Вестник Томского государственного педагогического университета

Мы рады Вас приветствовать на сайте научного журнала Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin).

Научный журнал "Вестник ТГПУ" входит в "Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук" Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации

Журнал публикует научные материалы по следующим научным специальностям:

  • 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки),
  • 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования) (педагогические науки),
  • 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки),
  • 5.9.1. Русская литература и литературы народов Российской Федерации (филологические науки),
  • 5.9.2. Литературы народов мира (филологические науки),
  • 5.9.5. Русский язык. Языки народов России (филологические науки),
  • 5.9.6. Языки народов зарубежных стран (с указанием конкретного языка или группы языков) (филологические науки),
  • 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).

«Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin)» согласно Информационному письму Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ от 06.12.2022 г. № 02-1198 (по результатам проведенного анализа наукометрических показателей научных изданий) включен в категорию К 1.

Периодичность издания: 6 выпусков в год.

На сайте доступен АРХИВ журнала, который содержит аннотации статей, ключевые слова, информацию об авторах на русском и английском языках, а также полнотекстовые версии статей.

Учредитель научного периодического издания - ФГБОУ ВПО "Томский государственный педагогический университет".

Издание включено в подписной каталог «Пресса России» . Индекс 54235

Индексирование издания

  • Издание включено в базу данных "ULRICHSWEB"
  • Издание включено в базу данных "GOOGLE SCHOLAR"
  • Издание включено в базу данных "WORLDCAT"
  • Издание включено в базу данных "ERIHPLUS"

Информация о РИНЦ

Информация об опубликованных статьях регулярно передается в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Уважаемые читатели!

Целью издания журнала Вестник Томского государственного педагогического университета. (Tomsk State Pedagogical University Bulletin) («Вестник ТГПУ») является публикация результатов современных исследований в области педагогики, языкознания и литературоведения.

«Вестник ТГПУ» реализует задачи продвижения современных достижений и наработок в использовании инновационных технологий и разных форм образовательной деятельности в сферах гуманитарной деятельности, значительное внимание уделяется разноаспектному рассмотрению актуальных проблем литературоведения, русистики и сравнительного языкознания.

Тематические направления журнала:

