1. Введение. Эффекты влияния внутреннего демпфирования на динамику вращающихся валов хорошо известны в технике. Оно играет две противоположные роли – демпфирования и дестабилизации, из которых при достаточно малых скоростях вращения доминирует первая, а при больших – вторая [1]. Даже в идеально сбалансированном вале при определенных (закритических) скоростях вращения под действием циркуляционных сил, вызванных силами внутреннего демпфирования, возникает самовозбуждение поперечных колебаний – динамическая потеря устойчивости (бифуркация Пуанкаре–Андронова–Хопфа) [1–4]. В этой работе под критической скоростью понимается скорость вращения вала, при которой происходит бифуркация, в отличие от случая, когда скорость вращения вала совпадает с собственной частотой его изгибных колебаний.
Влияние внутреннего демпфирования, по всей вероятности, впервые было достаточно полно описано в работе Кимпбалла [5] и продемонстрировано в экспериментах Ньюкирка [6]. В последующем вопросы устойчивости вращающихся роторов при наличии линейного внутреннего демпфирования были рассмотрены в работе [7]. Причем основным эффектом, связанным с наличием внутреннего демпфирования, является самовозбуждение изгибных колебаний. В последние годы усовершенствуется подход к моделированию эффектов внутреннего демпфирования [8–11]. Тем не менее особенности поведения в закритической области после бифуркации ранее подробно не рассматривались. Ограничение поперечных колебаний вала возможно как за счет внешних устройств [12], так и при учете нелинейностей в законе упругого деформирования вала.
Целью настоящей работы является анализ динамики вращающегося деформируемого вала в закритической области с учетом нелинейных членов в законе внутреннего демпфирования и законе упругости.
2. Расчетная схема. Рассматривается гибкий вал круглого постоянного поперечного сечения, вращающийся вокруг своей продольной оси с постоянной угловой скоростью . Оба конца вала установлены в жестких (недеформируемых) опорах, обеспечивающих свободное вращение вала, но исключающих смещение и поворот его концевых сечений относительно поперечных осей. Вал имеет погонную массу , которая равномерно распределена по его длине . Гироскопическими эффектами пренебрегаем. Вал моделируется стержнем Бернулли–Эйлера с включением дополнительных членов, учитывающих нелинейно-вязкое трение в модели Кельвина–Фойхта и кубической нелинейностью в законе упругости.
Учитываются силы внешнего трения вала, пропорциональные его абсолютной поперечной скорости колебаний. Поперечные колебания вала будем рассматривать относительно неподвижной системы координат с началом на левой опоре (рис. 1). Орты связаны с осями .
Рис. 1. Расчетная схема вращающегося вала: 1 – траектория прецессии, 2 – направление вращения.
Рис. 2. Диаграмма Аргана в диапазоне скоростей вращения .
3. Учет внутреннего демпфирования при распределенной массе вращающегося вала. В линейной теории для описания внутреннего демпфирования в случае одноосного напряженного состояния обычно используется модели Кельвина–Фойхта для упруго-вязких тел [13]:
,
где – модуль упругости материала, – деформация, – характерное время (произведение представляет собой коэффициент вязкости).
Для учета внутреннего демпфирования в материале вала с равномерно распределенной массой необходимо во вращающейся системе координат определить осевую деформацию в выбранной точке материальной среды. Обозначим кривизну вала . В неподвижной системе координат , , кривизна имеет вид , и во вращающейся вместе с валом системе координат , , кривизна , . Базисы и , – ортонормированы, т.е. . В силу инвариантности вектора кривизны верно равенство1:
(3.1)
Заметим, что наряду с инвариантной записью необходимо различать матричные отображения и , которые привязаны к различным базисам. Связь между координатами в различных базисах определяется ортогональной матрицей поворота , где – угол поворота:
.
