Тема Отечества в преподавании иностранного языка в высших учебных заведениях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В период угрозы национальному суверенитету страны осознание ценности Отечества через систему образования и воспитания послужит той мобилизационной силой, которая поможет нам противостоять вызовам настоящего времени. Однако многие преподаватели испытывают сложности в реализации задач патриотического воспитания в целом и в частности в формировании образа Отечества на занятиях по иностранному языку (ИЯ). Особые сложности в условиях ведения жесткой информационной войны испытывают преподаватели европейских ИЯ. Цель исследования состояла в переосмыслении традиционных подходов по организации патриотического воспитания на занятиях по ИЯ, ядром которого является формирование личности, которая дорожит своим Отечеством. Задачи исследования заключались в изучении отечественного опыта по формированию образа Родины на занятиях по ИЯ; в обосновании важности пересмотра устоявшихся форм работы в соответствии со сложившейся обстановкой и разработке новых подходов в реализации патриотического воспитания, отвечающих современным требованиям. На основе методов сопоставления, обобщения и анализа литературных данных, с опорой на результаты эмпирических исследований были разработаны основные направления работы по реализации поставленных задач. Материалом исследования выступают результаты практического опыта преподавания дисциплины «Иностранный язык» студентам языкового факультета. Формирование образа Отечества на занятиях по ИЯ должно опираться на следующие принципы: 1. Сохранение преемственности. 2. Создание целостного и яркого образа Отечества. 3. Создание позитивного образа страны. 4. Формирование умения критиковать конструктивно. 5. Побуждение к определению личной позиции студента как активного гражданина нашего общества. 6. Поощрение инициативности учащихся в решении насущных проблем страны. 7. Выявление наиболее значимых на сегодняшний день проблем, требующих активного участия молодежи, составляет основу принципа актуальности. Особую роль в этой работе играет личность преподавателя, который прививает потребность знать больше о своей стране; способствует формированию духовного опыта молодежи, служащего основой для развития чувства любви к Родине; формирует чувство причастности к общему делу; учит видеть пути реализации собственных возможностей для служения на благо Отечества. На современном этапе особенно важно осознать значимость формирования индивидуального алгоритма обретения образа Отечества у учащихся и умения не только представить его иноязычному собеседнику, но и аргументированно отстаивать его интересы.

Об авторах

Ольга Михайловна Козаренко

Российский университет дружбы народов (РУДН)

Email: kozarenko-om@rudn.ru
кандидат географических наук, доцент Москва, Россия

Список литературы

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р. С. 15. URL : http://government.ru/docs/18312/.
  2. Кожевников С. И. Патриотическое воспитание студентов вузов: на примере изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2005. С. 28.
  3. Соколова О. Л., Скопова Л. В. Воспитание патриотизма у студентов неязыкового вуза в процессе обучения профессионально ориентированному иностранному языку // Нижегородское образование. 2022. № 3. С. 32–41.
  4. Даль В. И. Толковый словарь живого великого русского языка. Современное написание: в 4 т. М.: АСТ, 2001. Т. 2. С. 1188.
  5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка: в 3 т. М.: Вече. Мир книги, 2001. Т. 2. С. 239.
  6. Смирнова Г. Е. Конкретно-речевое употребление понятия «отечество» в русском языке как фактор формирования национальной самоидентичности в России XVIII столетия // Культура и искусство. 2018. № 10. С. 10–15. doi: 10.7256/24540625.2018.10.27589
  7. Перевозникова А. К. Концепт «родина» как составляющая национального образа России в русской языковой картине мира // Концепт: философия, религия, культура. 2019. № 1. С. 54–61.
  8. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Прогресс, 1994. Т. 1. 1743 с.; Т. 2. 2030 с.; Т. 3. 1782 стб.; Т. 4. 1916 стб.
  9. Ларионова Д. Г. Национально-культурная специфика концептуализированной области «patria» и ее учет в обучении русскому языку американских студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. С. 25.
  10. Чикаева Т. А. Родина или Отечество: разграничение понятий // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2017. № 1. С. 90–97.
  11. Чикаева Т. А. Философские предпосылки успешного патриотического воспитания // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 1. С. 52–55. https://doi.org/10.18500/1819-7671- 2020-20-1-52-55
  12. Чикаева Т. А. Родина. Патриотизм (социально-философское исследование). М.: Издательство МХПИ, 2019. С. 129.
  13. Васичкина О. Н. К вопросу воспитания патриотизма на занятиях по иностранному языку // Архивариус. 2015. № 3 (3). С. 33–35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-vospitaniya-patriotizma-na-zanyatiyah-po-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 14.07.2023).
  14. Володина Д. В., Юрьева Ю. С. Формирование гражданско-патриотической личности при изучении дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 11-1. С. 150–146.
  15. Антонова М. В. Формирование патриотических ценностей у студентов ССУЗ в процессе обучения иностранному языку (на материале французского языка): автореф. дис. … канд. пед. наук. Пенза, 2007. С. 25.
  16. Ильинский И. М., Луков В. А. Московские студенты: трансформации ценностных ориентаций // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/moskovskie-studenty-transformatsii-tsennostnyh-orientatsiy (дата обращения: 18.02.2024).
  17. Сысоева Н. А. Воспитание патриотизма будущего учителя на занятиях по дисциплине «Иностранный язык» в педагогическом вузе // Известия ВГПУ. 2014. № 1 (86).
  18. Шахворостова Е. А. Диалог культур на уроках английского языка с использованием национально-регионального компонента // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2018. № 26. С. 145–149.
  19. Коннова З. И., Семенова Г. В. Развитие гражданственности и патриотизма у студентов вузов при обучении иностранному языку с применением ar-технологии // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2022. № 4.
  20. Большая российская энциклопедия. URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2324213 (дата обращения: 20.07.2023).
  21. Hirschsprung N., Tricot T., Leroux A. V., Pardo É., Mous N. Cosmopolite 4: Livre de l’élève // Hachette. 2019. P. 128.
  22. Козаренко О. М. Особенности восприятия Франции и России русскоязычными студентами // Иностранные языки в школе. 2021. № 9. С. 75–83.
  23. Смирнов В. А. Молодежная политика и воспитательная деятельность в российских университетах: этапы развития и ключевые противоречия // Высшее образование в России. 2023. № 5. С. 9–20. doi: 10.31992/0869-3617-2023-32-5-9-20
  24. Ильин И. А. Собрание сочинений: в 10 т. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. С. 400.
  25. Силкова К. А., Плешкова И. А. Патриотизм: ретроспектива оценки и восприятия // Вестник НГПУ. 2012. № 1. С. 84–93.
  26. Ильин И. А. Путь духовного обновления / сост., авт. предисл., отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011. 1216 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».