  • в сфере педагогики: история педагогики и образования, педагогические и образовательные технологии, инклюзивное образование, сравнительное образование; педагогика профессионального образования, педагогика высшей школы;
  • в рамках языкознания: актуальные вопросы современной когнитивно-дискурсивной лингвистики, лингвокультурологии, медиалингвистики, теории и истории языка, коммуникативной стилистики текста; сопоставительные исследования в области языкознания;
  • в границах литературоведения: древнерусская литература, проблематика и поэтика русской литературы XIX–XXI вв.; русско-европейские литературные связи, актуальные вопросы региональной литературы.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Диагностика и инструменты оценки гибких компетенций студентов
Кондратьева И.Г.
Аннотация
Проблема исследования состоит в том, что формально результаты обучения (универсальные компетенции) прописаны в программах рабочих дисциплин и фондах оценочных средств, но в процессе обучения одной или нескольким отдельным дисциплинам в вузе сложно определить сформированность данных компетенций. Назрела объективная необходимость поиска эффективных средств оценки гибких компетенций в процессе обучения дисциплинам языкового цикла, что и определило цель исследования – обоснование выбора средств диагностики и оценки гибких компетенций бакалавров-лингвистов. Применены результаты обучения по Основной профессиональной образовательной программе (ОПОП), Учебного плана направления 45.03.02 Лингвистика, в которых закреплены универсальные компетенции обучаемых, позволяющие студенту адаптироваться к быстроменяющимся условиям сферы профессиональной деятельности. Выявлено, что описанные трудовые функции Профессионального стандарта «Специалист в области перевода» раскрывают некоторые аспекты профессиональной деятельности, которые можно соотнести не только со сферой переводоведения, но и с любой другой. Представлены результаты исследования в области подготовки лингвистов профессорско-преподавательского состава Высшей школы иностранных языков и перевода (ВШИЯиП) Казанского федерального университета. Это позволило выделить востребованные гибкие компетенции на основе анализа запросов рынка труда и мнений экспертов в этой области: достижение целей и саморазвитие, самопрезентация и этикет, эффективная коммуникация, управление временем и самоорганизация, критическое и системное мышление, межличностное и межкультурное взаимодействие/командная работа, лидерство, принятие решений и ответственность, творчество и мотивация, управление стрессом. Приведены результаты опроса студентов и преподавателей Высшей школы по выявлению и определению важности тех или иных гибких компетенций для достижения успеха в профессиональной (переводческой или преподавательской) деятельности.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):7-14
pages 7-14 views
Профессиональная идентичность личности в условиях индустриализации 2,0 в Российской Федерации: педагогические аспекты и инновационные методологические подходы
Пьянкова Л.А.
Аннотация
Переход к индустриализации 2,0 – современному технологическому укладу в условиях острого дефицита кадров, низкого уровня их квалификации, отрицательной конкуренции меняет парадигму занятости и актуализирует профессиональную идентичность личности с ориентацией на высокотехнологические сферы, прежде всего индустриального производства, поддерживаемого искусственным интеллектом, цифровизацией и автоматизацией. В этих условиях повышается запрос на новую номенклатуру и содержание компетенций, что представляет ориентиры методологической инновации и определяет исходные принципы такой работы – системность, индивидуальный подход, геймификация, проектирование образовательного и профессионального маршрута оптанта. На примере Сибирского государственного индустриального университета (СибГИУ) показаны возможности системы профессионального ориентирования. Анализ, синтез и обобщение теоретических исследований в области профессионального определения и ориентирования, Доктрины индустрии, Единой модели профессиональной ориентации населения, ведущие положения антропологического и конвергентного подходов позволили сформулировать противоречия между современным состоянием рынка труда и возможностями образования осуществлять воспроизводство кадров необходимой квалификации и номенклатуры. Выявлены институциональные возможности для преодоления аксиологической неоднородности представителей индивидуалистической и коллективистской России в управлении сотрудниками, сформированы принципы человеконцентрического социума, представляющего акмеологический и цивилизационный поворот в общественном сознании, который может быть реализован на основе ментальной концепции профессионального ориентирования на допрофессиональном, профессиональном и послепрофессиональном уровнях. Выявлен актуальный механизм профессионального определения, релевантный запросам рынка труда и представляющий договор между гражданами и государством как взаимные обязательства в отношении занятости и удовлетворения иерархии потребностей личности. Определено содержательное наполнение процессов профессиональной идентификации, имманентно представляющей количественную и качественную трансформацию личности как переход из социальности в профессиональность и в измененном виде вновь в социальность. Указаны целевые ориентиры на индивидуальном и общественном уровне, представляющие кластеры задач, имплементированные в стратегемы социально-экономического развития страны, сущностно являющиеся цивилизационным поворотом в ментальности. Определены исходные основания ментальной концептуализации.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):15-24
