Organizing assistance for students’ professional self-determination by means of realizing the program of additional education

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article raises a problem concerning young people’s low employment caused by insufficient career guidance and professional self-determination for individual career building, it concerns in particular young people getting professional education. In connection with it, what seems necessary is implementing mechanisms of assisting professional selfdetermination, career building and employment that are currently important for modern young people. The aim of the article is designing, applying and analyzing the results of an additional general developmental program in career building and preparation for going to the employment market of students who have difficulties in professional self-determination and have an unclear idea of their career trajectory. Theoretical analysis of the terms “youth” and “young students”; questioning Tomsk State Pedagogical University senior students (years of 2020–2022), singling out the target group, i.e. those students who have difficulties, designing and applying the program. There presented the main content idea and specific peculiarities of the general enriching program for additional education “Basics of effective employment in education”. Implementing the comparative analysis of initial and final questionnaires of students with difficulties (participants of the program), we’ve traced positive dynamics in the parameters “plan employment in education” and “identify themselves with professional pedagogical activities”. The results of monitoring employment of the program participants show that on average 67 % of the participants have got employed due to the completed pedagogical education. It has revealed that applying the additional general enriching program “Basics of effective employment in education” causes students’ motivation towards building their professional pedagogical career, has a positive impact on the formation of professional pedagogical identity and can be used as a mechanism of assisting students’ professional self-determination and employment in the regional educational system.

About the authors

Svetlana Vasilyevna Shalyapina

Tomsk State Pedagogical University

Email: shalsv@sibmail.com; ocz@tspu.edu.ru
ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061

References

  1. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/727589199 (дата обращения: 20.09.2022).
  2. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. URL: https://docs.cntd.ru/document/9005389 (дата обращения: 20.04.2022).
  3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/103544/paragraph/10920:0 (дата обращения: 05.01.2022).
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: постановление от 15 апреля 2014 г. № 295. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70643472/paragraph/247719:0 (дата обращения: 04.01.2022).
  5. Об утверждении основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 03.01.2022).
  6. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/573248507 (дата обращения: 21.05.2022).
  7. Социология молодежи: электронная энциклопедия / под ред. В. А. Лукова. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/281-vozrastnye-granicy.html (дата обращения: 06.01.2022).
  8. Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. 216 с.
  9. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. URL: https://psylib.org.ua/books/konis01/index.htm (дата обращения: 26.12.2022).
  10. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 5. С. 90–98. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/781/692/1217/014.RUTCHKIN.pdf (дата обращения: 06.01.2022).
  11. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. Июль. C. 119–125. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/459/728/1224/Cherednichenko.pdf (дата обращения: 03.01.2022).
  12. Чирун С. Н. Есть ли будущее у молодежи? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3 ч. Ч. 2. C. 230–233. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2011/3-2/53.html (дата обращения: 03.01.2022).
  13. Лисовский В. Т. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. 460 с.
  14. Поздеева С. И., Шаляпина С. В. Составляющие профессионального самоопределения студента педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 3 (31). С. 36–47. doi: 10.23951/2307-6127-2020-3-36-47
  15. Программа дисциплины «Эффективное трудоустройство». Казань, 2020. 24 с. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1ii_OXqvJ7jhVmXCDFfbXFrfLjFsDenBz (дата обращения: 20.03.2022).
  16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года № 273 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 26.03.2022).
  17. Шаляпина С. В. Содержание организационно-педагогических условий процесса содействия профессиональному самоопределению студентов (на примере педагогического вуза) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 2 (214). С. 17–23. doi: 10.23951/1609-624X-2021-2-17-23

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».