Оборот чувств «Прекрасной эпохи» и сплетни Рассказчика у Марселя Пруста
- Авторы: Микиртумов И.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
- Выпуск: Том 35, № 2 (2025)
- Страницы: 143-170
- Раздел: ТЕМНОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5377/article/view/292782
- DOI: https://doi.org/10.17323/0869-5377-2025-2-143-168
- ID: 292782
Цитировать
Аннотация
Автор статьи исследует связь между жанром сплетни, важным приемом в романе «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста, и оборотом удовольствий в «Прекрасную эпоху» (Belle Époque). Основные черты этого периода охарактеризованы в связи с явлением декадентства, которое представлено как своего рода дизайн-бюро по производству вкусов и эстетических стандартов. В «Прекрасную эпоху» происходила интеграция общества, шел интенсивный культурный обмен, в котором на протяжении четырех десятилетий высшее общество, основу которого составляла родовая аристократия, задавало тон всем остальным слоям. Это определило оборот удовольствий, который сравнивается с марксовым товарным фетишизмом. Декадентство как таковое не выходило за пределы сферы социальной эстетики.
В романе Пруста Рассказчик предстает изрядным сплетником, что связано с необходимостью реализовать социально-критическую функцию романа вне идеологической определенности. Для этого писателю требовалось максимально приблизить жизнь людей, составляющих высшее общество, преодолев то обстоятельство, что они неинтересны и с ними ничего не происходит. Вместо придания повествованию «литературности» Пруст, по словам Фредрика Джеймисона, превращает его в «нашептывание». Это достигается, во-первых, через удовольствие читателя, вызываемое дискурсом сплетни, имеющей положительные социальные функции. Во-вторых, у Рассказчика в романе, человека меланхолического и болезненного, открывается план почти детективных разысканий, в которых снимается напряжение между прошлым и настоящим, мнимым и подлинным, а также между материалом романа и повествованием. Наслаждение от разговоров о людях, получающих наслаждения, передается и Рассказчику.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Иван Микиртумов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: imikirtumov@hse.ru
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Альбаре С. Господин Пруст. Воспоминания, записанные Жоржем Бельмоном / Пер. с фр. Д. Соловьева. СПб.: Модерн, 2022.
- Аристотель. Никомахова этика / Пер. с др.-гр. Н. В. Брагинской // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 53–294.
- Бак-Морс С. Диалектика видения: Вальтер Беньямин и проект «Пассажей» // Versus. 2022. Т. 22. № 4. С. 172–200.
- Беньямин В. К портрету Пруста / Пер. с нем. Н. М. Берновской // Он же. Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 301–312.
- Бердяев Н. А. Философия свободы // Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда. 1989. С. 12–253.
- Веселовский А. Н. Эпоха чувствительности // Избр. ст. Л.: Художественная литература, 1939.
- Глакмен М. Сплетни и злословие // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2000. С. 117–144.
- Делёз Ж. Марсель Пруст и знаки / Пер. с фр. Е. Г. Соколова. СПб.: Алетейя, 1999.
- Джеймисон Ф. Удовольствие: политический вопрос // Логос. 2015. Т. 25. № 1. С. 1–22.
- Лакан Ж. Ниспровержение субъекта и диалектика желания в бессознательном у Фрейда // Он же. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда / Пер. с фр. А. К. Черноглазова. М.: Русское феноменологическое общество; Логос, 1997. С. 174–175.
- Лиотар Ж.-Ф. Либидинальная экономика / Пер. с фр. В. Е. Лапицкого, под науч. ред. С. Л. Фокина. М.; СПб.: Издательство института Гайдара. 2018.
- Маркс К. Капитал / Пер. с нем. И. И. Степанова-Скворцова. М.: Госполитиздат, 1953.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: В 50 т. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. С. 41–174.
- Панченко Д. В. Когда закончилось Новое время? // Неприкосновенный запас. 2009. № 5. С. 39–54.
- Панченко Д. В. Культурный расцвет в Афинах в V веке до н. э. в сравнительно-историческом освещении // Вестник древней истории. 2012. № 2. С. 142–154.
- Пруст М. В поисках утраченного времени. Роман седьмой «Время, обретенное вновь»: текст и контекст / Сост., пер., комм. К. З. Акопяна. СПб.: Алетейя, 2020.
- Ревель Ж.-Ф. О Прусте / Пер. с фр. Г. Р. Зингера. М.: Знак-СП, 1995.
- Трыков В. П. Светские хроники Марселя Пруста // Новый филологический вестник. 2021. № 2 (57). С. 312–321.
- Фуко М. История сексуальности. Т. 2: Использование удовольствий / Пер. с фр. В. Л. Каплуна. СПб.: Академический проект, 2004.
- Badiou A. The Democratic Emblem // Agamben G., Badiou A., Bensaïd D., Brown W., Nancy J.-L., Rancière J., Ross K., Zizek S. Democracy in What State? N.Y.: Columbia University Press, 2011. P. 1–15.
- Carnevali B. “Être, c’est être perçu”: Ce que Proust enseigne à la philosophie sociale // Le travail de la littérature. Usages du littéraire en philosophie / D. Lorenzini, A. Revel (dir.). Rennes: Presses Universitaires de Rennes, 2012. P. 39–51.
- Donadio R. France’s Obsession With Decline Is a Booming Industry // The New York Times. 04.02.2017. Sec. C. P. 1. URL: https://www.nytimes.com/2017/02/03/books/france-michel-onfray-decadence.html.
- Jameson F. The Modernist Papers. L.; N.Y: Verso, 2007.
- Philippe J. Prince of Aesthetes: Count Robert de Montesquiou, 1855–1921. N.Y.: Viking Press, 1968.
- Schmid M. Proust dans la Décadence. P.: Éditions Honoré Champion, 2008. P. 21–22.
- Simmel G. Soziologie. Untersuchungen über die Formen der Vergesellschaftung. Leipzig: Duncker & Humbolt, 1908.
- Stern S. Wilde’s Obscenity Effect: Influence and Immorality in The Picture of Dorian Gray // The Review of English Studies. 2017. Vol. 68. № 286. P. 756–772.
Дополнительные файлы