Опираясь на гипотезу Бернулли–Эйлера, осевая деформация в выбранной точке материальной среды может быть представлена во вращающейся вместе с валом системе координат как
Или в матричной форме во вращающейся системе координат:
Если для материала рассматривать линейный закон Гука и использовать модель стержня Бернулли–Эйлера, то изгибающий момент для сечения с двумя осями симметрии описывается следующим выражением [14]:
.
Отметим, что координаты точки среды во вращающейся вместе с валом системе отсчета при вращении не меняются, исходя из этого, скорость деформации для фиксированной точки среды в матричной форме имеет вид:
. (3.2)
Вектор угловой скорости поворота сечения вала определяется скоростью поворота подвижного базиса относительно неподвижного базиса, тогда как .
При движении и меняющемся во времени векторе кривизны необходимо учитывать материальную производную, следящую за выбранной точкой деформируемой среды, а именно:
(3.3)
где – производная компонент вектора кривизны, связанная с фиксированным материальным сечением вала , которая входит в выражение скорости деформации.
Тогда уравнение состояния для вращающегося вала (одномерного объекта) от переменных в соответствии с линейной гипотезой внутреннего демпфирования в модели Кельвина–Фойхта будет уравнением изгибающего момента , которое для вала с одинаковыми изгибными жесткостями относительно осей , имеет вид:
, (3.4)
где – характерное время (время релаксации) [10], полагаем, что .
Для записи инвариантного уравнения в матричной форме в неподвижном базисе используется матрица :
(3.5)
Тогда векторное уравнение в матричной форме в неподвижном базисе принимает следующий вид:
. (3.6)
Последнее слагаемое в (3.6), зависящее от угловой скорости , характерно для вращающихся деформируемых твердых тел. В данном случае именно это слагаемое в изгибающем моменте приводит к появлению циркуляционных сил и учитывает механизм передачи энергии вращения вала в изгиб вала, когда изгиб в одной плоскости вызывает изгиб в перпендикулярной плоскости, пропорционально скорости вращения вала и коэффициенту вязкости .
Учет дополнительных нелинейных членов в модели Кельвина–Фойхта можно провести в форме Коссера через скорость вектора кривизны в системе координат , , вводя дополнительные слагаемые в законе состояния с вращающейся средой. Отметим, что скалярное произведение во вращающейся системе (суммирование по немому индексу ) с учетом (3.3) вычисляется следующим образом в инвариантной форме:
.
Например, по индукции можно учесть нелинейный, кубический член в линейной модели Кельвина–Фойхта (3.4), добавляя кубическое слагаемое :
(3.7)
где – коэффициент, характеризующий степень кубической нелинейности диссипативных свойств материла вала.
Отображение инвариантного уравнения с кубической нелинейностью скоростей деформации в модели Кельвина–Фойхта в матричном виде в неподвижном базисе с учетом (3.5) и (3.6) принимает вид:
, (3.8)
где .
Аналогичным образом можно ввести нелинейность любого нечетного порядка, например, нелинейность пятого порядка.
4. Учет кубической нелинейности в законе упругости. Аналогично кубическому демпфированию в законе можно учесть и кубическую нелинейность упругих сил по кривизне с коэффициентом :
(4.1)
где – коэффициент, характеризующий степень нелинейностей упругости материала вала.
5. Уравнения движения вращающегося вала. Для записи уравнения движения введем вектор прогибов вала , который связан с вектором поворота сечений и вектором кривизны относительно осей , дифференциальными соотношениями:
.
Тогда, пренебрегая инерцией поворота сечений при изгибе, уравнения движения вала с погонной массой при действии линейного внешнего трения с коэффициентом могут быть записаны в следующем виде [14]:
, (5.1)
где и – векторы сосредоточенных поперечных сил и изгибающих моментов соответственно.
