конкурентоспособности в отдельных технологических сегментах. Исследовательский потенциал и объем рынка ИИ в Европе ниже, чем в США и Китае. Среди европейских стран значителен разрыв в разработке и использовании технологий ИИ. Лидерами в этой области выступают Британия, Германия и Франция. Правительства европейских стран считают возможным добиться повышения конкурентоспособности экономики в высокотехнологичных сферах путем стимулирования внедрения ИИ во все отрасли. Научное сообщество оценивает закон ЕС как самый ограничивающий регуляторный документ по ИИ в мире. К числу пробелов, которые могут оказать влияние на эффективность применения закона, отнесены низкий уровень контроля за системами высокого риска и недостаточное внимание к кибербезопасности. Британский подход к регулированию ИИ нацелен на содействие инновациям и внедрение новых технологий в промышленное производство.
189-201
ОБЩЕСТВО И РЕЛИГИЯ
Католицизм и лютеранство в политической культуре стран Балтии
Аннотация
В исследовании проведен анализ роли религии в политической культуре стран Балтии с точки зрения влияния на её формирование и значение для современности. Методологией исследования выступает историко-религиоведческий анализ становления различных религиозных институтов, их место в политической культуре региона и роль религии в политике в условиях секуляризации, многоэтничности и поликонфессионального состава балтийского населения. Проведён структурно-институциональный анализ Католической церкви и лютеранских церквей на территории стран Балтии. В условиях внешнеполитических кризисов современности, связанных с украинским конфликтом, властные элиты Литвы, Латвии и Эстонии поддерживают католицизм и лютеранство в своих странах, как религии, имеющие этнический характер и историческую укоренённость. Церкви выступают силой, консолидирующей общество на основе традиционной этноконфессиональной культуры, способной мобилизовать общественное мнение. Взаимосвязь католицизма и лютеранства с национальной идентичностью титульных этносов позволяет им доминировать в сфере политической культуры.
202-214
КАТОЛИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ИТАЛИИ: ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ, ИДЕНТИЧНОСТЬ
Аннотация
Статья посвящена идейным особенностям католической воспитательной модели – одного из важнейших элементов итальянской культурной традиции. Задачи исследования – выявить историко-философские аспекты идентичности католической школы в Италии и соотнести их с основными положениями учительства Церкви в области воспитания и образования юношества. На пастырский воспитательный проект оказали влияние идеи философов-персоналистов Ж. Маритена, Э. Мунье, Р. Гвардини, М. Каэотти, Л. Стефанини и др. Важнейшими принципами католической педагогики заявлены теоцентризм, признание ценности личностного начала, трактовка педагогического процесса как встречи воспитателя и воспитуемого, а коммунитаризма – как антитезы индивидуализму. Вследствие масштабной секуляризации и религиозного индифферентизма католическая школа потеряла свою значимость в образовательной системе Италии. В техногенном мире когнитивистская модель, ориентированная на потребности рынка труда, востребована больше, чем персоналистская модель. Сделан вывод, что практикующие католики в Италии, которые хотят воспитывать детей в рамках христианской культурной традиции, воспринимают маргинализацию католической школы как угрозу собственной религиозной идентичности.
215–225
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЁНОГО
СОВОКУПНАЯ ФАКТОРНАЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ ЕВРОПЫ И США
Аннотация
В статье проанализирована динамика совокупной факторной производительности ведущих европейских стран (Британия, Франция, Германия, Италия, Испания) и США. Проведена оценка текущего состояния технологического развития этих экономик и выявлены перспективные направления воздействия для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Систематизированы факторы роста совокупной факторной производительности (человеческий капитал, распределение ресурсов и открытость экономики) и определена их специфика. На базе обзора имеющейся научной литературы проведен теоретический анализ проблемы. Методической основой исследования выступают: системный подход, методы компаративного и статистического анализа. Научным результатом статьи является выявление перспектив стимулирования инновационного развития на страновом уровне. Для характеристики динамики этого процесса были рассмотрены такие показатели, как: Глобальный инновационный индекс, Индекс человеческого развития, Глобальный индекс знаний, число патентных заявок, расходы на здравоохранение, образование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и др. На основе значений этих индикаторов проведена группировка стран со сходными тенденциями развития.
226–239


