В качестве оптимальных значений основных показателей трактора (энергонасыщенности, мощности, эксплуатационной массы, тягового усилия, рабочей скорости) приняты их номинальные значения, расчет которых - актуальная задача теории трактора. Цель исследования - определение номинальных значений основных показателей трактора по максимуму тягового коэффициента полезного действия и минимуму энергозатрат. Объекты исследования: колесный трактор с передними управляемыми колесами меньшего диаметра, чем задние, и гусеничный трактор. Основной метод исследования - расчет с использованием компьютерных программ при изменении показателей методом дихотомии и с заданным шагом в цикле. Нижнее значение номинальной энергонасыщенности определяли минимизацией функции удельных энергозатрат - отношения энергозатрат при обработке единицы площади к единице производительности и единице рабочей скорости. Нижние номинальные значения мощности, эксплуатационной массы, тягового усилия, рабочей скорости определяются нижним значением номинальной энергонасыщенности, максимальным тяговым коэффициентом полезного действия и минимальными удельными энергозатратами, соответствующими работе трактора при допустимом буксовании. Для определения верхнего значения номинальной энергонасыщенности использован обобщенный безразмерный коэффициент эффективности трактора - геометрическое среднее значение частных безразмерных коэффициентов эффективности трактора по эксплуатационной массе, тяговому коэффициенту полезного действия, расходу топлива на единицу площади, производительности, расходу топлива на единицу производительности. При увеличении энергонасыщенности повышается производительность трактора, но снижается его эффективность по другим показателям. В качестве верхнего предела номинальной энергонасыщенности принято значение, при котором снижение обобщенного коэффициента эффективности трактора не превышает 5%. При этом производительность повышается на 11-19%. С использованием принятых критериев оптимальности определены интервалы изменения номинальной энергонасыщенности тракторов: колесных - 15,69-20 Вт/кг, гусеничных - 18,63-26 Вт/кг. Для этих интервалов определены номинальные значения мощности, эксплуатационной массы и рабочей скорости колесных и гусеничных тракторов тяговых классов 3-6.