Социальные сети как фреймы: анализ пользовательского опыта

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья содержит результаты эмпирического исследования, реализованного в 2023 г. методом полуструктурированного интервью (N=11) и направленного на выявление особенностей использовании социальных сетей современными молодыми людьми. В то время как основные дискуссии ведутся вокруг различий между онлайн- и офлайн-коммуникацией, вариативность пользовательского опыта на разных интернет-ресурсах гораздо реже попадает в фокус внимания исследователей. В настоящей статье с опорой на результаты эмпирического исследования и концепцию фреймов И. Гофмана социальные сети рассматриваются как специфические контексты, создающие границы возможного, допустимого, желательного поведения пользователей в них. В результате анализа эмпирического материала описаны различия в обращении пользователей к трем социальным сетям — «ВКонтакте», Telegram и Instagram[1]. Сформулированы аналитические категории — основные критерии, которые лежат в основании воспринимаемых пользователями различий, — коммуникация, аудитория, контент и основные цели использования социальной сети. Дана трактовка растущей популярности сети Telegram в контексте концепций социальных изменений. Фрейм Telegram делает коммуникацию в этой сети похожей на межличностное взаимодействие лицом к лицу, что отражает растущий запрос на приватность в Интернете и соответствует тренду поствиртуализации. Таким образом, социальные сети выступают разными ситуациями взаимодействия — фреймами, смысл происходящего в которых распознается пользователями, а дальнейшая активность организуется в соответствии с этим смыслом.[1] Принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории РФ.

Об авторах

Елена Сергеевна Богомягкова

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: e.bogomyagkova@spbu.ru
ORCID iD: 0000-0002-6514-2881
SPIN-код: 2579-1156
ResearcherId: J-3614-2013
Кафедра теории и истории социологии, доцент Санкт-Петербург, Россия

Элина Юрьевна Харманская

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: e.kharmanskaya@spbu.ru
Санкт-Петербург, Россия

Список литературы

  1. Архипова А.С., Радченко Д.А., Титков А.С., Козлова И.В., Югай Е.Ф., Белянин С.В., Гаврилова М.В. (2018) «Пересборка митинга»: Интернет в протесте и протест в интернете. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 12–35.
  2. Батыгин Г.С. (2002) Континуум фреймов: драматургический реализм Ирвинга Гофмана. Вестник РУДН. Серия Социология, 2: 5–24.
  3. Вахштайн B.C. (2011) Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.
  4. Глухов А.П., Кужелева-Саган И.П., Булатова Т.А., Бычкова М.Н., Гужова И.В., Носова C.С., Окушова Г.А., Спичева Д.И. (2017) Социальные сети как инфраструктура межличностного общения цифрового поколения: трансформация фреймов коммуникации. Томск: Издательский Дом Томского госуниверситета.
  5. Гофман И. (2003) Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН.
  6. Иванов Д.В. (2020) Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации. Социологические исследования, 5: 44–55.
  7. Колозариди П.В., Макушева М.О. (2018) Интернет как проблемное поле социальных наук. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 1: 1–11.
  8. Орех Е.А., Богомягкова Е.С. (2019) К пониманию «мимолетных» селфи: эволюция стратегий самопрезентации в социальных сетях. Социология науки и технологий, 10(4): 161–175.
  9. Трегубова Н.Д. (2020) Транснациональный мигрант в интернете: теоретические основания исследования транснационализма в режиме онлайн. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2: 405–419.
  10. Филиппов А.Ф. (2008) Социология пространства. СПб.: Владимир Даль.
  11. Фролова А.С. (2013) Сетевое общество и теория фреймов: социально-философское осмысление. Вестник РАЕН, 13(3): 61–63.
  12. Chayko M. (1993) What is Real in the Age of Virtual Reality? «Retraining» Frame Analysis for a Technological World. Symbolic Interaction, 16(2): 171–181.
  13. Floridi L. (2014) The 4th Revolution: How the Infosphere is Reshaping Human Reality. NY: The United States of America Oxford University Press Madison Avenue.
  14. Gershon I. (2010) The Breakup 2.0. Ithaca, NY: Cornell University Press.
  15. Goffman Е. (1974) Frame analysis: An essay in the organization of experience. NY: Harper & Row.
  16. Madianou M., Miller D. (2012) Polymedia: Towards a new theory of digital media in interpersonal communication. International Journal of Cultural Studies, 16(2): 169–187.
  17. Markham A.N. (2003) Metaphors reflecting and shaping the reality of the Internet: Tool, place, way of being. In: International Association of Internet Researchers. Toronto, Canada: 16–19.
  18. McLuhan M. (1994) Understanding Media: The Extensions of Man. Cambridge; L.: MIT Press.
  19. Miller D., Costa E., Haynes N. et al. (2016) How the World Changed Social Media. London: UCL Press.
  20. Rheingold H. (1993) The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. N.Y.: Harper Perennial.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».