Исландские сувениры: “взгляд туриста” vs “местный взгляд”

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Статья посвящена послекризисной репрезентации Исландии в сувенирах как результату взаимодействия “взгляда туриста” и “местного взгляда”. На материалах полевых исследований автора и публицистических текстов рассматриваются изменения, происходящие в сувенирной продукции под влиянием туристического бума; местные стратегии продвижения “правильных” исландских сувениров; динамика сдвига наиболее популярных сувениров в “местную” или “туристическую” сторону под влиянием “обоюдного взгляда”.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Ирина Алексеевна Кучерова

Институт этнологии и антропологии РАН

Автор, ответственный за переписку.
Email: ikucherova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-7246-6155

младший научный сотрудник центра европейских исследований

Россия, Ленинский пр. 32а, Москва, 119991

Список литературы

  1. Benediktsson K., Lund K.A., Huijbens E.H. Inspired by Eruptions? Eyjafjallajökull and Icelandic tourism // Mobilities. 2011. No. 6. P. 77–84.
  2. Collins-Kreiner N., Zins Y. Tourists and Souvenirs: Changes Through Time, Space and Meaning // Journal of Heritage Tourism. 2011. No. 6 (1). P. 17–27. https://doi.org/10.1080/1743873X.2010.515312
  3. Davidson P. The Idea of North. L.: Reaction Books, 2005.
  4. Dibben N. Nature and Nation: National Identity and Environmentalism in Icelandic Popular Music Video and Music Documentary // Ethnomusicology Forum. 2009. Vol. 18. No. 1. P. 131–151. https://doi.org/10.1080/17411910902816542
  5. Donlan K. The Lopapeysa: A Vehicle to Explore the Performance of Icelandic National Identity. 2016. Honors Thesis Collection. 335. https://repository.wellesley.edu/thesiscollection/335
  6. Einarsson M. The Wandering Semioticians: Tourism and the Image of Modern Iceland // Images of Contemporary Iceland: Everyday Lives and Global Contexts / Ed.G. Pálsson, E.P. Durrenberger. Iowa City: University of Iowa Press, 1996. P. 215–235.
  7. Gordon B. The Souvenir: Messenger of the Extraordinary // The Journal of Popular Culture. 1986. No. 20 (3). P. 135–146. https://doi.org/10.1111/j.0022–3840.1986
  8. Graburn N.H.H. Tourism: The Sacred Journey // Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism / Ed. V.L. Smith. Pennsylvania: University of Pennsylvania Press, 1989. P. 21–36.
  9. Hálfdanarson G. Interpreting the Nordic Past: Icelandic Medieval Manuscripts and the Construction of a Modern Nation // The Uses of the Middle Ages in Modern European States. Writing the Nation /Ed. by R.J.W. Evans, G.P. Marchal. L.: Palgrave Macmillan, 2011. P. 52–71.
  10. Helgason J.K. The Rewriting of Njals Saga: Translation, Politics and Icelandic Sagas. Clevedon: Multilingual Matters, 1999.
  11. Kjartansdóttir K., Schram K. Mobilizing the Arctic: Polar Bears and Puffins in Transnational Interplay // Mobility and Transnational Iceland: Current Transformations and Global Entanglements / Ed.K. Loftsdóttir, U.D. Skaptadóttir, S.B. Hafsteinsson. Reykjavík: University of Iceland, 2020. P. 209–228.
  12. Kress H. “Mjök mun þér samstaft þykkja”: Um sagnahefð og kvenlega reynslu í Laxdæla sögu // Konur skrifa: til heiðurs Önnu Sigurðardóttur / Ritn. V. Bentsdóttir, G. Gísladóttir, S. Baldursdóttir. Reykjavík: Sögufelagið, 1980. S. 97–109.
  13. Larsen J. Ch. 24. The Tourist Gaze 1.0, 2.0, and 3.0 // The Wiley Blackwell Companion to Tourism / Ed. A.A. Lew, C.M. Hall, A.M. Williams. Chichester: John Wiley & Sons, 2014. P. 304–313.
  14. Loftsdóttir K. Krjarnmesta fólkið í heimi. Þrástef íslenskar þjóðernishyggju í gegnum lýðveldisbaráttu, utrás og kreppu // Ritið. 2009. No. 2–3. S. 113–139.
  15. Loftsdóttir K. Crisis and Coloniality at Europe’s Margins: Creating Exotic Iceland. Oxon: Routledge, 2019.
  16. Lund K.A., Kjartansdóttir K., Loftsdóttir K. “Puffin love”: Performing and Creating Arctic Landscapes in Iceland Through Souvenirs // Tourist Studies. 2018. Vol. 18 (2). P. 142–158. https://doi.org/10.1177/1468797617722353
  17. Maoz D. Mutual Gaze // Annals of Tourism Research. 2006. Vol. 33. No. 1. P. 221–239. https://doi.org/10.1016/j.annals.2005.10.010
  18. Oslund K. Iceland Imagined: Nature, Culture, and Storytelling in the North Atlantic. Seattle: University of Washington Press, 2011.
  19. Schram K. Borealism: Folkloristic Perspectives on Transnational Performances and the Exoticism of the North. PhD diss. The University of Edinburgh, Edinburgh, 2011.
  20. Sigfúsdóttir Ó.G. Nature, Nostalgia, and Narrative: Material Identity in Icelandic Design // Iceland and Images of the North / Ed. S.R. Ísleifsson, D. Chartier. Québec: Presses de l’Université du Québec, 2011. P. 351–372.
  21. Sigurðsson G. Icelandic National Identity: From Romanticism to Tourism // Making Europe in Nordic Context / Ed.P. Antonen. Turku: NIF, 1996. P. 41–75.
  22. Steinþórsdóttir G., Kristjánsdóttir B.S. Lundaleppar, norðurljósasokkabuxur og hrossatað. Vangaveltur um minjagripi, ferðamennsku og sjálfsmyndir þjóðar // Ritið. 2019. No. 3. S. 199–228.
  23. Sæþórsdóttir A., Hall C., Saarinen J. Making Wilderness: Tourism and the History of the Wilderness Idea in Iceland // Polar Geography. 2011. No. 34. P. 249–273. https://doi.org/10.1080/1088937X.2011.643928
  24. Urry J. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. L.: Sage, 1990.
  25. Urry J., Larsen J. The Tourist Gaze 3.0. L.: Sage, 2011.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Одна из полок с тупиками в “тупикмаге” Рейкьявика. Фото автора. Рейкьявик, 2018 г.

Скачать (35KB)
3. Рис. 2. Керамика ручной работы, сопровожденная фотографией художницы и краткой информацией о ней. Сувенирный магазин в аэропорту. Фото автора. Рейкьявик, 2018 г.

Скачать (28KB)
4. Рис. 3. Осуждаемые конфеты: “Исландские лавовые камни”, “Исландские брызги лавы”, “Исландские лошадиные каки”, “Исландские яйца тупиков”. Фото автора. Рейкьявик, 2015 г.

Скачать (49KB)

© Российская академия наук, 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».