Educational text as a type of text and an object of scientific description: a review of approaches to the determination of functional and typological properties

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the organisation educational interaction today there are dynamic processes associated with its transformation into a multicultural and multilingual interactive environment, the implementation of the tasks of competence-based learning, updating the bank of technological tools and methods of educational and methodological support. The foregoing determines the steady interest of scientists in the study of educational texts as an independent variety of texts. The main provisions of the history of the study of educational texts as a type of text and scientific object in modern humanities are systematized and summarized. The material of the study was special scientific sources of methodological and linguistic orientation, which form the basis of the modern theory of educational text. The research methodology is the complex use of logical (analysis, synthesis, analogy) and theoretical (generalization, systematization, description) general scientific methods. Based on the specifics shown in relation to the interpretation of the educational text from the standpoint of didactic and linguistic approaches, this type of text is defined as an independent unit – a speech work with multifunctionality and a set of textual features that are updated differently in different situations of educational interaction between the teacher and the student. Among the implemented functions, the key functions are communicative and didactic, and the latter has the status of the dominant one. Text features are characterized by a set of ways, forms and means of presentation at the genre, stylistic and discursive text levels. The reason for the polyphony that exists today in the scientific community regarding the definition of the essential content, structural, pragmatic features of an educational text is the impossibility of an unambiguous interpretation of its genre and stylistic nature, discursive implementation space, as well as the existence of multiple interpretations of the cultural and conceptual resources of texts of the analyzed type. At the present stage of development of the humanities, the educational text is an interesting object of scientific research, comprehended as an independent type of text, which has both general text properties and specific ones. The prospects of the research are related to the further expansion of the understanding of the educational text in accordance with the most relevant areas of research in science, in particular, within the framework of the problems of linguoculturology, discourse studies, linguoconceptology and conceptual didactics.

About the authors

Elena Aleksandrovna Serebrennikova

Tomsk State Pedagogical University

Email: mangustelena22472@gmail.com
Tomsk, Russian Federation

Anna Vladimirovna Kuryanovich

Tomsk State Pedagogical University

Email: kurjanovich.anna@rambler.ru; anna.kurjanowitch@yandex.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Васюкович Л. С. Эволюция учебного текста как лингвометодической единицы школьного учебника // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности современного общества: материалы международной научной конференции / под общ. ред. В. Н. Скворцова; отв. ред. М. И. Морозова. СПб.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина, 2015. С. 219‒222.
  2. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006. 384 с.
  3. Львова А. А. Микротекст как современное педагогическое средство // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 398‒401. URL: https://moluch.ru/archive/292/66076/ (дата обращения: 20.02.2023).
  4. Серова Т. С., Пипченко Е. Л., Червенко Ю. Ю. Макротекст и гипертексты как объект гибкого иноязычного чтения и источник информации учебно-исследовательской деятельности студентов // Язык и культура. 2016. № 2 (34). С. 157‒176.
  5. Гречихин А. А., Древс Ю. Г. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация. М.: Логос; МГУП, 2000. 254 с.
  6. Халилзадех А. З. Учебный текст как неотъемлемая часть лингводидактической системы // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2012. № 3. С. 118‒125.
  7. Учебная книга в системе филологического образования: сб. ст. / ред. А. М. Мезенко и др.; отв. ред. С. В. Николаенко. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2018. 126 с.
  8. Яхиббаева Л. М. Учебный текст как особый вид вторичного текста и составляющая учебного дискурса // Вестник Башкирского ун-та. 2008. Т. 13, № 4. С. 1029‒1031.
  9. Лебедева М. Ю., Веселовская Т. С., Купрещенко О. Ф. Особенности восприятия и понимания цифровых текстов: междисциплинарный взгляд // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 74–98. doi: 10.32744/pse.2020.4.5
  10. Оксенчук А. Е. Специфика учебного научного текста: основные подходы к понятию «учебный текст» // Наука ‒ образованию, производству, экономике: материалы XVIII Региональной научно-практ. конф. преподавателей, научных сотрудников и аспирантов. Т. 2. Витебск: Витебский гос. ун-т им. П. М. Машерова, 2013. С. 277‒279.
  11. Сунцова Н. Л. Лингвистическая модель порождения вторичного текста: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 1999. 21 с.
  12. Бабайлова А. Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении неродному языку: социопсихолингвистический аспект. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. 151 с.
  13. Подолина О. В. Учебный текст как объект лингвистического исследования // Семантика и прагматика языковых единиц в синхронии и диахронии: норма и вариант: сб. науч. ст. Симферополь: Ариал, 2017. С. 243‒248.
  14. Егоров В. В., Скибицкий Э. Г., Храпченков В. Г. Педагогика высшей школы. Новосибирск: САФБД, 2008. 260 с.
  15. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. М.: Педагогика, 1982. 171 с.
  16. ГОСТ 7.60–2003. Издания. Основные виды. Термины и определения. URL: https://ifap.ru/library/gost/7602003.pdf (дата обращения: 20.02.2023).
  17. Серебренникова E. A. Учебный дискурс в зеркале описания категориальных и дифференциальных характеристик // Наука и образование: материалы XXIV Всероссийской с международным участием научно-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (г. Томск, 14–22 апреля 2022 г.): в 3 т. Т. 1: Филология и филологическое образование. Актуальные вопросы теории и практики преподавания истории и права / науч. ред.: Н. С. Болотнова, Т. В. Галкина и др. Томск: ТГПУ, 2022. С. 226–231.
  18. Кожина М. Н. Научный стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 242‒248.
  19. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Ч. II: Основные признаки текста. Текстовые категории. Типологии текстов: учебное пособие для филологов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. 170 с.
  20. Аванесов В. С. Теория квантования учебных текстов // Педагогические измерения. 2014. № 1. С. 62–77.
  21. Crossley S. A., Allen D. B., McNamara D. S. Text Readability and Intutive Simplification: A Comparison of Readability Formulas // Reading in A Foreign Language. 2011. Vol. 23, № 1. P. 84‒101.
  22. Глущенко Н. В. Учебный текст как объект исследования. URL: https://pedsovet.su/publ/70-1-0-1621 (дата обращения: 20.02.2023).
  23. Солнышкина C. И., Кисельников А. С. Сложность текста: Этапы изучения в отечественном и прикладном языкознании // Вестник Томского гос. ун-та. Серия: Филология. 2015. № 6 (38). С 86–99.
  24. Редькина О. Ю. Функциональный подход к типологии жанров дидактического дискурса: дис. … канд. филол. наук. Челябинск, 2019. 202 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».