Региональные особенности влияния социокультурных факторов на телосложение современной молодежи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Цель исследования – изучение региональных особенностей влияния социокультурных факторов, таких как представления о моде и телесной красоте, на телосложение современной молодежи. Проанализированы антропометрические данные и результаты психологического тестирования 836 юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет из Москвы (n = 410), Барнаула (n = 189) и Тирасполя (n = 237). Установлено, что существуют региональные различия в распределении показателей компонентного состава тела. В изученных выборках у юношей доминирует атлетический идеал привлекательности, у девушек – лептосомный. На формирование представлений о телесной эстетике наибольшее влияние оказывают СМИ (группа московских девушек) и члены семьи (все другие группы). Между самооценкой внешности и параметрами телосложения выявлены достоверно значимые корреляции, объясняющие возможные пути воздействия стандартов привлекательности на соматические показатели посредством психоэмоциональных процессов. По результатам исследования разработаны оригинальные схематические модели, отражающие общие тенденции и региональные особенности влияния социокультурных факторов на телосложение юношей и девушек (на их морфологический статус).

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Айнур Асхадовна Хафизова

МГУ им. М.В. Ломоносова

Email: aya.khafizova@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4764-6792

к. б. н., научный сотрудник кафедры антропологии биологического факультета

Россия, Москва

Елена Александровна Иванова

МГУ им. М.В. Ломоносова

Email: lenaiva16@mail.ru
ORCID iD: 0009-0004-9896-3258

младший научный сотрудник кафедры антропологии биологического факультета

Россия, Москва

Марина Анатольевна Негашева

МГУ им. М.В. Ломоносова

Автор, ответственный за переписку.
Email: negasheva@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7572-4316

