Исторические рынки как особые пространства Италии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Автор в рамках проекта по антропологическому исследованию итальянской торговли рассматривает известный, но фактически малоизученный феномен – исторические рынки. Доживший до наших дней этот древний торговый институт не утратил витальности и пользуется необычайно высокой популярностью у населения. В статье делается попытка обратиться к тем сторонам бытия исторических рынков, которые не представали еще объектом научного анализа (к гендерной, этнической и социальной их специфике, взаимоотношениям продавцов и покупателей), рассматриваются причины высокого рейтинга этих архаичных торговых структур. Кроме того, проверяется и успешно подтверждается гипотеза, согласно которой исторические рынки – это не просто локусы торговли, это особые социокультурные пространства, своего рода “места памяти”, что отличает их от рынков в обычном понимании. Учитывая слабую изученность данной темы в научном дискурсе, автор широко использует полевые материалы.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Оксана Давидовна Фаис-Леутская

Институт этнологии и антропологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: oxana-fais@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2757-2434

к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских исследований

Россия, Ленинский пр. 32а, Москва, 119991

Список литературы

  1. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
  2. Фаис О. “Исторические рынки” в Сицилии как форпосты сохранения традиционной культуры // Очерки о европейской идентичности и многокультурности / Отв. ред.-сост. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2013. Ч. 1. С. 171–258.
  3. Фаис-Леутская О. Сагры в Италии: традиции, опыт, социальные аспекты // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 144–164.
  4. Aime M. La casa di nessuno – I mercati in Africa occidentale. Torino: Bollati Boringhieri, 2002.
  5. Appadurai A. Modernità in polvere. Sesto San Giovanni (MI): Meltemi, 2001.
  6. Ariolo L. Il “linguaggio codificato”: suoni-odori-colori-tradizioni // Calcara M.T. et al. Il teatro dell’esistenza. Palermo e i suoi mercati. Palermo: Anteprima, 2005. P. 45–61.
  7. Augè M. Tra i confini. Città, luoghi, interazioni. Milano: Mondadori, 2007.
  8. Barilaro C. I luoghi della memoria e dell’identità culturale. Fiere, mercati e sagre dei Nebrodi // Geotema. 2009. N. 38. P. 11–17.
  9. Bonanzinga S. Il mercato dell’abbondanza. Pratiche di ostensione nei mercati siciliani // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 85–118.
  10. Brøgger B. Economic Anthropology, Trade and Innovation // Social Anthropology. 2009. Vol. 17 (3). P. 318–333.
  11. Buttitta A. Elogio della cultura perduta // Nuove Effemeridi. 1995. N. 8 (32). P. 2–10.
  12. Buttitta A. Elogio del mercato // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 15–16.
  13. Calabi D. ll mercato e la città. Piazze, strade, architetture d’Europa in età moderna. Venezia: Marsilio, 1993.
  14. Cappati A., Montanari M. La Cucina italiana. Storia di una cultura. Roma-Bari: Laterza, 2000.
  15. Cirelli C. Commercio, consumo e città in Sicilia // Le strade del commercio in Sicilia / a cura di G. Cusimano. Milano: Franco Angeli, 2019. P. 15–27.
  16. Cirelli C., Graziano T. Le vie del commercio a Catania. Rievocazioni stortiche e configurazioni attuali // Le strade del commercio in Sicilia / a cura di G. Cusimano. Milano: Franco Angeli, 2019. P. 89–102.
  17. Cusumano A. Culture alimentari e immigrazione in Sicilia. La piazza universalе è a Ballarò // Alimentazione, produzuioni tradizionali e cultura del territorio / a cura di S. Mannia. Palermo: Fondazione Ignazio Buttitta, 2012. P. 121–141.
  18. D’Angelo F. I mercati di quartiere di Palermo // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 127–132.
  19. Derrida J. Resistenze. Sul concetto di analisi. Napoli: Orthotes, 2014.
  20. Geertz C. The Interpretation of the Cultures. N.Y.: Basic Books, 1973.
  21. Geertz С. The Bazaar Economy: Information and Search in Peasant Marketing // American Economic Review. 1978. Vol. 68. No. 2 (May). P. 28–32.
  22. Giacomarra M. 2007. Il mercato: scambio di merci, scambio de messaggi // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 75–80.
  23. Giallombardo F. La tavola, l’altare, la strada. Scenari del cibo in Sicilia. Palermo: Sellerio, 2003.
  24. Hubert H. Alimentazione // Dizionario di Antropologia ed Etnologia / a cura di P. Bonte, M. Izard. Torino: Einaudi, 2006.
  25. La Duca R. I mercati di Palermo. Palermo: Sellerio, 1994.
  26. Le Breton D. La Saveur du monde. Une anthropologie des sens. Paris: Métailié, 2006.
  27. Lyon S. Anthropological Perspectives on Fair Trade // Oxford Research Encyclopedias. Anthropology. 29.10.2021. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190854584.013.521
  28. Nora P. Les Lieux de Mémoire. 3 vols. Paris: Gallimard, 1984–1992.
  29. Pellegrini L. Il commercio in Italia. Bologna: Il Mulino, 2001.
  30. Pregnolato Rotta-Loria F. Antropologia e prossemica. Udine: Campanotto, 1998.
  31. Randazzo S.B. Sicilianità. Subcultura, tradizioni, ethos e comportamenti, tendenzialità. Palermo: EDI OFTES, 1985.
  32. Settineri D. Migrations, Power and Urban Spaces in Sicily Though an Ethnografic Case Study // Вестник антропологии. 2020. № 4 (52). С. 7–19.
  33. Soltanzadeh H. Iranian Markets. Tehran: Cultural Research Center, 2004.
  34. Sorgi O. I mercati siciliani tra persistenza e cambiamento // Mercati storici / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 59–84.
  35. Sorgi O. I mercati di Palermo fra storia e attualità. Un fenomeno di lunga durata // Dialoghi Mediterranei. 2015. N. 12. https://www.istitutoeuroarabo.it/DM/i-mercati-di-palermo-fra-storia-e-attualita-un-fenomeno-di-lunga-durata
  36. Sottile R. Il mercato in città: contesti comunicative-relazionali a Ballarò e al Capo di Palermo // Dialetti in città / a cura di G. Marcato. Padova: Unipress, 2005. P. 93–98.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Прилавок торговца “морскими гадами” на историческом рынке. Катания. 2023 г. Фото автора

Скачать (46KB)
3. Рис. 2. Исторический рынок Балларо. Палермо. 2023 г. Фото автора

Скачать (66KB)
4. Рис. 3. Прилавок с овощами. Исторический рынок Капо. Палермо. 2023 г. Фото автора

Скачать (46KB)
5. Рис. 4. Прилавок зеленщика. Исторический рынок Вуччерия. Палермо. 2022 г. Фото автора

Скачать (67KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».