I am cringe, but I am free: кринж на пути от самотождественности к освобождению
- Авторы: Неаполитанский М.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный университет
- Выпуск: Том 33, № 5 (2023)
- Страницы: 155-170
- Раздел: КРИНЖ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5377/article/view/291186
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2023-5-155-168
- ID: 291186
Цитировать
Аннотация
В статье предлагается эстетическое и политическое осмысление феномена кринжа как особой формы чувствования. Высказывается тезис, что кринж может быть определен как эстетический режим, который изменяет координаты привычных аффектов — в первую очередь, стыда. В рамках исследования автор обращается к идеям Жака Рансьера, представленным в работе «Эстетическое бессознательное». Это помогает осуществить анализ кринжа через проблему преодоления иерархий и самотождественности, а также увидеть кринж как аффект, возникающий на границах личного и коллективного опыта, связанного с измененной фигурой Другого. В качестве эстетического режима кринж позволяет расширить поле вопросов и коснуться эпистемологической проблематики. В связи с этим в статье приводятся концепции «уловки бога» и «ситуативности», предложенные Донной Харауэй. Отталкиваясь от них, автор определяет кринжовое состояние как отсутствие ситуативности, связанное с отказом от рефлексии и нежеланием обнаружить пределы оснований мышления.
Для понимания политического измерения кринжа особое внимание уделяется амбивалентности процессов, связанных с корреляцией кринжа и властных отношений. Автор приводит характеристики двух траекторий — отчуждения и освобождения. Этот концептуальный ход позволяет вписать кринж в традицию контркультуры и расширить понимание тотальности его присутствия. Именно последнее позволяет утверждать, что искусство жизни и искусство себя — это искусство быть кринжовым, которое позволяет увидеть кринж в пространстве равенства, не поддающегося нормализации. В заключение делается вывод о том, что кринж проходит путь от маргинального аффекта к способу политического чувствования, затрагивающего психоаналитический дискурс и различные телесные и эмансипаторные практики.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Максимилиан Неаполитанский
Санкт-Петербургский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: mknea@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Вандермерш Б. Стыд // Лаканалия. 2013. № 13: Стыд. С. 58–61.
- Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Академический Проект, 2009.
- Долар М. По ту сторону интерпелляции // Лаканалия. 2017. № 26: Тело без органов. С. 114–127.
- Жижек С. Как читать Лакана // Психоанализ. URL: https://psychoanalysis.by/wp-content/uploads/2018/09/Славой-Жижек-Как-Читать-Лакана1.pdf.
- Лапицкий В. Путешествие на край политики // Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб.: Machina, 2004.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Философское исследование учения Фрейда // Он же. Эрос и цивилизация. Одномерный человек. М.: АСТ, 2003. С. 86–91.
- Массуми Б. Автономия аффекта // Философский журнал. 2020. Т. 13. № 3. С. 110‒133.
- Митрофанова А. Феминистская эпистемология и психоанализ // Stasis. 2021. № 2 (12). С. 178–197.
- Подорога В. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. М.: Ad Marginem, 1995.
- Рансьер Ж. Разделяя чувственное. СПб.: ЕУСПб, 2007.
- Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018.
- Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. СПб.: Machina, 2004.
- Фишер М. Кислотный коммунизм (недописанное предисловие) // Неприкосновенный запас. 2020. № 6 (134). С. 13–35.
- Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Прогресс, 1977.
- Харауэй Д. Ситуативные знания: вопрос о науке в феминизме и преимущество частичной перспективы // Логос. 2022. Т. 32. № 1. С. 237–271.
- Deleuze G. What Is Grounding? Grand Rapids, MI: К& Publishing, 2015.
- Kerslake C. Grounding Deleuze // Radical Philosophy. 2008. № 148. P. 30–36.
- Laurent E. Symptom and Discourse // Jacques Lacan & the Other Side of Psychoanalysis: Reflections on Seminar XVII / J. Clemens, R. Grigg (eds). Durham: Duke University Press, 2006. P. 227–252.
- Marcuse H. The Aesthetic Dimension. Toward a Critic of Marxist Aesthetics. Boston: Beacon Press, 1979.
- Ranciere J. Le ressentiment anti-esthetique // Magazine litteraire. Novembre 2002. № 414. P. 18–21.
- Ranciere J. The Aesthetic Revolution and Its Outcomes // New Left Review. 2002. № 14. P. 133–151.
- Scheff T., Retzinger S. Emotions and Violence: Shame and Rage in Destructive Conflicts. Leхington, MA: Lexington books, 1991.
Дополнительные файлы