д. б. н., профессор кафедры антропологии биологического факультета

Россия, Москва

Список литературы

  1. Артемцева Н.Г., Самойленко Е.С. Шкала “Сравнение физической внешности”: апробация на российской выборке // Психологический журнал. 2022. Т. 43. № 4. С. 110–119. https://doi.org/10.31857/S020595920021486-0
  2. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // Образование и наука. 2008. Т. 3. № 51. С. 63–69.
  3. Бутовская М.Л. Антропология пола. М.: Век-2, 2013.
  4. Година Е.З. От матрешки – к Барби // Экология и жизнь. 2009. № 5. С. 76–81.
  5. Негашева М.А. Основы антропометрии. М.: Экон-Информ, 2017.
  6. Никитюк Д.Б., Коростелева М.М. Антропонутрициология: антропология для гигиенической объективизации состояния физического развития населения при воздействии алиментарного фактора (обзор литературы) // Здравоохранение Российской Федерации. 2022. Т. 66. №. 5. С. 417–423. https://doi.org/10.47470/0044-197X-2022-66-5-417-423
  7. Хафизова А.А. Идеалы телесной красоты и временная динамика соматических показателей современной молодежи // Вестник антропологии. 2021. № 3. С. 161–182. https://doi.org/10.33876/2311-0546/2021-3/161-182
  8. Bell H.S., Donovan C.L., Ramme R.A. Is Athletic Really Ideal? An Examination of the Mediating Role of Body Dissatisfaction in Predicting Disordered Eating and Compulsive Exercise // Eating Behaviors. 2016. Vol. 21. P. 24–29. https://doi.org/10.1016/j.eatbeh.2015.12.012
  9. Betz D.E., Sabik N.J., Ramsey L.R. Ideal Comparisons: Body Ideals Harm Womens Body Image Through Social Comparison // Body Image. 2019. Vol. 29. P. 100–109. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2019.03.004
  10. Boepple L., Thompson J.K. A Content Analytic Comparison of Fitspiration and Thinspiration Websites // International Journal of Eating Disorders. 2016. Vol. 49. No. 1. P. 98–101. https://doi.org/10.1002/eat.22403
  11. Bozsik F. et al. Thin is In? Think Again: The Rising Importance of Muscularity in the Thin Ideal Female Body // Sex Roles. 2018. No. 79. P. 609–615. https://doi.org/10.1007/s11199-017-0886-0
  12. Cash T.F., Jakatdar T.A., Williams E.F. The Body Image Quality of Life Inventory: Further Validation with College Men and Women // Body Image. 2004. Vol. 1. No. 3. P. 279–287. https://doi.org/10.1016/S1740-1445(03)00023-8
  13. Cunningham M.L et al. Negative Psychological Correlates of the Pursuit of Muscularity Among Women // International Journal of Eating Disorders. 2019. Vol. 52. No. 11. P. 1326–1331. https://doi.org/10.1002/eat.23178
  14. Dignard N.A.L., Jarry J.L. The “Little Red Riding Hood Effect:” Fitspiration is Just as Bad as Thinspiration for Women’s Body Satisfaction // Body Image. 2021. Vol. 36. P. 201–213. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2020.11.012
  15. Donovan C.L., Uhlmann L.R., Loxton N.J. Strong is the New Skinny, but is it Ideal?: A Test of the Tripartite Influence Model Using a New Measure of Fit-Ideal Internalisation // Body Image. 2020. Vol. 35. P. 171–180. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2020.09.002
  16. Donovan C.L., Uhlmann L.R. Looking at Me, Looking at You: The Mediating Roles of Body Surveillance and Social Comparison in the Relationship Between Fit Ideal Internalisation and Body Dissatisfaction // Eating Behaviors. 2022. No. 47. P. 101678. https://doi.org/10.1016/j.eatbeh.2022.101678
  17. Festinger L. A Theory of Social Comparison Processes // Human Relations. 1954. Vol. 7. No. 2. P. 117–140. https://doi.org/10.1177/001872675400700202
  18. Fitzsimmons-Craft E.E. et al. Examining an Elaborated Sociocultural Model of Disordered Eating Among College Women: The Roles of Social Comparison and Body Surveillance // Body Image. 2014. Vol. 11. No. 4. P. 488–500. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2014.07.012
  19. Fitzsimmons-Craft E.E. et al. Mediators of the Relationship between Thin-Ideal Internalization and Body Dissatisfaction in the Natural Environment // Body Image. 2016. Vol. 18. P. 113–122. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2016.06.006
  20. Grogan S. Body Image: Understanding Body Dissatisfaction in Men, Women and Children. L.: Routledge, 2016.
  21. Gruber A.J. A More Muscular Female Body Ideal // The Muscular Ideal: Psychological, Social, and Medical Perspectives / Eds. J.K. Thompson, G. Cafri. Washington: American Psychological Association, 2007. P. 217–234. https://doi.org/10.1037/11581-011
  22. Harriger J.A., Thompson J.K., Tiggemann M. TikTok, TikTok, the Time is Now: Future Directions in Social Media and Body Image // Body Image. 2023. Vol. 44. P. 222–226. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2023.01.005
  23. Kakar V. et al. Exploring the Tripartite Influence Model of Body Image and Disordered Eating Among Adolescent Girls Living in Australia, China, India, and Iran // Body Image. 2023. Vol. 47. P. 101633. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2023.101633
  24. Kidd C., Loxton N.J., Uhlmann L.R., Donovan C.L. Integrating Social Media, Body Shame and Psychological Distress within the Elaborated Sociocultural Model // Body Image. 2024. Vol. 50. P. 101723. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2024.101723
  25. Marashi M., Lucibello K.M., Sabiston C.M. The Female Athletic Ideal – Friend or Foe? Fit, Thin, and Athletic Body Ideals and Their Associations with Womens Body Image // Body Image. 2024. Vol. 48. P. 101672. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2023.101672
  26. McComb S.E., Mills J.S. Eating and Body Image Characteristics of Those Who Aspire to the Slim-Thick, Thin, or Fit Ideal and Their Impact on State Body Image // Body Image. 2022. Vol. 42. P. 375–384. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2022.07.017
