Исторические рынки как особые пространства Италии
- Авторы: Фаис-Леутская О.Д.1
-
Учреждения:
- Институт этнологии и антропологии РАН
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 71-89
- Раздел: Специальная тема номера: Человек покупающий – человек продающий: антропология торговли (люди, товары, структуры, отношения)
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5415/article/view/268460
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524030057
- EDN: https://elibrary.ru/BRNYEZ
- ID: 268460
Цитировать
Аннотация
Автор в рамках проекта по антропологическому исследованию итальянской торговли рассматривает известный, но фактически малоизученный феномен – исторические рынки. Доживший до наших дней этот древний торговый институт не утратил витальности и пользуется необычайно высокой популярностью у населения. В статье делается попытка обратиться к тем сторонам бытия исторических рынков, которые не представали еще объектом научного анализа (к гендерной, этнической и социальной их специфике, взаимоотношениям продавцов и покупателей), рассматриваются причины высокого рейтинга этих архаичных торговых структур. Кроме того, проверяется и успешно подтверждается гипотеза, согласно которой исторические рынки – это не просто локусы торговли, это особые социокультурные пространства, своего рода “места памяти”, что отличает их от рынков в обычном понимании. Учитывая слабую изученность данной темы в научном дискурсе, автор широко использует полевые материалы.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Оксана Давидовна Фаис-Леутская
Институт этнологии и антропологии РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: oxana-fais@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-2757-2434
к. и. н., старший научный сотрудник центра европейских исследований
Россия, Ленинский пр. 32а, Москва, 119991Список литературы
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
- Фаис О. “Исторические рынки” в Сицилии как форпосты сохранения традиционной культуры // Очерки о европейской идентичности и многокультурности / Отв. ред.-сост. М.Ю. Мартынова. М.: ИЭА РАН, 2013. Ч. 1. С. 171–258.
- Фаис-Леутская О. Сагры в Италии: традиции, опыт, социальные аспекты // Вестник антропологии. 2023. № 3. C. 144–164.
- Aime M. La casa di nessuno – I mercati in Africa occidentale. Torino: Bollati Boringhieri, 2002.
- Appadurai A. Modernità in polvere. Sesto San Giovanni (MI): Meltemi, 2001.
- Ariolo L. Il “linguaggio codificato”: suoni-odori-colori-tradizioni // Calcara M.T. et al. Il teatro dell’esistenza. Palermo e i suoi mercati. Palermo: Anteprima, 2005. P. 45–61.
- Augè M. Tra i confini. Città, luoghi, interazioni. Milano: Mondadori, 2007.
- Barilaro C. I luoghi della memoria e dell’identità culturale. Fiere, mercati e sagre dei Nebrodi // Geotema. 2009. N. 38. P. 11–17.
- Bonanzinga S. Il mercato dell’abbondanza. Pratiche di ostensione nei mercati siciliani // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 85–118.
- Brøgger B. Economic Anthropology, Trade and Innovation // Social Anthropology. 2009. Vol. 17 (3). P. 318–333.
- Buttitta A. Elogio della cultura perduta // Nuove Effemeridi. 1995. N. 8 (32). P. 2–10.
- Buttitta A. Elogio del mercato // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 15–16.
- Calabi D. ll mercato e la città. Piazze, strade, architetture d’Europa in età moderna. Venezia: Marsilio, 1993.
- Cappati A., Montanari M. La Cucina italiana. Storia di una cultura. Roma-Bari: Laterza, 2000.
- Cirelli C. Commercio, consumo e città in Sicilia // Le strade del commercio in Sicilia / a cura di G. Cusimano. Milano: Franco Angeli, 2019. P. 15–27.
- Cirelli C., Graziano T. Le vie del commercio a Catania. Rievocazioni stortiche e configurazioni attuali // Le strade del commercio in Sicilia / a cura di G. Cusimano. Milano: Franco Angeli, 2019. P. 89–102.
- Cusumano A. Culture alimentari e immigrazione in Sicilia. La piazza universalе è a Ballarò // Alimentazione, produzuioni tradizionali e cultura del territorio / a cura di S. Mannia. Palermo: Fondazione Ignazio Buttitta, 2012. P. 121–141.
- D’Angelo F. I mercati di quartiere di Palermo // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 127–132.
- Derrida J. Resistenze. Sul concetto di analisi. Napoli: Orthotes, 2014.
- Geertz C. The Interpretation of the Cultures. N.Y.: Basic Books, 1973.
- Geertz С. The Bazaar Economy: Information and Search in Peasant Marketing // American Economic Review. 1978. Vol. 68. No. 2 (May). P. 28–32.
- Giacomarra M. 2007. Il mercato: scambio di merci, scambio de messaggi // Mercati storici siciliani / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 75–80.
- Giallombardo F. La tavola, l’altare, la strada. Scenari del cibo in Sicilia. Palermo: Sellerio, 2003.
- Hubert H. Alimentazione // Dizionario di Antropologia ed Etnologia / a cura di P. Bonte, M. Izard. Torino: Einaudi, 2006.
- La Duca R. I mercati di Palermo. Palermo: Sellerio, 1994.
- Le Breton D. La Saveur du monde. Une anthropologie des sens. Paris: Métailié, 2006.
- Lyon S. Anthropological Perspectives on Fair Trade // Oxford Research Encyclopedias. Anthropology. 29.10.2021. https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190854584.013.521
- Nora P. Les Lieux de Mémoire. 3 vols. Paris: Gallimard, 1984–1992.
- Pellegrini L. Il commercio in Italia. Bologna: Il Mulino, 2001.
- Pregnolato Rotta-Loria F. Antropologia e prossemica. Udine: Campanotto, 1998.
- Randazzo S.B. Sicilianità. Subcultura, tradizioni, ethos e comportamenti, tendenzialità. Palermo: EDI OFTES, 1985.
- Settineri D. Migrations, Power and Urban Spaces in Sicily Though an Ethnografic Case Study // Вестник антропологии. 2020. № 4 (52). С. 7–19.
- Soltanzadeh H. Iranian Markets. Tehran: Cultural Research Center, 2004.
- Sorgi O. I mercati siciliani tra persistenza e cambiamento // Mercati storici / a cura di O. Sorgi. Palermo: Regione Siciliana, 2007. P. 59–84.
- Sorgi O. I mercati di Palermo fra storia e attualità. Un fenomeno di lunga durata // Dialoghi Mediterranei. 2015. N. 12. https://www.istitutoeuroarabo.it/DM/i-mercati-di-palermo-fra-storia-e-attualita-un-fenomeno-di-lunga-durata
- Sottile R. Il mercato in città: contesti comunicative-relazionali a Ballarò e al Capo di Palermo // Dialetti in città / a cura di G. Marcato. Padova: Unipress, 2005. P. 93–98.
Дополнительные файлы
