“Дисперсный” рынок: продажа овощей в квартале овощеводов Бамберга
- Авторы: Бучатская Ю.В.1
-
Учреждения:
- Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 90-113
- Раздел: Специальная тема номера: Человек покупающий – человек продающий: антропология торговли (люди, товары, структуры, отношения)
- URL: https://journal-vniispk.ru/0869-5415/article/view/268462
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0869541524030068
- EDN: https://elibrary.ru/BRKDLC
- ID: 268462
Цитировать
Аннотация
В статье на основе полевых наблюдений, бесед, персональных интернет-страниц и информационных изданий детально рассмотрена торговля бамбергскими овощами в традиционном овощеводческом квартале. Автор задается вопросами: почему, несмотря на логистические и транспортные неудобства, покупка овощей у производителя пользуется спросом и популярна в сегодняшней Германии? что могут противопоставить удобству супермаркета и что предложить искушенному жителю состоятельного немецкого города продавцы, сами вырастившие свою продукцию? Собранный полевой материал показывает, что продажа/приобретение овощей в лавках на “дисперсном” рынке занимает определенную нишу в культуре потребления горожан и реализует специфический, эмоционально нагруженный покупательский опыт, говорящий о превращении торговли в культурное событие (об ивентизации торговли). Этот иной опыт потребления конструируется целенаправленно как укорененный в традиции и отсылающий к некому идеализируемому прошлому и представлениям о родине, а также к концепту городской аутентичности.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Юлия Валерьевна Бучатская
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН
Автор, ответственный за переписку.
Email: julia.butschatskaja@yahoo.de
ORCID iD: 0000-0001-9139-0179
к. и. н., старший научный сотрудник
Россия, Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034Список литературы
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995 [1968].
- Бучатская Ю.В. “Город мечты”: культура и атмосфера как ресурсы формирования имиджа городов (на примере южнонемецкого города Бамберг) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. № 21 (4). C. 130–153.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
- Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000.
- Джекобс Д. Смерть и жизнь больших американских городов. М.: Новое изд-во, 2019.
- Зукин Ш. Обнаженный город. Смерть и жизнь аутентичных городских пространств / Пер. с англ. А. Лазарев, Н. Эдельман. М.: Изд-во Института Гайдара, 2019.
- Мартынова М.Ю., Фаис-Леутская О.Д. (отв. ред.) Вкус Европы: антропологическое исследование питания. М.: Кучково поле, 2020.
- Мыльников А.С., Иванова-Бучатская Ю.В., Новик А.А. В лесах Северной Германии: по следам исчезнувших славян. Т. 1. СПб.: Наука, 2009.
- Шерман Р. Игры в отелях класса люкс: автономия, идентичность, согласие // Этнографическое обозрение. 2008. № 5. С. 3–17.
- Bausinger H. Heimat in einer offenen Gesellschaft. Begriffsgeschichte als Problemgeschichte // Empirische Kulturwissenschaft. Eine Tübinger Enzyklopädie / Hg.R. Johler, B. Tschofen. Tübingen: Tübinger Vereinigung für Volkskunde e.V., 2008. S. 351–366.
- Becker H. et al. Gemüse aus Bamberg. Zur aktuellen wirtschaftlichen Bedeutung der Bamberger Gärtnerei // “Denn wos a rechtä Gärtnä is…” Festschrift zum 125jährigen Vereinsjubiläum des Oberen Gärtnervereins Bamberg 1863–1988. Bamberg: Oberer Gärtnerverein Bamberg e.V., 1988. S. 49–71.
- Bergner E. “Der Markt hat etwas” – aber was? Wochenmärkte in Hamburg // Ethnologie der Arbeitswelt: Beispiele aus europäischen und außereuropäischen Feldern. Bonn: Holos, 1993. S. 11–41.
- Denzel M.A. Märkte und Messen im vorindustriellen Alpenraum: ihre Bedeutung für den trans- und inneralpinen Handelsverkehr // Histoire des Alpes = Storia delle Alpi = Geschichte der Alpen. 2016. T. 21. S. 43–62. https://doi.org/10.5169/seals-630456
- Erlebach S.G. Was is(s)t Tirol? Sich zu ernähren zwischen globalem Markt und regionaler Lebensmittelproduktion. Wie die Besonderheiten von Bauernmarkt und Supermarkt die persönliche Lebensmittelversorgung Beeinflussen. 2019. https://www.uibk.ac.at/projects/was-isst-tirol/erlebach-sarah-galadriel_supermarkt-und-bauernmarkt_2019.pdf
- Hentze C. Marktplätze und Märkte // Hamburg. Heimatkunde für Schule und Haus. Hamburg: Boysen, 1913. S. 39–66.
- Hübsch H. Wie zukunftfähig sind Wochenmärkte. Aktuelle Zahlen über Einkaufs- und Konsumverhalten. Nürnberg, 2011. https://www.ihk-nuernberg.de/de/media/PDF/Standortpolitik-und-Unternehmensfoerderung/Standortpolitik/VA-Erfolgreiche-Wochenmaerkte/Vortrag-1-Wie-zukunftsfaehig-sind-Wochenmaerkte.pdf
- Hüwelmeier G. Postsocialist Bazaars: Diversity, Solidarity, and Conflict in the Marketplace // Laboratorium: Russian Review of Social Research. 2013. № 5 (1). С. 52–72.
- Kaschuba W. Vom Wissen der Städte: Urbane Räume als Labore der Zivilgesellschaft // Berliner Blätter. Heft 69, Urbane Aushandlungen. Die Stadt als Aktionsraum / Hg.W. Kaschuba, D. Kleinen, C. Kühn. Berlin: Panama-Verlag, 2015. S. 13–29.
- Kienitz S. Wahre Nähe. Ein kulturwissenschaftlicher Gang auf den Wochenmarkt // Vokus. 2011. T. 21. H. 1–2. S. 34–52.
- Kusch A.-K., Langsenkamp M. Die Rolle des Einzelhandels für die Stadtentwicklung: die Bedeutung der Wochenmärkte und die Auswirkungen des Online-Handels. Münster: Aschendorff, 2014.
- Mauerer R. Entwicklung und Funktionswandel der Märkte in Altbayern seit 1800. München: Wölfle, 1971.
- Pauly M. Jahrmärkte in Europa vom 14. bis zum 16. Jahrhundert. Regionale untersuchungen und der Versuch einer Typologie // Messen, Jahrmärkte und Stadtentwicklung in Europa: Foires, marchés annuels et développement urbain en Europe / Hg.F. Irsigler. Trier: Porta-Alba-Verl., 2007. S. 25–40.
- Spiekermann U. Basis der Konsumgesellschaft: Entstehung und Entwicklung des modernen Kleinhandels in Deutschland 1850–1914. München: Beck, 1999.
- Stierand P. Stadt und Lebensmittel. Die Bedeutung der städtischen Ernährungssystem für die Stadtentwicklung. Diss. zur Promotion zum Dr. rer. pol. Technische Universität Dortmund, 2008.
- Wussmann W. Ein Zwiebeltreter bin ich gern. Bamberg und seine Gärtner. Roth: Genniges Verlag, 2002.
Дополнительные файлы