pages 15-24 views
Образ современного учителя и школьника глазами первокурсников – будущих педагогов: результаты эмпирического исследования
Коршунова О.В.
Аннотация
Изменяющиеся условия жизнедеятельности школы и образовательных систем требуют изменения типа учителя, его личностно-профессиональных характеристик. Поколение обучающихся также меняет свои параметры. Поэтому цель данного исследования ‒ представление педагогическому сообществу результатов применения проективной методики для создания образа современного школьного педагога и обучающегося общего образования. Научная новизна эксперимента состоит в формировании образа школьного учителя на основе эмпирических данных от обучающихся с учетом их индивидуально-личностных особенностей, в частности модальности вывода информации. В результате исследования выявлено, что: образ современного учителя представляется следующими характеристиками: креативный, умный, терпеливый, ответственный, соблюдающий нормы педагогической этики (тактичный), понимающий своих учеников человек; образ современного ученика складывается из следующих параметров: любознательный, активный, креативный и творческий, владеющий IT-технологиями, внимательный, при этом зависимый от гаджетов, хитрый, ленивый, но саморазвивающийся, старательный, трудолюбивый, ответственный, коммуницирующий и независимый в поведении представитель Z-поколения. Основным инструментом сбора эмпирической базы данных является проективная методика «Пишу/Рисую»; использованы методы качественной обработки данных, ранжирование, построение графических объектов, анализ, синтез, моделирование образов учителя и ученика, интерпретационный метод. Теоретическая значимость исследования заключается в подтверждении/отрицании некоторых характерных черт современного учителя и обучающегося уровня среднего общего образования, выявлении трансформации представлений о главных и приоритетных характеристиках педагога и школьника, что может служить некоторой фактологической основой для подтверждения/уточнения теории поколений. Практическая значимость определяется созданием образов учителя и ученика, которые могут быть приняты за некоторые ориентиры в становлении личностных качеств данных субъектов. Полученные факты могут быть учтены при выстраивании стратегий обучения студентов в вузе, а также при реализации программ дополнительного профессионального образования для дипломированных педагогов.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):25-35
pages 25-35 views
История становления и значение спортивно-гимнастических обществ Германии в патриотическом воспитании молодежи
Болдырев И.И., Стеблецов Е.А.
Аннотация
Изучение накопленного опыта функционирования национальных систем физического воспитания в контексте их патриотического значения для воспитания молодежи, анализ ошибок и наиболее эффективных практик организации спортивно-патриотического воспитания являются ключевым фактором в процессе решения задач, поставленных Президентом страны и Правительством. Актуальность исследования подчеркивается в ряде государственных документов и отражает объективный запрос государства на перестройку имеющейся системы патриотического воспитания молодежи. Рассматривается история становления спортивно-гимнастических обществ Германии в XIX – начале XX в., определены немецкие педагоги, стоящие у истоков использования физкультурно-спортивной деятельности в целях патриотического воспитания молодежи. Целью исследования является ретроспективный анализ становления спортивно-гимнастических обществ Германии и их роль в патриотическом воспитании немецкой молодежи в XIX – начале XX в. В процессе исследования были использованы теоретические методы: анализ и синтез, обобщение, абстрагирование. В качестве основных материалов исследования выступили оцифрованные труды создателей немецкой гимнастической системы, труды основоположников отечественной истории физической культуры, научные публикации, рассматривающие особенности милитаризации подрастающего поколения в Германии в конце XIX – начале XX в. В качестве результатов исследования было выделено четыре этапа в истории спортивно-гимнастических обществ Германии XIX–XX вв. и их функций в патриотическом воспитании молодежи: период зарождения гимнастических школ, связанный с деятельностью Фита и Гутс-Мутса, внедрений гимнастической подготовки в общеобразовательных организациях, предпосылки использования воспитательной функции физической культуры; период укрепления, связанный с деятельностью Ф. Яна, развитием гимнастического движения и прочной взаимосвязью между физической подготовкой и патриотическим воспитанием; период борьбы, связанный с насаждением государственного контроля в вопросах националистического воспитания немецкой молодежи и ответной реакцией общества, в виде организаций «Перелетных птиц»; период национализации, полного подчинения государству спортивно-гимнастических обществ, осуществление с их помощью идеологической обработки населения.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):36-42
pages 36-42 views

