Организация содействия профессиональному самоопределению студенческой молодежи посредством реализации программы дополнительного образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Ставится проблема, связанная с низкими показателями трудоустройства молодежи по причине несформированности профессиональных ориентаций и профессионального самоопределения для самостоятельного карьеропостроения, в том числе у молодежи, получающей профессиональное образование. В связи с этим необходимо внедрение актуальных для современной студенческой молодежи механизмов содействия профессиональному самоопределению, построения карьеры и трудоустройству. В качестве одного из таких механизмов предлагается программа дополнительного образования. Цель – разработка, апробация и анализ результатов дополнительной общеразвивающей программы по карьеропостроению и подготовке к выходу на рынок труда студентов, затрудняющихся в профессиональном самоопределении и не сформировавших представления о своей карьерной траектории. Были проведены теоретический анализ понятий «молодежь» и «студенческая молодежь»; анкетирование студентов Томского государственного педагогического университета выпускного курса (2020–2022 гг.), выделение основной целевой группы – «затрудняющиеся» студенты, разработка и реализация программы. Представлена главная содержательная идея и отличительные особенности программы дополнительного образования (общеразвивающей) «Основы эффективного трудоустройства в сфере образования». На базе сравнительного анализа входного и итогового анкетирования «затрудняющихся» студентов – участников программы зафиксирована положительная динамика по показателям «планируют трудоустройство в сфере образования» и «идентифицируют себя с профессионально-педагогической деятельностью». По результатам мониторинга трудоустройства участников программы зафиксировано, что в среднем 67 % из них трудоустроились по профилю полученного педагогического образования. Выявлено, что реализация дополнительной общеразвивающей программы «Основы эффективного трудоустройства в сфере образования» мотивирует студентов к построению профессионально-педагогической карьеры, оказывает положительное влияние на формирование профессионально-педагогической идентичности и может использоваться как механизм содействия профессиональному самоопределению и трудоустройству студентов в региональную систему образования.

Об авторах

Светлана Васильевна Шаляпина

Томский государственный педагогический университет

Email: shalsv@sibmail.com; ocz@tspu.edu.ru
старший преподаватель ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Долгосрочная программа содействия занятости молодежи на период до 2030 года: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. URL: https://docs.cntd.ru/document/727589199 (дата обращения: 20.09.2022).
  2. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1. URL: https://docs.cntd.ru/document/9005389 (дата обращения: 20.04.2022).
  3. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/103544/paragraph/10920:0 (дата обращения: 05.01.2022).
  4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы: постановление от 15 апреля 2014 г. № 295. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70643472/paragraph/247719:0 (дата обращения: 04.01.2022).
  5. Об утверждении основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.: распоряжение от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. URL: https://rg.ru/2014/12/08/molodej-site-dok.html (дата обращения: 03.01.2022).
  6. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/document/573248507 (дата обращения: 21.05.2022).
  7. Социология молодежи: электронная энциклопедия / под ред. В. А. Лукова. URL: http://www.soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/281-vozrastnye-granicy.html (дата обращения: 06.01.2022).
  8. Лисовский В. T. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Мысль, 1990. 216 с.
  9. Кон И. С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. URL: https://psylib.org.ua/books/konis01/index.htm (дата обращения: 26.12.2022).
  10. Ручкин Б. А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС. 1998. № 5. С. 90–98. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/781/692/1217/014.RUTCHKIN.pdf (дата обращения: 06.01.2022).
  11. Чередниченко Г. А. Новое в образовании и профессиональной деятельности молодежи // Социологические исследования. 2009. № 7. Июль. C. 119–125. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/459/728/1224/Cherednichenko.pdf (дата обращения: 03.01.2022).
  12. Чирун С. Н. Есть ли будущее у молодежи? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 3 (9): в 3 ч. Ч. 2. C. 230–233. URL: https://www.gramota.net/materials/3/2011/3-2/53.html (дата обращения: 03.01.2022).
  13. Лисовский В. Т. Социология молодежи: учебник / под ред. проф. В. Т. Лисовского. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. 460 с.
  14. Поздеева С. И., Шаляпина С. В. Составляющие профессионального самоопределения студента педагогического вуза // Научно-педагогическое обозрение. 2020. Вып. 3 (31). С. 36–47. doi: 10.23951/2307-6127-2020-3-36-47
  15. Программа дисциплины «Эффективное трудоустройство». Казань, 2020. 24 с. URL: https://drive.google.com/drive/folders/1ii_OXqvJ7jhVmXCDFfbXFrfLjFsDenBz (дата обращения: 20.03.2022).
  16. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 декабря 2012 года № 273 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617 (дата обращения: 26.03.2022).
  17. Шаляпина С. В. Содержание организационно-педагогических условий процесса содействия профессиональному самоопределению студентов (на примере педагогического вуза) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2021. Вып. 2 (214). С. 17–23. doi: 10.23951/1609-624X-2021-2-17-23

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».