Value dominants and means of their representation in the media discourse of the program «Very personal» on the channel «Open Television of Russia»

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The study of axiological sphere and means of its representation is one of the up-to-date problems of linguistics. This is especially true for the study of media communication in view of the communicative-cognitive scientific paradigm and the media vector of Russian studies’ development. The interpretation of value dominants in the discourses of public personalities is of interest as an object of perception of the mass addressee and influence on him. The aim of the article is to define language representation of value dominants of the participants of the author program "Very personal" on the channel "Open Television of Russia", taking into account the structure, content and pragmatics of the media discourse of the program. The study of discursive practices of the guest and the host is based on the theory of regulation, developed in the communicative stylistics of the text. This study includes the use of discursive and semantic-stylistic analysis. The material of the study is the release of the program "Very personal" on the channel "OTR" with the participation of People’s Artist of the USSR Vladimir Vasiliev. The means of representing the value picture of the world of a person are the following: explicit and implicit, linguistic and extralinguistic, including nonverbal behavior. The characteristic linguistic regulatory means and structures of the discourse of the participants of the "Very Personal" program, which have a communicative-pragmatic impact, include: melioration evaluative vocabulary, stylistic devices of repetition, gradation, antithesis, syntactic parallelism, rhetorical questions and exclamations, making clear the value picture of the world of the guest and the journalist. The guest’s discourse is characterized by the usage of semantic text paradigms of the synonymous type, actualizing the value dominants of the personality, first of all, complete dedication in creative work. The explicit regulatory strategy of the intensifying-convergent type in the discourses of Vladimir Vasiliev and the host of the author’s program allows the recipient to form an integral idea of their values and preferences. Gestures and facial expressions, look, appearance and communication environment of the program participants as the extralinguistic means of representing the value picture of the world are considered. We interpret value dominants in the discourse of a language personality as the conjugation of various linguistic and non-linguistic signals that directly or indirectly intensify value meanings that are important to the personality and characteristic of it. It was determined that the regulatory means and structures represent the value meanings of the program guest: complete dedication to creative work, service to society, loyalty to a lifework, honesty, modesty, love, sincerity, the desire to give joy, etc. Numerous comments from listeners and viewers of the program confirm that these value dominants were perceived by the audience. The regulatory theory’s use allows to specify the peculiarities of the representation of the value picture of the world of media communication participants, which was demonstrated using the example of the author’s program "Very Personal" by Viktor Loshak on Public Television of Russia. The results of analysis are of interest for axiological linguistics, media linguistics, theory and practice of speech communication.

About the authors

Nina Sergeyevna Bolotnova

Tomsk State Pedagogical University

Email: nsb@tspu.ru
Tomsk, Russian Federation

References

  1. Андреева И. В. Ценностная картина мира как лингвистическая и философская категория // Аналитика культурологии. 2006. Вып. 2 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-kartina-mira-kak-lingvisticheskaya-i-filosofskayakategoriya (дата обращения: 21.09.2024).
  2. Васильев В. В. Персональные ценности // Вопросы философии. 2008. № 5. С. 149–153.
  3. Дождикова Р. Н. К вопросу об аксиологических основаниях обыденного познания // Вопросы философии. 2013. № 2. С. 33–41.
  4. Левикова С. И. Две модели динамики ценностей культуры (на примере молодежной субкультуры) // Вопросы философии. 2006. № 4. С. 71–79.
  5. Рачков П. А. Правда-справедливость // Вестник МГУ. Сер. 7: Философия. 2006. № 1. С. 83–107.
  6. Анненкова И. В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во МГУ, 2011. 392 с.
  7. Ерофеева И. В. Аксиология медиатекста в российской культуре (репрезентация ценностей в журналистике начала XXI века): автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб., 2010. 54 с.
  8. Пушкарева И. А. Имя концепта «правда» в региональном медиадискурсе 1980-х гг. (на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» // Русская речевая культура и текст: материалы VIII Международной научной конференции / под общ. ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: ЦНТИ, 2014. С. 189–195.
  9. Пушкарева И. А. Ценностные категории Правда/Истина в российском медиадискурсе конца XX – начала XXI века: семантико-стилистический анализ на материале городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) / под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Издательство Томского ЦНТИ, 2016. 308 с.
  10. Резанова З. И., Мишанкина Н. А. Ценностные картины современной чат-коммуникации // Картины русского мира: аксиология в языке и тексте / отв. ред. З. И. Резанова. Томск: ТГУ, 2005. С. 299–320.
  11. Арутюнова Н. Д. ИСТИНА, ДОБРО, КРАСОТА: взаимодействие концептов // Логический анализ языка. Языки эстетики: концептуальные поля прекрасного и безобразного / отв. ред. Н. Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2004. С. 5–20.
  12. Карасик В. И. Культурные доминанты // Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 116–144.
  13. Карасик В. И. Аксиологическая лингвистика: перспективы развития // Ментальность и изменяющийся мир: к 75-летию проф. В. В. Колесова / отв. ред. М. В. Пименова. Севастополь: Рибэст, 2009. С. 13–20.
  14. Карасик В. И. Аксиогенная ситуация как единица ценностной картины мира // Политическая лингвистика. 2014. № 1 (47). С. 65–75.
  15. Королева Л. Ю. Аксиологические аспекты современной интернет-коммуникации // Ценностные ориентации эпохи цифровизации: лингвопрагматический аспект: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Тамбов: Издат. центр ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2022. С. 65–69. URL: https://www.tstu.ru/book/elib/pdf/2022/gunina4.pdf (дата обращения: 21.09.2024).
  16. Тубалова И. В., Эмер Ю. А. Ценностная картина мира традиционного и современного фольклора // Картины русского мира: аксиология в языке и тексте / отв. ред. З. И. Резанова. Томск: ТГУ, 2005. С. 259–298.
  17. Кудрина С. А. Ценностные приоритеты и их онтологические основания // Социологические исследования. 2010. № 1. С. 37–46.
  18. Маслова В. А. Концепты и ценности: содержание понятий, языковая репрезентация // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2011. № 2-1. С. 383–387. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontsepty-i-tsennosti-soderzhanie-ponyatiy-yazykovaya-reprezentatsiya (дата обращения: 23.09.2024).
  19. Казаков А. А. Ценностная архитектоника произведений Ф. М. Достоевского. Томск: ТГУ. 2012. 254 с.
  20. Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А. Д. Дейкиной и ее научной школы): материалы междунар. научно-практ. конф., г. Москва, 22–23 марта 2019 г.: в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред.: А. Д. Дейкина; сост.: А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина, О. Е. Дроздова. М.: МПГУ, 2019. 312 с.
  21. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, Е. А. Бакланова, А. В. Болотнов, А. А. Васильева, А. В. Громова, С. М. Карпенко, И. В. Кочетова, А. В. Курьянович, О. В. Орлова, Н. Г. Петрова, И. Н. Тюкова, Т. Е. Яцуга; под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 492 с.
  22. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. М.: Флинта: Наука, 2009. 384 с.
  23. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. М., 1987. 140 с.
  24. Очень личное. Программа с Виктором Лошаком. 30.12.2023. URL: https://otr-online.ru/programmy/ochen-lichnoe-sviktorom-loshakom/vladimir-vasilev-74326.html (дата обращения: 23.09.2024).
  25. Болотнова Н. С. Гармонизация общения участников интервью в авторской телевизионной программе: коммуникативно-прагматический и регулятивный аспекты // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 1 (225). С. 86–94. doi: 10.23951/1609-624X-2023-1-86-94

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».