Operationalizing the Social Capital of Organizations: Is it Possible to Measure the “Immeasurable”

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Social capital in the modern sense can be described as the capacity for socially oriented management of organizations. As social capital serves this purpose, it needs to be measured using relevant sociological tools based on the principles of operationalizing it as a complex social concept and a resource of immaterial nature. The purpose of the article is to present the results of social capital operationalization problem study that were obtained during the empirical portion implemented within the framework of the socio-resource approach towards managing organizations. The data obtained as a result of a panel study in 2022 give grounds for concluding that the basic process of operationalizing social capital proposed by the author provides an opportunity to substantiate variables and correlations between them for subsequently measuring the development of certain components of social capital. The suggested approach also allows asserting that social capital operationalization largely allows for solving the problem of “measuring the immeasurable” which involves, based on evaluating the current state of an organization’s social capital, developing management decisions aimed at the effective formation and development of said human capital. The author offers practical recommendations for correcting managerial actions while taking into account the problematic aspects of social capital formation.

About the authors

Oleg A. Igumnov

Moscow Pedagogical State University

Email: oa.igumnov@mpgu.su
ORCID iD: 0000-0002-7852-3819
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Moscow, Russia

References

  1. Игумнов О.А. Развитие организационного социального капитала: теоретические гипотезы // Социология. 2020. № 1. С. 136–148. doi: 10.24411/1812-9226-2020-00009
  2. Игумнов О.А. Социальный капитал российских организаций: подходы к операционализации и измерению // Медицина. Философия. Социология. Прикладные исследования. 2020. № 2. С. 39–46. doi: 10.37492/ETNO.2020.98.15.025 EDN: PMUAII
  3. Игумнов О.А. Операционализация социального капитала в контексте социоресурсного подхода в управлении организацией: постановка проблемы // Наука, общество, технологии: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире: сборник статей VII Международной научно-практической конференции (17 ноября 2022 г.). Петрозаводск: МЦНП «Новая наук», 2022. С. 154–169. doi: 10.18411/doicode-2023.149 EDN: LFQOJM
  4. Игумнов О.А., Мусарский М.М. Аксиологические аспекты социального капитала как ресурса управления организацией // Современная нау ка: актуальные вопросы, достижения, инновации: сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2023. С. 323–327. doi: 10.18411/doicode-2023.081 EDN: MBWRHA
  5. Игумнов О.А. Пространственный аспект организационных сетей как фактор формирования структурного компонента социального капитала // Пространственная экономика: проблемы региональных экономических объединений. Материалы ХХ Международной научной конференции. Россия, г. Москва, 8–9 декабря 2022 г. / Под ред. Е.Д. Платоновой, О.А. Игумнова. М.: Изд-во «Перо», 2023. — 195 с. doi: 10.18411/doicode-2023.200 EDN: INXICM
  6. Магун В.С., Руднев М.Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1. С. 33–58 [электронный ресурс]. Дата обращения 13.10.2023. URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/folder/sxrz9emazw/67630402.pdf EDN: JRHFXN
  7. Социология управления: стратегии, процедуры и результаты исследований / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2010. — 607 с.
  8. Социология управления: Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. А.В. Тихонов. Изд. 2-е, испр. М.: ЛЕНАНД, 2016. — 480 с.
  9. Hampden-Turner C., Trompenaars F. Building Cross-Cultural Competence: How to Create Wealth from Conflicting Values. New Haven; L.: Yale University Press, 2000. 400 p.
  10. Pejovich S. The Market for Institutions Versus the Strong Hand of the State: the Case of Eastern Europe. Economic Institutions, Markets and Competition. Ed. by B. Dallago, L. Mittone. Cheltenham: Edward Elgar, 1996. Р. 111–126.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».