Объединяя уравнения (4.1) и (5.1), получим:
(5.2)
Переход к безразмерным переменным и величинам осуществляется выбором двух масштабов , и безразмерных комплексов:
(5.3)
С учетом (5.3) уравнение движения принимает следующий безразмерный вид:
(5.4)
6. Получение разрешающего уравнения движения. Для сведения уравнения в частных производных к обыкновенному дифференциальному уравнению представим решение в интегральном виде с использованием функции Грина для статического прогиба стержня Бернулли–Эйлера , где :
(6.1)
Статическая функция Грина для стержня, жестко закрепленного в концевых сечениях, имеет вид:
где – функция Хевисайда.
Упрощая выражение (6.1), получаем:
(6.2)
Для записи уравнения (6.2) в матричной форме входящие в него интегралы вычислим приближенно по методу трапеций, разбивая вал на одинаковых элементов с длиной и координатами узлов . Значения интеграла в каждом -ом узле принимается равным
Для того чтобы система не была переопределена, краевые узлы исключаются из рассмотрения, поскольку перемещения в них заранее известны – они нулевые. Таким образом, размерность задачи станет равной .
Введем матрицу функций Грина , вектор узловых перемещений единичные матрицы и размерностью и соответственно:
Квадратные матрицы , , имеют размерность, равную , т.е. количеству узлов. Поскольку в каждом узле мы имеем две равнозначные степени свободы – перемещения вдоль осей и для матричной записи, каждая компонента этих матриц должна быть умножена на единичную матрицу . Для этой операции воспользуемся произведением Кронекера, которое обозначим как .
В итоге уравнение в матричной форме принимает следующий вид:
(6.3)
где и – матрицы, полученные умножением столбцов матрицы Грина на соответствующие значения и .
Полная нелинейная система уравнений (6.3) зависит от шести параметров , при этом линейная часть – от четырех параметров .
Для численного решения сведем уравнение (6.3) к форме Коши:
7. Определение критической скорости. Линейная динамическая система описывается следующим уравнением:
(7.1)
Собственные числа системы (7.1) являются корнями характеристического уравнения
системы стремятся к нулю. При закритических скоростях вращения любые начальные возмущения приводят к неограниченному росту амплитуд колебаний вала.
9. Поведение нелинейной динамической системы. Рассмотрим влияние каждой из нелинейностей модели внутреннего демпфирования Кельвина–Фойхта на амплитуды колебаний вала при его вращении с закритической скоростью . В качестве начального возмущения примем перемещения шестого (срединного) узла . На рис. 3,а показаны перемещения шестого (срединного) узла при значении коэффициента и нулевом коэффициенте нелинейности упругих сил ( ). В этом случае с увеличением числа оборотов вала амплитуды колебаний неограниченно возрастают, стремясь в бесконечность. При учете обеих нелинейностей ( , ) амплитуда колебаний сначала возрастает и, затем, после, примерно, двадцати оборотов амплитуда устанавливается на постоянное значение, достигнув пятикратного увеличения по сравнению с начальным возмущением (рис. 3,b). Наличие только нелинейности в силах упругости, в данном случае – кубической ( , ), приводит к ограниченным устойчивым периодическим решениям (рис. 3,c).
Рис. 3. Перемещения срединного узла при закритической скорости при , , : (a) , ; (b) , ; (c) , .
10. Явление гистерезиса угловой скорости вращения при малом значении времени релаксации неупругих деформаций . Как было показано в предыдущем пункте, наличие кубической нелинейности в силах упругости приводит к появлению дополнительного нетривиального устойчивого решения в закритической области. На рис. 4 приведена бифуркационная диаграмма значений установившихся амплитуд перемещений центрального узла от угловой скорости , которая получена методом установления при следующих значениях параметров: , , , , . Видно, что в докритической области, в диапазоне скоростей существует два устойчивых режима: устойчивое нулевое решение и устойчивое периодическое решение. Эти решения имеют разные притягивающие множества. Можно заключить, что наблюдается субкритическая бифуркация (точка B на рис. 4), неустойчивая ветвь показана схематично красной штриховой линией. Точка А является предельной точкой перехода с верхней устойчивой ветви на нижнюю устойчивую. При угловой скорости выше критической существует только одно устойчивое периодическое решение, продолжающее верхнюю ветвь на интервале .