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Логико-содержательные линии между физикой и математикой как основа профессиональной подготовки учителей в современном педагогическом вузе
Богомаз И.В., Тесленко В.И.
Аннотация
Рассматривается проблема формирования у современного учителя математики и физики профессиональных компетенций, относящихся к прикладным и функциональным аспектам соответствующих дисциплин. Приводятся обоснования необходимости учета взаимосвязи между математикой и физикой. Выделяя логико-содержательные линии межпредметных связей между физикой и математикой, предлагается решать и методические задачи, которые проиллюстрированы на примере рассмотрения таких понятий, как «функция» и «движение». В соответствии с теоретическим анализом логико-содержательных межпредметных линий между математикой и физикой обосновывается необходимость согласованного формирования математических и физических понятий в процессе обучения студентов в соответствии со специально разработанными организационно-методическими условиями, а также представляется разработанная программная модель по механике и уровни ее реализации в практике обучения студентов педагогического вуза. При этом логико-содержательные межпредметные линии определяются прежде всего наличием общих фундаментальных и прикладных областей. Разработка логико-содержательных линий межпредметных связей математики и физики осуществлялась на основе методологии системного обзора, который позволяет исключить субъективный подход при интерпретации данных по взаимосвязи математики и физики, выявить тенденции развития исследуемой проблемы и определить ее значимые теоретические и прикладные аспекты. Данная методология предполагает использование совокупности взаимодополняющих методов: качественного и количественного анализа с целью выявления взаимосвязи программного содержания математики и физики; системного анализа с целью определения структурно-функциональных элементов при описании взаимосвязи математики и физики; аналитической группировки программного учебного материала и качественных и количественных характеристик разделов математики и физики. Реализация дизайна логико-содержательных линий межпредметных связей математики и физики осуществлялась на базе логического подхода. На первом этапе на основе практики обучения студентов педагогического вуза был сформулирован доказательный подход к исследуемой проблеме. Отбор программного материала осуществлялся на основе специальной модели, для реализации которой разрабатывались логико-содержательные линии межпредметных связей математики и физики. Системно-структурный подход позволил разработать уровни реализации программной модели и систему индивидуальных расчетно-графических заданий для подготовки будущих учителей в современном педагогическом вузе.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):43-53
pages 43-53 views
Развитие музыкального мышления с помощью мультимедийных лекций: результаты исследования
Коновалов А.А., Кобелева И.Ю.
Аннотация
Современный рынок труда требует от выпускников профессиональных образовательных учреждений наличия определенных компетенций в области своей специализации. Развитие музыкального мышления, включающего в себя целый комплекс профессиональных компетенций в области музыкального искусства, в том числе сферы музыкально-компьютерных технологий, становится приоритетной целью в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов. Музыкальное мышление как вид специфического мышления педагога-музыканта позволяет оперативно решать различные профессиональные задачи, понимать музыкальные процессы. Педагог с высоким уровнем развитости музыкального мышления способен адаптировать методы обучения под индивидуальные особенности обучающихся, своевременно определять и реагировать на их потребности и возможности в процессе учебной музыкальной деятельности, наполнять образовательный процесс творческим содержанием, тем самым вызывая интерес и поддерживая высокий уровень мотивации обучающихся к освоению образовательной программы, способствуя дальнейшей профессиональной самореализации. Очевидна потребность во внедрении инновационных методов обучения, способствующих эффективному и доступному получению необходимого образовательного материала в процессе обучения. В связи с тем что музыкальное мышление имеет множество проявлений, способы активизации, а также оценка уровня его развитости у студентов создают проблемную ситуацию в процессе обучения. В качестве одного из таких методов в исследовании будет рассматриваться применение мультимедийных лекций, направленных на развитие музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов, так как именно данная способность объединяет сразу несколько компетентностных характеристик специалиста в области музыкально-компьютерных технологий. В этой связи одним из первых будет представлен опыт применения в профессиональном музыкальном образовании мультимедийных лекций для развития музыкального мышления студентов, а также результаты, подтверждающие эффективность данной цифровой дидактической технологии. В рамках исследования определены критерии и показатели наличия музыкального мышления у будущих педагогов-музыкантов. Проведена оценка уровня развитости музыкального мышления у студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (n = 28). Представлены результаты исследования эффективности применения мультимедийной лекции в процессе подготовки будущих педагогов-музыкантов.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):54-63
pages 54-63 views
Тьюторское сопровождение разных групп начинающих педагогов при реализации проекта «Профессионалитет» в учреждениях среднего профессионального образования
Дмитриева И.А., Шаляпина С.В.
Аннотация
