Реализация концепции «Университет 4.0» в Сибирском федеральном округе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Переход к Индустрии 4.0 является одной из центральных задач экономического и социального развития России. Новый уклад экономики, расширяя поле деятельности человека, отражается на требованиях к компетентности специалиста. Адаптируясь к новым требованиям рынка труда, университеты уже сегодня начинают осуществлять преобразования по разным направлениям своей деятельности. Целью настоящего исследования является выявление основных направлений деятельности университетов Сибирского федерального округа (СФО) в области трансформации университета в Университет 4.0. Для достижения цели проведен теоретический анализ работ российских и зарубежных ученых, посвященных содержанию трансформации университета в Университет 4.0. Кроме того, рассмотрены данные открытых информационных ресурсов ведущих университетов Сибирского федерального округа для установления основных направлений деятельности по трансформации университета в Университет 4.0. В ходе теоретического анализа выявлена сущность и характерные черты Университета 4.0. Идеей Университета 4.0 является трансформация образования с учетом потребностей и вызовов цифрового общества. Такая трансформация подразумевает введение и развитие индивидуализированного гибридного обучения, не ограниченного пространственно-временными рамками, при котором студент обладает достаточной степенью автономности и принимает участие в формировании плана своего обучения. Отмечается важность проектного подхода в обучении, развития наставничества и открытой образовательной среды. Анализ направлений деятельности университетов СФО позволил установить, что в настоящее время в сибирских университетах активно развиваются научно-исследовательские проекты, связанные с решением актуальных глобальных и региональных проблем, цифровизацией, информатизацией, вовлечением студентов в научно-исследовательскую деятельность в рамках данных проектов. Деятельность по данным проектам осуществляется в том числе с участием индустриальных партнеров, государственных органов и в рамках международного сотрудничества. Университеты развивают цифровую среду, позволяющую получать доступ к научно-образовательным и инфраструктурным ресурсам, а также разрабатывают цифровые инструменты для освоения профессиональных компетенций. Несмотря на то, что Университет 4.0 в научных исследованиях считается проектом будущего, уже сегодня мы можем видеть серьезные изменения в деятельности университетов, которые позволяют сделать вывод о том, что трансформация происходит ускоренными темпами.

Об авторах

Елена Николаевна Белова

Сибирский федеральный университет

Email: belovaen@list.ru
доктор педагогических наук, доцент, профессор Красноярск, Россия

Екатерина Юрьевна Андрюшкина

Сибирский федеральный университет; Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России

Email: e.yu.andryushkina@gmail.com
аспирант, преподаватель кафедры латинского и иностранного языков Красноярск, Россия

