По ту сторону утопии. Два взгляда на постиндустриальный труд
- Авторы: Межуев С.1
-
Учреждения:
- Центр практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
- Выпуск: Том 34, № 2 (2024)
- Страницы: 195-218
- Раздел: ИЛЬЕНКОВ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5377/article/view/290218
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2024-2-195-215
- ID: 290218
Цитировать
Аннотация
Этатизм и анархизм — бинарная оппозиция, которая разделяет марксистов на два, казалось бы, непримиримых лагеря. Однако уже с 1980-х годов и в советской философии, и в европейском марксизме активно набирала популярность идея диалога и коммуникации, которая призывала к компромиссу между оппонентами. А сегодня, когда деполитизирующая природа позднего капитализма тенденциозно сглаживает углы, навязывая радикальный центризм по Энтони Гидденсу, противоречия теряют принципиальное значение. В рамках этой гипотезы автор конструирует теоретический диалог между итальянским постопераизмом (Антонио Негри, Паоло Вирно, Франко Берарди, Маурицио Лаззарато и др.) и отечественными философиями культуры (Владимир Библер, Вадим Межуев, Наль Злобин, Моисей Каган, Арнольд Арнольдов и др.), которые обычно располагаются на противоположных полюсах политического спектра: постопераисты известны как анархисты, а философы культуры более консервативны и скорее ближе к социал-демократам.
Оба теоретических течения схожим образом анализируют новую реальность, где роль главного производителя занимает человек культуры (ученый/художник) или постиндустриальный работник. Новое общество, возникающее на руинах политических идей эпохи модерна, постопераисты маркируют термином «Империя». Автор статьи проводит параллель между новой Империей и поздним СССР, в котором работали философы культуры. В статье сопоставляется критический и апологетический взгляды на постфордистское производство, а также разбираются два предлагаемых проекта Просвещения. В то время как итальянские марксисты призывают искать горизонтальную солидарность в субкультурах, философы культуры встают на позицию власти, разрабатывая педагогические программы переквалификации пролетариата под творческий и научный труд. В статье делается попытка заложить базу для конвергенции двух течений, чтобы построить диалектическую теорию, которая сочетала бы в себе как элементы педагогики, так и программу горизонтальной солидарности.
Полный текст

Об авторах
Степан Межуев
Центр практической философии «Стасис» Европейского университета в Санкт-Петербурге (ЕУСПб)
Автор, ответственный за переписку.
Email: stepan931@gmail.com
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.
- Арнольдов А. И. Образование — энергия духовного мира человека // Гуманитарное пространство. 2012. № 1. С. 24–51.
- Арнольдов А. И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии // Культура, человек и картина мира / Под ред. A. И. Арнольдова, B. А. Кругликова. М.: Наука, 1987.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М.: Academia, 1999.
- Берарди Ф. Душа за работой. От отчуждения к автономии. М.: Грюндриссе, 2019.
- Библер В. С. Еще один диалог Монологиста с Диалогиком // Архэ. 1993. № 1. С. 9–70.
- Библер В. С. О Марксе — всерьез (Размышления в конце XX века) // Полис. Политические исследования. 1996. № 1. С. 119–128.
- Библер В. С. От наукоучения — к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.
- Библер В. С. Самостоянье человека. «Предметная деятельность» в концепции Маркса и самодетерминация индивида. Кемерово: Алеф, 1993.
- Библер В. С. Школа «диалога культур» // Советская педагогика. 1988. № 11. С. 29–34.
- Вирно П. Грамматика множества. К анализу форм современной жизни. М.: Ad Marginem, 2013.
- Злобин Н. С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980.
- Ильенков Э. В. Гегель и «отчуждение» / Философия и культура. М.: Политиздат. 1991.
- Ильенков. Э. Что же такое личность? // С чего начинается личность / Под ред. Р. И. Косолапова. М.: Наука, 1984. С. 319–358.
- Каган М. С. Глобализация культурных процессов: становление диалогического мышления // Глобализация: синергетический подход: сб. науч. тр. М.: РАГС, 2002.
- Лаззарато М. Нематериальный труд // Художественный журнал. 2008. № 69. URL: https://moscowartmagazine.com/issue/23/article/369.
- Мареев С. Спиноза в советской философии // Логос. 2007. № 2 (59). С. 187–200.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М.: Политиздат, 1969. Т. 46. Ч. II.
- Межуев В. М. Социализм — пространство культуры (Еще раз о социалистической идее) // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 3. С. 82–92.
- Тинус Н. Н. Процесс и отношение: истоки автономистской теории индивидуации // Полития. 2021. № 1 (100). С. 44–59.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2003.
- Хардт М., Негри А. Империя. М.: Праксис, 2004.
- Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. М.: Культурная революция, 2006.
- Худик В. А. Лев Семенович Выготский: вчера, сегодня, завтра // Коррекционно-педагогическое образование. 2015. № 2 (2). С. 98–104.
- Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение. М.: НЛО, 2014.
- Berardi F. After the Future / G. Genosko, N. Thoburn (eds). Oakland, CA: AK Press, 2011.
- Federici S. Revolution at Point Zero: Housework, Reproduction, and Feminist Struggle. Oakland, CA: PM Press, 2012.
- Gardiner M. Bakhtin and the “General Intellect” // Educational Philosophy and Theory. 2017. Vol. 49. № 9. P. 893–908.
- Graeber D. “The Sadness of Post-Workerism”, Revolutions in Reverse: Essays on Politics, Violence, Art, and the Imagination. N.Y.: Autonomedia, 2012.
- Il’enkov E. Marx and the Western World // From the Marxist-Leninist Point of View / N. Lobkowicz (ed). L.: University of Notre Dame Press, 1967.
- Kristeva J. Bakhtine, le mot, le dialogue et le roman // Critique. 1967. T. 23. № 239. P. 438–465.
- Lazzarato M. Signs and Machines: Capitalism and the Production of Subjectivity. L.A.: Semiotext (e), 2014.
- Marx K. Grundrisse der. Kritik der Politischen Ökonomie Politische Ökonomie: Geschichte und Kritik. Hamburg: Europäische Verlagsanstalt, 1967.
- Negri A. Deleuze/Spinoza. Un devenir-politique // Archives de Philosophie. 2021. Vol. 84. № 3. P. 51–63.
- Negri A. Marx Beyond Marx: Working Notes on the Grundrisse. L.: Red Notes, 1988.
- Negri A. Some Thoughts on the Use of Dialectics // African Yearbook of Rhetoric. 2012. Vol. 3. № 1. P. 2–11.
- Negri A., Bosteels B. An Italian Rupture: Production Against Development // Diacritics. 2009. Vol. 39. № 3. P. 21–27.
- Negri A., Hardt M. Commonwealth. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2011.
- Penzin A. The Soviets of the Multitude: On Collectivity and Collective Work: An Interview With Paolo Virno // Mediations. 2010. Vol. 25. № 1. P. 81–92.
- Virno P. “General Intellect” in Lessico Postfordista. Milano: Feltrinelli, 2001.
Дополнительные файлы
