Чебурашка: заметки к истории Имманентного Невозможного
- Авторы: Регев Й.1
-
Учреждения:
- Европейский университет в Санкт-Петербурге
- Выпуск: Том 33, № 5 (2023)
- Страницы: 197-212
- Раздел: КРИНЖ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5377/article/view/291206
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2023-5-197-211
- ID: 291206
Цитировать
Аннотация
Статья посвящена анализу кринжа как специфического аффекта, характерного для нынешней культурной ситуации. Размещая кринж в широком историческом контексте, автор прослеживает его связи с категориями «возвышенного» и «прекрасного», а также темой «двойного предательства», играющего важную роль в современной мысли (например, у Славоя Жижека и Резы Негарестани). Особое внимание уделяется анализу фильма Дмитрия Дьяченко «Чебурашка» (2023). Применение анализа, основанного на теории исчисления сред и коинсидентальной теории, позволяет рассмотреть фильм как симптоматическое явление и связать фигуру Чебурашки как носителя «кринж-аффекта» с новыми онтологиями, появляющимися в последнее десятилетие, а также выявить общеонтологическое основание связанных с ним пластическо-динамических комплексов и аффектов.
Эти общеонтологические основания указывают на особое место, занимаемое миром, в котором кринж становится господствующим аффектом, в истории Имманентного Невозможного: специфической дистрибуции существующего и несуществующего, определяющей онтоэкономическую ситуацию Нового времени. Специфические черты, объединяющие Чебурашку как с центральными мотивами философии последних десятилетий, так и с героями советского кино 1970–1980-х годов, позволяют указать на переходную роль «эпохи кринжа», которая подготавливает транзит от господства Имманентного Невозможного к миру удерживания-вместе-разделенного. Именно требование такого перехода содержится в специфическом «императиве разворачивания», который благодаря средовому анализу выявляется как центральный в аффекте кринжа. Статья заканчивается указанием на то, что само это требование в рамках «эпохи кринжа» существует как невыполнимое и указывает на специфическое бессилие героя этой эпохи. «Умение читать», или просвещение нового типа, предлагается как способ выхода из этого тупика.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Йоэль Регев
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Автор, ответственный за переписку.
Email: yoel.regev@gmail.com
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Борхес Х. Л. Три версии предательства Иуды // Он же. Письмена Бога. М.: Республика, 1992.
- Делёз Ж. Логика смысла. М.: Академический проект, 2011.
- Делёз Ж. Представление Захер-Мазоха // Захер-Мазох Л., Делёз Ж., Фрейд З. Венера в мехах. М.: Ad Marginem, 1992. С. 189–313.
- Негарестани Р. Циклонопедия: соучастие с анонимными материалами / Пер. с англ. П. Хановой, под ред. Й. Регева. М.: Носорог, 2019.
- Подорога В. Возвышенное. После падения. Краткая история общего чувства. М.: НЛО, 2022.
- Регев Й. Невозможное и совпадение: о революционной ситуации в философии. Пермь: Гиле Пресс, 2016.
- Регев Й. Образ-исправление // Логос. 2022. Т. 22. № 5. С. 173–192.
- Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.: Гешарим / Мосты культуры, 2017.
- Žižek S. Organs Without Bodies: On Deleuze and Consequences. L.: Routledge, 2012.
Дополнительные файлы