Актуальность данного исследования определяется необходимостью осмысления проблемы восполнения выявленных дефицитов профессиональной деятельности у начинающих педагогов учреждений среднего профессионального образования (СПО) в условиях тьюторского сопровождения, обеспечивающих выполнение требований федерального проекта «Профессионалитет». Цель – рассмотреть содержание компонентов профессионального развития начинающих педагогов учреждений СПО и формирования в условиях реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» посредством технологии тьюторского сопровождения. Методология исследования строится на анализе концепции новой образовательной технологии «Профессионалитет», основание которой представлено деятельностным подходом, обеспечивающим формирование высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям соответствующей отрасли производства. Применены следующие методы исследования: анализ затруднений профессиональной деятельности начинающих педагогов на основе наблюдения, метод экспертных оценок, диагностическая беседа, анкетирование. Предлагаются следующие компоненты профессионального развития начинающего педагога: мотивационноценностный, рефлексивно-оценочный, методический и компонент развивающего взаимодействия педагога и обучающихся. Содержание данных компонентов рассматривается с опорой на компетенции, необходимые для выполнения профессиональной педагогической деятельности: предметные, коммуникативные, методические, психолого-педагогические. Их наполнение сопряжено с выполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов СПО и новой образовательной технологии «Профессионалитет». Формирование компонентов профессионального развития происходит в процессе тьюторского сопровождения разных категорий начинающих педагогов: специалистов различных производственных отраслей, молодых специалистов с педагогическим образованием и без него. Описаны профессиональные дефициты разных групп начинающих педагогов и формы их тьюторского сопровождения. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью восполнения дефицитов профессиональной деятельности неоднородных групп начинающих педагогов учреждений СПО посредством тьюторского сопровождения их профессионального развития. Представленные результаты раскрывают возможности тьюторского сопровождения как механизма, обеспечивающего не только переход педагогов на качественно более высокий уровень профессионального развития, но и как общий технологический инструментарий новой образовательной технологии «Профессионалитет».
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):64-76
pages 64-76 views
Анализ проблемы недостаточной обучаемости английскому языку
Хамитова А.О.
Аннотация
В современном образовательном процессе проблема недостаточной обучаемости при изучении иностранных языков, особенно английского, становится все более актуальной. Несмотря на значительное количество исследований в области педагогики и психологии, комплексное понимание причин и механизмов, приводящих к затруднениям в освоении второго языка, до сих пор требует детального изучения. Студенты высших технических учебных заведений часто сталкиваются с трудностями в изучении английского языка, что существенно ограничивает их профессиональные и академические перспективы. Эти трудности могут быть обусловлены различными факторами, такими как когнитивные особенности, межполушарное взаимодействие, культурные различия, недостаток мотивации и времени, а также влияние традиционных образовательных методик, которые не всегда учитывают индивидуальные потребности учащихся. Латерализация языковой функции у взрослых оказывает существенное влияние на процессы восприятия и обработки языковой информации. Изменения в биоэлектрической активности мозга студентов в процессе обучения иностранным языкам отражают разделение активности полушарий. Культурные барьеры, разница в стилях обучения и восприятие социальных взаимодействий между культурами выступают в качестве глубинных аспектов, оказывающих влияние на успешное обучение. Отсутствие целостного подхода к выявлению и устранению причин недостаточной обучаемости ведет к снижению качества образования, потере интереса к изучению языка и, как следствие, к ограничению возможностей студентов в профессиональной сфере. В условиях глобализации и увеличивающейся роли английского языка в международном профессиональном общении решение этой проблемы становится критически важным. Настоящее исследование направлено на выявление ключевых факторов, влияющих на недостаточную обучаемость, и разработку рекомендаций по адаптации образовательных программ, что позволит повысить успешность студентов в изучении английского языка и укрепить их конкурентоспособность на международной арене.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):77-84
pages 77-84 views
Педагогическая система адаптивной физической культуры в профессиональной деятельности военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья
Образцов М.С.
Аннотация
Детально исследуются вопросы разработки и научного обоснования военно-педагогической системы адаптивной физической культуры, ориентированной на реабилитацию, профессиональную подготовку и эффективную интеграцию военнослужащих с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в профессиональную деятельность в составе Вооруженных Сил Российской Федерации. В условиях современных вызовов и требований, предъявляемых к системе обороны и безопасности, акцент сделан на необходимость модернизации профессионального образования, повышения квалификации кадров и совершенствования подготовки специалистов, работающих с военнослужащими с ОВЗ. Исследование включает всесторонний анализ научно-теоретических основ и практических подходов к построению педагогических систем, что позволяет учитывать специфику военной службы и особые потребности военнослужащих с ОВЗ. Особое внимание уделено интеграции инновационных технологий, таких как системы мониторинга функционального состояния, виртуальные тренажеры, цифровые платформы и программное обеспечение, способствующее адаптации и развитию военнослужащих с ограниченными возможностями. Важным элементом разработки является учет нормативно-правовых требований и внедрение индивидуализированных методов подготовки, соответствующих современным образовательным стандартам и международным рекомендациям. Основной целью исследования является формирование комплексной педагогической системы, направленной на повышение физической, психологической и профессиональной готовности военнослужащих с ОВЗ к выполнению поставленных служебных задач, включая их успешную интеграцию в коллективы воинских подразделений. Анализ выявленных противоречий в теории и практике позволил определить ключевые проблемы, связанные с необходимостью интеграции реабилитационных и образовательных компонентов, а также разработать персонализированные траектории профессионального роста. Предлагаемые методологические подходы основаны на принципах системности, личностной ориентации, инновационного развития и аксиологического обоснования. Применение данных принципов способствует созданию многофункциональной педагогической системы, которая гармонично объединяет цели боевой подготовки и реабилитации, адаптируя военнослужащих с ОВЗ к выполнению служебных обязанностей, что в свою очередь обеспечивает повышение уровня боеспособности ВС РФ.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):85-93
pages 85-93 views