  27. McKinley N.M. Feminist Perspectives on Body Image // Body Image: A Handbook of Science, Practice, and Prevention / Eds. T.F. Cash, L. Smolak. N.Y.: Guilford Press, 2011. P. 48–55.
  28. Overstreet N.M., Quinn D.M., Agocha V.B. Beyond Thinness: The Influence of a Curvaceous Body Ideal on Body Dissatisfaction in Black and White Women // Sex Roles. 2010. Vol. 63. P. 91–103. https://doi.org/10.1007/s11199-010-9792-4
  29. Paterna A., Alcaraz-Ibáñez M., Fuller-Tyszkiewicz M., Sicilia Á. Internalization of Body Shape Ideals and Body Dissatisfaction: A Systematic Review and Meta-Analysis // International Journal of Eating Disorders. 2021. Vol. 54. No. 9. P. 1575–1600. https://doi.org/10.1002/eat.23568
  30. Plaut V.C., Adams G., Anderson S.L. Does Attractiveness Buy Happiness? “It Depends on Where You’re From” // Personal Relationships. 2009. Vol. 16. No. 4. P. 619–630. https://doi.org/10.1111/j.1475-6811.2009.01242.x
  31. Ramme R.A., Donovan C.L., Bell H.S. A Test of Athletic Internalisation as a Mediator in the Relationship Between Sociocultural Influences and Body Dissatisfaction in Women // Body Image. 2016. Vol. 16. P. 126–132. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2016.01.002
  32. Robinson L. et al. Idealised Media Images: The Effect of Fitspiration Imagery on Body Satisfaction and Exercise Behaviour // Body Image. 2017. Vol. 22. P. 65–71. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2017.06.001
  33. Schaefer L.M. et al. Development and Validation of the Sociocultural Attitudes Towards Appearance Questionnaire‐4‐Revised (SATAQ‐4R) // International Journal of Eating Disorders. 2017. Vol. 50. No. 2. P. 104–117. https://doi.org/10.1002/eat.22590
  34. Schaefer L.M., Rodgers R.F., Thompson J.K., Griffiths S. A Test of the Tripartite Influence Model of Disordered Eating Among Men // Body Image. 2021. Vol. 36. P. 172–179. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2020.11.009
  35. Schaefer L.M., Thompson J.K. The Development and Validation of the Physical Appearance Comparison Scale-Revised (PACS-R) // Eating Behaviors. 2014. Vol. 15. No. 2. P. 209–217. https://doi.org/10.1016/j.eatbeh.2014.01.001
  36. Stunkard A.J. Old and New Scales for the Assessment of Body Image // Perceptual and Motor Skills. 2000. Vol. 90. No. 3. P. 930. https://doi.org/10.2466/pms.90.3.930-930
  37. Swami V. et al. The Attractive Female Body Weight and Female Body Dissatisfaction in 26 Countries Across 10 World Regions: Results of the International Body Project I // Personality and Social Psychology Bulletin. 2010. Vol. 36. No. 3. P. 309–325. https://doi.org/10.1177/0146167209359702
  38. Thompson J.K., Heinberg L.J., Altabe M., Tantleff-Dunn S. Sociocultural Theory: The Media and Society // Exacting Beauty: Theory, Assessment, and Treatment of Body Image Disturbance / Eds. J.K. Thompson, L.J. Heinberg, M. Altabe, S. Tantleff-Dunn. Washington: American Psychological Association, 1999. P. 85–124. https://doi.org/10.1037/10312-003
  39. Thompson J.K., Stice E. Thin-Ideal Internalization: Mounting Evidence for a New Risk Factor for Body-Image Disturbance and Eating Pathology // Current Directions in Psychological Science. 2001. Vol. 10. No. 5. P. 181–183. https://doi.org/10.1111/1467-8721.00144
  40. Thornborrow T. et al. Muscles and the Media: A Natural Experiment Across Cultures in Men’s Body Image // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. P. 495. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00495
  41. Tiggemann M. Sociocultural Perspectives on Body Image // Encyclopedia of Body Image and Human Appearance / Ed. T.F. Cash. Cambridge (Mass): Academic Press, 2012. P. 758–765. https://doi.org/10.1016/B978-0-12-384925-0.00120-6
  42. Tiggemann M., Anderberg I. Muscles and Bare Chests on Instagram: The Effect of Influencers’ Fashion and Fitspiration Images on Men’s Body Image // Body Image. 2020. Vol. 35. P. 237–244. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2020.10.001
  43. Uhlmann L.R. et al. The Fit Beauty Ideal: A Healthy Alternative to Thinness or a Wolf in Sheep’s Clothing? // Body Image. 2018. Vol. 25. P. 23–30. https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2018.01.005
  44. Vandenbosch L., Fardouly J., Tiggemann M. Social Media and Body Image: Recent Trends and Future Directions // Current Opinion in Psychology. 2022. Vol. 45. P. 101289. https://doi.org/10.1016/j.copsyc.2021.12.002
  45. Wagner A.F., Bennett B.L., Stefano E.C., Latner J.D. Thin, Muscular, and Fit-Ideals: Prevalence and Correlates in Undergraduate Women // Journal of American College Health. 2022. Vol. 70. No. 8. P. 2476–2482. https://doi.org/10.1080/07448481.2020.1865981

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Межгрупповые различия средних значений показателей жировой и скелетно-мышечной массы в обследованных группах юношей и девушек

Скачать (234KB)
3. Рис. 2. Средние значения показателей неудовлетворенности собственным телом (а) и влияния образа тела на качество жизни (б) в обследованных группах юношей и девушек

Скачать (153KB)
4. Рис. 3. Средние значения показателей интернализации телесных идеалов (а) и социокультурного влияния со стороны семьи и СМИ (б) в обследованных группах юношей и девушек

Скачать (218KB)
5. Рис. 4. Схематические модели влияния социокультурных факторов на показатели телосложения для девушек Москвы (а) и юношей Барнаула (б)

Скачать (394KB)

© Российская академия наук, 2025

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».