Teaching text activity in Russian language lessons: the possibilities of using texts with augmented reality

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article substantiates the possibility and expediency of using texts of a new nature for the development of students’ communicative competence. The inclusion of these texts in the didactic arsenal of a verbal teacher is due, on the one hand, to the tasks of forming meta-subject learning outcomes in a comprehensive school (we focused on the results related to the skills of information processing of texts), and on the other hand, to the peculiarities of the modern communicative space in which texts of a new nature occupy a significant place, making up the actual text the repertoire of schoolchildren. The material of the article contains the result of a theoretical study – a comparative analysis of scientific data on the varieties of texts presented in linguistic, speech, and cultural literature. It allowed us to build a hierarchy of texts: a linear text, a nonlinear (monocode, dicode, polycode) text, a creolized text, a media text, a hypertext, a cybertext, an intertext, an augmented reality text. In addition, the article reveals the course and results of an experiment aimed at determining the level of formation of the skills of 7th grade students to carry out information processing of texts, depending on the ways of its encoding. The results of the experiment showed that the students who worked with augmented reality texts coped best with the task (comparison was carried out with the results of the task by students who worked with linear text and dicode text). The conducted research gave grounds to assert that texts with augmented reality have great potential for teaching schoolchildren to write secondary texts-reasoning based on information processing of the primary text. This is due to several factors. Firstly, the perception and understanding of any texts is nonlinear, not instantaneous, but passes through several layers of decoding. Secondly, the digital generation deals daily with nonlinear structures in various spheres of life, which indicates the psychological and physiological readiness of modern schoolchildren to perceive nonlinear information. It is concluded that modern texts (texts of a new nature) have great potential for the formation of textual skills of students.

About the authors

Elena Lenvladovna Erokhina

Moscow State University

Email: el.erokhina@mpgu.su
Moscow, Russian Federation

Anastasiya Valeryevna Samolina

Institute of Business and Business Administration of RANEPA

Email: samolina-av@ranepa.ru
Moscow, Russian Federation

References

  1. Федеральная рабочая программа основного общего образования русский язык (для 5–9 классов образовательных организаций). М., 2022. URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/10/01_frp_russkij-yazyk_5-9-klassy.pdf (дата обращения: 20.11.2022).
  2. Беньковская Т. Е. Тексты «новой природы» и возможность их использования в литературном образовании современных школьников // Педагогический ИМИДЖ: научно-практический журнал. 2017. № 3 (36), июль – сентябрь. С. 63–70.
  3. Галактионова Т. Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования: науч.-метод. материалы: для вузов по направлениям пед. образования. СПб.: Кн. дом, 2008. 198 с.
  4. Галактионова Т. Г., Казакова Е. И., Гринева М. И. и др. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., 2011. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21871929 (дата обращения: 5.03.2021).
  5. Квашина Е. С. «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы: новые формы организации читательской деятельности. М.: Библиомир, 2017. 158 с.
  6. Казакова Е. И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 4. C. 102–109. doi: 10.17759/ pse.2016210409
  7. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981. С. 8.
  8. Шехтман Н. А. Понимание речевого произведения и гипертекст. Оренбург: КГПУ, 2005. 168 с.
  9. Сорокин Ю. А. Психолингвистические аспекты изучения текста. М.: Наука, 1985. 168 с.
  10. Большакова Л. С. О содержании понятия «поликодовый текст» // Вестник СамГУ. 2008. № 4. С. 20–24.
  11. Сорокин Ю. А. Художественный текст как совокупность читательских оценок // Социология и психология чтения. Труды. Т. 15. М.: Книга, 1979. С. 194–199.
  12. Ейгер Г. В., Юхт, В. Л. К построению типологии текстов // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М. Тореза. Ч. І. М., 1974. С. 103–110.
  13. Сонин А. Г. Экспериментальное исследование поликодовых текстов: основные направления // Вопросы языкознания. 2005. № 6. С. 115–123.
  14. Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: Специализированный вестник. 2000. № 3. С. 104–110.
  15. Сонин А. Г. Понимание поликодовых текстов: когнитивный аспект. М.: Ин-т языкознания РАН, 2005. С. 117.
  16. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация: на материале креолизованных текстов. М.: Академия, 2003.
  17. Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. 2006. Вып. 20. С. 180–189.
  18. Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста: автореф. … дис. канд. филол. наук. М., 1997. 24 с.
  19. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ (современная английская медиаречь): учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2008. 263 с.
  20. Теун В. Д. Язык. Познание. Коммуникация. М.: Прогресс, 1989.
  21. Сметанина С. И. Медиатекст в системе культуры. СПб., 2002. 383 с.
  22. Мартынова А. Г. Обучение академическому письменному дискурсу в жанре экспозиторного эссе: дис. … канд. пед. наук. Омск, 2006. 207 с.
  23. Баранов А. Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Едиториал УРСС, 2001. 360 с.
  24. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001. 608 с.
  25. Ипполитова А. Н. Гипертекст в пространстве коммуникации // Русский язык в школе. 2012. № 7. С. 25–32.
  26. Акишина А. А., Тряпельников А. В. Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ // Образование и наука. 2018. Т. 3, № 3. С. 205–211.
  27. Кузьмина Н. А. Интертекст и его роль в процессе эволюции поэтического языка. Екатеринбург; Омск: Изд-во Урал. ун-та, 1999. С. 8.
  28. Казак М. Ю., Мохова А. А. Медиатексты в аспекте теории интертекстуальности и прецедентности // Серия: Гуманитарные науки. 2011. № 24 (119). С. 177.
  29. Bell A. Approaches to Media Discourse. London: Blackwell, 1996. P. 3.
  30. Azuma R. T. A. Survey of Augmented Reality // Presence: Teleoperators and Virtual Environments. 1997. № 6 (4). P. 355–385. doi: 10.1162/pres.1997.6.4.35531. Самолина А. В. Тексты новой природы в коммуникативном пространстве. Риторика и речекоммуникативные дисциплины в науке и практике современного общества: сборник материалов XХV Международной научной конференции по риторике (2–4 февраля 2022 г.) / сост.-ред.: В. И. Аннушкин, А. Г. Жукова, Л. В. Селезнева. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2022. 543 с.
  31. Самолина А. В. Текст новой природы с дополненной реальностью в системе обучения школьников вторичным текстам-рассуждениям // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13, № 3 (51). С. 103–108. doi: 10.51609/2079-3499_2022_13_03_108

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».