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Учебный проект и учебное исследование: типичные ошибки и их анализ
Ядровская Е.Р., Кочетова Е.В.
Аннотация
Представлено одно из ключевых направлений современного образования – проектная и исследовательская деятельность школьников. Отмечается, что в современной педагогике исследовательская работа определяется и как метод познания, и как уровень освоения учебного материала учащимися. Как следствие – изменение места и роли проектно-исследовательской деятельности в системе российского образования от элемента внеурочной деятельности к неотъемлемому компоненту учебного процесса. В связи с этим обращено внимание на немалый опыт, накопленный школами, различного типа образовательными организациями в вопросах разработки и реализации проектной и исследовательской деятельности. Он требует осмысления и анализа. Предпринята попытка дать взвешенную оценку имеющегося опыта исследовательской и проектной деятельности. Прежде всего уделено внимание причинам актуализации проектно-исследовательской деятельности в российском образовании и обилию работ, посвященных различным аспектам проектно-исследовательской деятельности школьников на разных этапах образования (от начального этапа школьного образования к старшей школе). Вместе с тем определен ряд важнейших работ, которые оказали наибольшее влияние на решение проблем постановки проектно-исследовательской деятельности учащихся. Центром внимания стали типичные ошибки, которые допускают учащиеся при выполнении исследовательских и проектных работ. На основе анализа 437 работ учащихся из разных регионов России представлен разбор типичных ошибок, дана классификация и выявлены их причины. В процессе анализа обращено внимание на разработанные авторские критерии оценки исследовательских и проектных работ. Предложенная классификация ошибок отражает ключевые дефициты в постановке и реализации проектной и исследовательской деятельности. Выявленные типичные ошибки, которые допускаются не только учащимися, но и педагогами как руководителями работ, – это возможность выявления дефицитов самой системы образования. Представленная классификация ошибок может помочь выстроить систему работы как с учащимися, так и с учителями по устранению наиболее типичных ошибок.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):94-104
pages 94-104 views
Использование технологий искусственного интеллекта в преподавании иностранных языков в высшей школе
Крылова Е.А.
Аннотация
Рассматриваются технологии искусственного интеллекта, обладающие широкими возможностями для активизации различных аспектов иноязычного образовательного процесса, а также для оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка в высшей школе. Целью исследования является изучение дидактического потенциала, преимуществ, а также ограничений технологий искусственного интеллекта в рамках преподавания дисциплины «Иностранный язык» в высшей школе. Применялись методы теоретического анализа, включая обзор и изучение научно-методической литературы, а также интернет-материалов, связанных с исследуемой проблематикой. Кроме того, осуществлялась рефлексия педагогической деятельности автора исследования и использовался метод анкетирования. Выделены дидактические возможности технологий искусственного интеллекта в рамках обучения иностранному языку: создание персонализированных образовательных траекторий, обеспечение интерактивности учебно-образовательного процесса, фасилитация самостоятельной работы студентов, автоматизация контрольно-оценивающих процедур, повышение вовлеченности в учебный процесс. Описан опыт применения ряда платформ (платформы для генерации изображений, чат-боты, специализированные платформы для преподавателей иностранного языка), построенных на основе искусственного интеллекта, с помощью которых реализуется вышеописанный дидактический потенциал. Проведено анкетирование среди преподавателей Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого с целью изучения их отношения и готовности к внедрению технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. Использование инструментов и приложений на базе искусственного интеллекта в иноязычном образовании обеспечивает интерактивность учебного процесса, повышает вовлеченность студентов, автоматизирует работу преподавателя иностранного языка. При этом подчеркивается, что необходимо совершенствовать цифровые компетенции профессорско-преподавательского состава для обеспечения системной интеграции искусственного интеллекта в образовательную практику.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):105-115
pages 105-115 views
Классификация источников информации по характеру ее предъявления с позиций обучения математике
Мельников Ю.Б., Суетин А.А.
Аннотация
