Онлайн-мошенничество студентов в период пандемии COVID-19 (на примере изучения дисциплины «Иностранный язык»)
- Авторы: Козаренко О.М.1, Тардиф М.2, Егорова Л.А.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов (РУДН)
- Университет Монреаля
- Выпуск: № 2 (2024)
- Страницы: 110-120
- Раздел: ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1609-624X/article/view/268850
- DOI: https://doi.org/10.23951/1609-624X-2024-2-110-120
- ID: 268850
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проблемы академического мошенничества онлайн (АМО) широко обсуждаются в научных кругах ученых разных стран. Оригинальность настоящего исследования, проведенного после второй волны пандемии COVID-19, заключается в том, что является срезом ситуации, отражающей процесс массового перехода на онлайн-обучение. Особенность методического подхода заключается в сопоставлении мнений на данную проблему преподавателей и студентов. В общей сложности на вопросы онлайн-анкеты ответили 488 респондентов. Согласно полученным данным, к АМО прибегает от 70 до 80 % студентов. Преподаватели российских вузов переоценивают цифровую информационную компетентность студентов при списывании в условиях дистанционного обучения. Как правило, студенты используют для списывания и подсматривания материалы лекций и занятий вопреки распространенному мнению преподавателей об использовании для списывания электронных носителей. Однако 57 % преподавателей при обнаружении факта обмана делают студентам замечания, 39 % снижают баллы. Треть студентов считает, что преподаватели лояльны к проявлению случаев академического мошенничества. Студенты прибегают к обману, так как они не уверены в своих знаниях. Преподаватели считают, что причина кроется в недостаточной подготовке к занятиям. От 50 до 70 % преподавателей полагают, что обман минимален при таких формах контроля, как спонтанный ответ, аналитические задания со свободным доступом к интернет-ресурсам и выполнение проектной работы. По мнению студентов, это еще и индивидуальные творческие задания. Наиболее важным фактором, способным противостоять мошенничеству, является личностная мотивация (50–60 % ответов студентов и преподавателей). Среди предложенных студентами мер борьбы с АМО первое место отводится дидактическим методам. Снижению мошенничества могли бы способствовать такие инициативы, как движение с тегом «Мне нравится быть честным», отражающее решение, осознанно принимаемое самим студентом и значок которого отражается на экране студента на онлайн-занятии.
Ключевые слова
Об авторах
Ольга Михайловна Козаренко
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Автор, ответственный за переписку.
Email: kozarenko-om@rudn.ru
кандидат географических наук, доцент Москва, Россия
Морис Тардиф
Университет Монреаля
Email: maurice.tardif@umontreal.ca
доктор педагогических наук, профессор, профессор Монреаль, Канада
Людмила Алексеевна Егорова
Российский университет дружбы народов (РУДН)
Email: egorova-la@rudn.ru
кандидат филологических наук, доцент, доцент Москва, Россия
Список литературы
- Starovoytova D., Arimi M. Witnessing of Cheating-in-Exams Behavior and Factors Sustaining Integrity // Journal of Education and Practice. 2017. Т. 8, №. 10. P. 127–141.
- Cizek G. J., Cizek G. J. Detecting and preventing classroom cheating: Promoting integrity in assessment. Corwin Press, 2003. 168 p.
- Hard S. F., Conway J. M., Moran A. C. Faculty and college student beliefs about the frequency of student academic misconduct // The Journal of Higher Education. 2006. Т. 77, № 6. С. 1058–1080.
- Audet L. Les pratiques et défis de l’évaluation en ligne. Document préparé pour le Réseau d’enseignement francophone à distance du Canada. 2011. URL: https://archives.refad.ca/evaluation_en_ligne.pdf (дата обращения: 5.02.2023).
- Hughes J. M. C., McCabe D. L. Academic misconduct within higher education in Canada // Canadian Journal of Higher Education. 2006. Т. 36, № 2. P. 1–21.
- Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторы: автореф. дис. … канд. наук об образовании. М., 2021. 75 с.
- Chirikov I. The mystery of Russian students: Poor learning experience, high satisfaction // Higher Education in Russia and Beyond. 2015. Т. 1, № 3. P. 10–11.
- Титаев К. Д. Академический сговор // Отечественные записки. 2012. № 2. С. 184–194.
- Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159–191.
- Orosz G. et al. Teacher enthusiasm: a potential cure of academic cheating // Frontiers in psychology. 2015. Т. 6. P. 318.
- Pabian P. Why ‘cheating’research is wrong: New departures for the study of student copying in higher education // Higher Education. 2015. Т. 69. P. 809–821.
- Дремова О. В., Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. В поисках справедливости в университете: критика и оправдание практик академического мошенничества студентами // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 4 (158). С. 366–394.
- Sutherland-Smith W. Crime and punishment: An analysis of university plagiarism policies. 2011 // Semiotica. 2011. Vol. 2011, № 187. P. 127–139.
- Jones D. L. R. Academic dishonesty: Are more students cheating? // Business Communication Quarterly. 2011. Т. 74, № 2. P. 141–150.
- Higbee J. L., Thomas P. V. Student and faculty perceptions of behaviors that constitute cheating // NASPA journal. 2002. Т. 40, № 1. P. 39–52.
- O’Neill H. M., Pfeiffer C. A. The impact of honour codes and perceptions of cheating on academic cheating behaviours, especially for MBA bound undergraduates // Accounting Education. 2012. Т. 21, № 3. P. 231–245.
- Corrigan-Gibbs H. et al. Measuring and maximizing the effectiveness of honor codes in online courses // Proceedings of the second (2015) ACM conference on learning@ scale. 2015. P. 223–228.
- Шмелева Е. Д. Плагиат и списывание в российских вузах: роль образовательной среды и индивидуальных характеристик студента // Вопросы образования. 2016. № 1. P. 84–109.
- Chirikov I., Shmeleva E., Loyalka P. The role of faculty in reducing academic dishonesty among engineering students // Studies in Higher Education. 2020. Т. 45. №. 12. P. 2464–2480.
- Рочев К. В., Коршунов Г. В. Формирование конкурентной среды в студенческом коллективе для повышения учебной и внеучебной активности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5, № 1 (14). С. 40–42.
- Kozarenko O. M., Starostenko A. S. The reasons and features for a language barrier among students in the process of learning a second foreign language // Functional aspects of intercultural communication. Translation and interpreting issues. 2020. P. 546–555.
Дополнительные файлы