Список литературы

  1. Мезина Т. В. и др. Влияние Индустрии 4.0 на экономику и производство // Вестник ГУУ. 2022. № 2. С. 71–76. doi: 10.26425/1816-4277-2022-2-71-76 (дата обращения: 18.02.2023).
  2. Industry 4.0 / H. Lasi [et al.] // Business & Information Systems Engineering. 2014. № 6. P. 239–242. doi: 10.1007/s12599-014-0334-4
  3. Responsible Consumption and Production. Encyclopedia of the UN Sustainable Development Goals / ed. L. Filho [etal.]. Cham: Springer, 2020. 862 p. doi: 10.1007/978-3-319-95726-5
  4. Кадры для цифровой экономики. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/866/ (дата обращения: 25.02.2023).
  5. Шевякова А. Л., Петренко Е. С., Уразбеков А. К. Вызовы Индустрии 4.0 системе образования: возможные изменения в формировании компетенций // Креативная экономика. 2020. Т. 14, № 9. С. 2079–2096. doi: 10.18334/ce.14.9.110825
  6. Mourtzis D. Development of skills and competences in manufacturing towards education 4.0: a teaching factory approach // Proceedings of 3rd International Conference on the Industry 4.0 Model for Advanced Manufacturing. Cham, 2018. P. 194–210. doi: 10.1007/978-3-319-89563-5_15
  7. Иванченко И. В. и др. Образование 4.0: новые компетенции для цифровой экономики // Вестник ЗабГУ. 2021. № 7. С. 103–111. doi: 10.21209/2227–9245–2021–27–7–103–111
  8. Белова Е. Н. Развитие ключевой управленческой компетентности работников сетевой самообучающейся организации // Сибирский пед. журнал. 2016. № 5. С. 65–71. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-klyuchevoy-upravlencheskoykompetentnosti-rabotnikov-setevoy-samoobuchayuscheysya-organizatsii (дата обращения: 25.02.2023).
  9. Moraes E. et al. Integration of Industry 4.0 technologies with Education 4.0: advantages for improvements in learning // Interactive Technology and Smart Education. 2022. URL: https://www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/ITSE-11-2021-0201/full/html (дата обращения: 25.02.2023).
  10. Фиофанова О. А. Подготовка преподавателей-исследователей в университетах когнитивного типа (организационные принципы образовательной программы магистратуры «Управление исследованиями, разработками, инновациями в университете») // Высшее образование сегодня. 2017. № 10. С. 22–28. doi: 10.25586/RNU.HET.17.10.P.22
  11. Нестеров А. Ю. Проблемы управления знаниями в университете четвертого поколения // БГЖ. 2021. № 1 (34). С. 189–192. doi: 10.26140/bgz3-2021-1001-0043
  12. Butt R. et al. Integration of industrial revolution 4.0 and IOTs in academia: a state-of-the-art review on the concept of education 4.0 in Pakistan [review] // Interactive Technology and Smart Education. 2020. Vol. 17, № 4. P. 337–354. doi: 10.1108/ITSE-02-2020-0022
  13. Fisk P. Education 4.0. The future of learning will be dramatically different, in school and throughout life. 2017. URL: www.peterfisk.com/2017/01/future-education-youngeveryone-taught-together/ (дата обращения: 18.02.2023).
  14. Фадеев А. С., Змеев О. А., Газизов Т. Т. Модель университета 4.0 // Ped. Rev. 2020. № 2 (30). С. 172–178. doi: 10.23951/2307-6127-2020-2-172-178
  15. Паскова А. А. «Образование 4.0» в эпоху цифровой трансформации: перспективы и возможные пути реализации // Вестник Майкопского гос. технолог. ун-та. 2021. № 4. С. 100–107. doi: 10.47370/2078-1024-2021-13-4-100-106
  16. Другова Е. А., Журавлева И. И., Захарова У. С. и др. Искусственный интеллект для учебной аналитики и этапы педагогического проектирования: обзор решений // Вопросы образования. 2022. № 4. C. 107–153. doi: 10.17323/1814-9545-2022-4-107-153
  17. Остапенко М. С., Назарова В. Ю. Внедрение индивидуальных образовательных траекторий в вузе // Вестник ПНИПУ. Машиностроение. Материаловедение. 2022. Т. 24, № 2. C. 87–95. doi: 10.15593/2224-9877/2022.2.10
  18. Рудинский И. Д., Давыдов А. В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения // Вестник науки и образования Северо-Запада России. 2021. № 1. С. 1–9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 25.02.2023).
  19. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 // Мир науки. Педагогика и психология. 2017. № 4. URL:http://mir-nauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
  20. Аронов А. М., Белова Е. Н. Принципы управления инновационной деятельностью вуза // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. № 4 (132). С. 9–13. URL: http://vestnik.tspu.ru/files/vestnik/PDF/articles/aronov_a._m._9_13_4_132_2013.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
  21. Университет 4.0. Сибирский федеральный университет. URL: https://www.sfu-kras.ru/projects (дата обращения: 25.02.2023).
  22. Виртуальный университет 4.0. Томский государственный университет. URL: http://innomap.tsu.ru/Projects/Info/1171 (дата обращения: 25.02.2023).
  23. Институт человека цифровой эпохи. Томский государственный университет. URL: https://ihde.tsu.ru/ru/ (дата обращения: 25.02.2023).
  24. Кафедра-центр симуляционных технологий. Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого. URL: https://krasgmu.ru/index.php?page[common]=dept&id=1873 (дата обращения: 25.02.2023).
  25. Педагогический технопарк «Кванториум» им. Л. В. Киренского. КГПУ им. В. П. Астафьева. URL: http://www.kspu.ru/division/446/ (дата обращения: 25.02.2023).
  26. Педагогический технопарк «Кванториум» им. народного учителя СССР Б. И. Вершинина. Томский гос. пед. ун-т. URL: https://www.tspu.edu.ru/kvantorium.html (дата обращения: 25.02.2023).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».