Рис. 4. Бифуркационная диаграмма вдоль верхней периодической ветви, А – предельная точка, B – субкритическая бифуркация ( , , , , ).
11. Характер прецессии на устойчивой ветви периодических решений. Для определения характера прецессии используется понятие о коэффициенте мгновенной прецессии , который определяется через скорость изменения полярного угла срединного узла , показанного на рис. 5:
.
Рис. 5. Прецессия сечения стержня, соответствующего срединному узлу.
Тогда коэффициент мгновенной прецессии и его среднее значение определяются следующим образом:
.
Можно различить следующие случаи: – прямая прецессия, – обратная прецессия, и – прямая и обратная синхронная прецессии соответственно.
На рис. 6 показано распределение среднего коэффициента прецессии вдоль верхней устойчивой периодической ветви, в интервале (см. рис. 4) реализуется прямая несинхронная прецессия , причем скорость вращения вала несколько больше скорости прецессии.
Рис. 6. Распределение среднего значения коэффициента прецессия вдоль верхней устойчивой ветви ( , , , , ).
На рис. 7 показаны характерные для верхней ветви траектории узлов коллокации с формой изогнутой оси.
Рис. 7. Траектории узлов коллокации при установившемся движении (черные линии) и формы изо-гнутой оси (красные линии) ( , , , , , ).
12. Характер прецессии на устойчивой ветви периодических решений. На рис. 8а показаны значения и в зависимости от коэффициента внутреннего линейного демпфирования , из которого видно, что при малых значениях в области присутствует множественность решений (рис. 8,c), что соответствует субкритической бифуркации. При увеличении коэффициента значение постепенно сливается с . При некотором значении складка исчезает: – суперкритическая бифуркация (рис. 8,b). Появляется мягкое развитие амплитуд устойчивых периодических (автоколебательных) движений.
Рис. 8. Зависимость и от коэффициента (а); распределение амплитуд перемещений срединного узла при субкритической (b) и суперкритической (c) бифуркациях ( , , , ).
13. Заключение. В работе показано влияние кубического члена в модели Кельвина–Фойхта для внутреннего демпфирования и кубического члена в законе упругости на динамику вала в докритической и закритической областях скоростей вращения. Без учета нелинейных членов в законе упругости в закритической области прямолинейная форма вала всегда неустойчива (при : ). Наличие кубической нелинейности в упругой составляющей в деформациях приводит к появлению дополнительной верхней ветви периодических решений в докритической области в диапазоне скоростей , которая продолжается в закритической области. В зависимости от значений времени релаксации неупругих деформаций в материале вала возможны два различных сценария бифуркаций скорости вращения вала. При относительно большом времени релаксации (здесь , рис. 8а) наблюдается сверхкритическая бифуркация прямолинейного вращения вала при критической скорости вращения . При увеличении скорости вращения происходит мягкое возбуждение асинхронного прецессирования оси вала (рис. 8б) – . При уменьшении времени релаксации (здесь для рис. 8а) появляется новая точка бифуркации скорости вращения вала при продолжающемся увеличении критической скорости . В диапазоне существует дополнительная ветвь неустойчивых периодических движений (рис. 8,c), соединяющая точки и . Нижняя точка является бифуркацией типа предельной точкой слияния устойчивого и неустойчивого периодического движения и субкритической бифуркации в точке , при достижении которой происходит жесткое возбуждение прецессионного движения. Т.е. возникает область гистерезисного поведения вала: при адиабатическом изменении скорости вращения вала: при движении “вперед–назад” динамическая система проходит через различные состояния.
Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 24-19-00333, https://rscf.ru/project/24-19-00333/).