Время — вперед: необратимость события, аффект и нарративы будущего
- Авторы: Шулятьева Д.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
- Выпуск: Том 34, № 2 (2024)
- Страницы: 219-234
- Раздел: БУДУЩЕЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5377/article/view/290219
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2024-2-219-232
- ID: 290219
Цитировать
Аннотация
Современные литература и кино полны сложных повествовательных форм: они всячески пытаются озадачить читателя и зрителя и заодно — переопределить базовые нарративные категории. Так происходит и с разветвленным повествованием, нарративный мир которого состоит из нескольких альтернативных возможных миров. События в нем могут быть как обратимыми, так и необратимыми, но каждый раз в этих своих свойствах непредсказуемыми для читателя.
Необратимость события в такой повествовательной форме рассмотрена в статье на примере романа Пола Остера «4321» (2017). Она соседствует с обратимостью: и если обратимость позволяет в каждой новой сюжетной линии заново переписывать фабулу, то необратимость производит иной эффект. Проблематизация необратимости события в разветвленном повествовании связана с аффективным воздействием на читателя: необратимые события неизбежно повторяются в каждой из представленных сюжетных линий и этим повторением интенсифицируют (чаще трагическое) переживание. Повторение необратимых событий создает и особый ритм в повествовании, моделирующий тот тип мимесиса, который отдельными исследователями (Вивиан Собчак) определяется как «телесный», менее опосредованный. Переживание, которое создается таким типом событий, вступает в противоречие с иным, сконструированным обратимыми событиями, а все вместе они производят эффект хаотического движения времени, разностороннего (и одновременного) воздействия на читателя.
Полный текст

Об авторах
Дина Шулятьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: dshulyatyeva@hse.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Зенкин С. Н. Теория литературы: проблемы и результаты. М.: НЛО, 2018.
- Bode Ch, Dietrich R. Future Narratives: Theory, Poetics, and Media-Historical Moment. B.; Boston: De Gruyter, 2013.
- Cameron A. Modular Narratives in Contemporary Cinema. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008.
- Domsch S. Storyplaying: Agency and Narrative in Video Games. B.; Boston: De Gruyter, 2013.
- Duarte G. Fractal Narrative: About the Relationship Between Geometries and Technology and Its Impact on Narrative Spaces. Bielefeld: transcript, 2014.
- Hermann M. Hollywood Goes Computer Game: Narrative Remediation in the Time-Loop Quests Groundhog Day and 12:01 // Unnatural Narratives — Unnatural Narratology / J. Alber, R. Heinze (eds). B.: De Gruyter, 2011. P. 145–161.
- Hollywood Puzzle Films / W. Buckland (ed.). N.Y., L.: Routledge, 2014.
- Massumi B. The Autonomy of Affect // Cultural Critique. 1995. № 31. P. 83–109.
- Meifert-Menhard F. Playing the Text, Performing the Future: Future Narratives in Print and Digiture // Narrating Futures / Ch. Bode (ed.). Vol. 2. B.; Boston: De Gruyter, 2013.
- Pethő A. Film in the Post-Media Age. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2012.
- Richardson B. A Poetics of Plot for the Twenty-First Century: Theorizing Unruly Narratives. Columbus, OH: The Ohio State University Press, 2019.
- Richardson B. Toward a Poetics of Multiversion Narratives // Fabula. 19.11.2023. URL: https://www.fabula.org/colloques/document11181.php.
- Schenk S. Running and Clicking: Future Narratives in Film. B.; Boston: De Gruyter, 2013.
- Schober R. Spider Web, Labyrinth, Tightrope Walk: Networks in US American Literature and Culture. B.; Boston: De Gruyter, 2023.
- References
- Bode Ch, Dietrich R. Future Narratives: Theory, Poetics, and Media-Historical Moment, Berlin, Boston, De Gruyter, 2013.
- Cameron A. Modular Narratives in Contemporary Cinema, New-York, Palgrave Macmillan, 2008.
- Domsch S. Storyplaying: Agency and Narrative in Video Games, Berlin, Boston, De Gruyter, 2013.
- Duarte G. Fractal Narrative: About the Relationship Between Geometries and Technology and Its Impact on Narrative Spaces, Bielefeld, transcript, 2014.
- Hermann M. Hollywood Goes Computer Game: Narrative Remediation in the Time-Loop Quests Groundhog Day and 12:01. Unnatural Narratives — Unnatural Narratology (eds. J. Alber, R. Heinze), Berlin, De Gruyter, 2011, pp. 145–161.
- Hollywood Puzzle Films (ed. W. Buckland), New-York, London, Routledge, 2014.
- Massumi B. The Autonomy of Affect. Cultural Critique, 1995, no. 31, pp. 83–109.
- Meifert-Menhard F. Playing the Text, Performing the Future: Future Narratives in Print and Digiture. Narrating Futures (ed. Ch. Bode), vol. 2, Berlin, Boston, De Gruyter, 2013.
- Pethő A. Film in the Post-Media Age, Newcastle upon Tyne, Cambridge Scholars Publishing, 2012.
- Richardson B. A Poetics of Plot for the Twenty-First Century: Theorizing Unruly Narratives, Columbus, OH, The Ohio State University Press, 2019.
- Richardson B. Toward a Poetics of Multiversion Narratives. Fabula, November 11, 2023. Available at: https://www.fabula.org/colloques/document11181.php.
- Schenk S. Running and Clicking: Future Narratives in Film, Berlin, Boston, De Gruyter, 2013.
- Schober R. Spider Web, Labyrinth, Tightrope Walk: Networks in US American Literature and Culture, Berlin, Boston, De Gruyter, 2023.
- Zenkin S. Teoriia literatury: problemy i rezul’taty [Theory of Literature: Issues and Findings], Moscow, NLO.
Дополнительные файлы