Математическая деятельность – это обмен информацией и ее обработка. Обычно основное внимание уделяется обучению обработке информации. Например, мы выделяем обработку информации на уровне типовых алгоритмов, типовых стратегий деятельности, методологии. Но работа с информацией начинается с ее предъявления, которое характеризуется используемым языком, темпом и стилем передачи информации и т. д. Но влияние уровня фиксации порядка предъявления единиц информации изучено недостаточно. Цель состоит в изучении различных моделей предъявления единиц информации и их влиянии на процесс обучения математике. Построены и изучены разные модели представления и первичного восприятия информационных единиц и создана аксиоматическая теория, которая помогла систематизировать и изучить влияние различных подходов к представлению информации на обучение математике. Представлен новый подход к изучению влияния порядка предъявления информации на обучение математике. Это имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку результаты исследования могут быть использованы для разработки более эффективных методов обучения математике, а также для улучшения образовательных программ. Выявлены три варианта предъявления и первичного восприятия информационных единиц: последовательное предъявление (примером является устная речь), единовременное предъявление всех единиц информации с фиксированным приоритетным порядком их анализа (например, текстовое сообщение), единовременное предъявление информации с произвольным порядком анализа информационных единиц (например, чертеж, график, таблица). Это важно для повышения эффективности обучения математике, в частности развития у обучающихся мыслительных операций анализа и синтеза. Сделан вывод о важности учета порядка предъявления информации при разработке образовательных программ и методик обучения математике. Это позволяет повысить эффективность образовательного процесса.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):116-124
pages 116-124 views
Модель развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений
Москалева Л.Ю.
Аннотация
Исследуется проблема моделирования процесса развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве. Цель анализа заключается в разработке и презентации концептуальной модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений с учетом особенностей моделирования в системе высшего образования. В исследовании использованы системный, информационный, аксиологический, деятельностный, процессный, когнитивный, культурологический, нейро-сетевой подходы. Обобщены философские, социологические, педагогические и психологические теоретические идеи согласно объекту исследования. Для решения исследовательской задачи были использованы методы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, индукции, дедукции, анализа схематических представлений моделей в образовании, моделирование. На основе анализа научных исследований показано, что процесс развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве на данном этапе развития высшей школы практически не исследован, хотя является важной психолого-педагогической и социальной проблемой. С учетом инновационных тенденций в высшем образовании определены цели моделирования − согласование экспертных данных и фиксация внутренних представлений об объекте исследования, на который воздействует поток информации, раскрываемый через изменяющееся культурно-образовательное пространство. Важно, что благодаря данным целям будет представлено измеряемое и измеренное поведение личности. Высказано предположение, что уровень готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве качественно улучшится вследствие внедрения психолого-педагогических условий (развитие мотивации студентов к накоплению фонда знаний о стратегических решениях для профессиональной и личной сфер жизни, использование воспитательных воздействий, направленных на гармонизацию личности в достижении успешности, накопление первоначального опыта принятия стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве). Практическое применение данной модели для студентов-бакалавров психолого-педагогического образования возможно в центрах личностного развития, организации воспитательной работы университетов. Обобщено содержание модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве с учетом особенностей ее формализованного описания. Модель представлена в схематическом виде.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):125-134
pages 125-134 views
Организационные формы и содержательная специфика изучения русского языка в Исламской Республике Иран
Устинов А.Ю.
Аннотация
Анализируется современное состояние и существующие прогрессивные тенденции развития системы обучения русскому языку в Исламской Республике Иран. Обращение к данной теме определяется необходимостью всестороннего анализа потребностей Ирана в изучении русского языка и в получении молодежью образования на русском языке. Цель исследования – проанализировать современное состояние изучения русского языка, условия для дальнейшего его продвижения и на этой основе предложить методику изучения начального курса русского языка (содержательный и методический контент) в рамках общеразвивающей программы «Начинаем изучать русский язык». Использовались следующие методы исследования: анализ и синтез научных источников по проблеме исследования для определения его исходных положений; систематизация данных для анализа и разработки организационных и содержательных условий изучения русского языка в учебных учреждениях Ирана; прямое наблюдение; сбор информации путем целенаправленного восприятия и регистрации организационных форм изучения русского языка; анализ и обобщение педагогического опыта преподавателей Центра открытого образования в г. Тегеран. Материалом для исследования послужили аналитические отчеты по результатам проведенных мероприятий в Иране, а также опыт обучения русскому языку в рамках общеразвивающей программы «Начинаем изучать русский язык». Проведенный анализ изучения русского языка в Иране показал, что наиболее востребованными организационными формами являются курсовой и вузовский форматы. В системе школьного образования изучение русского языка еще не получило официального статуса, однако благодаря взаимодействию и совместным усилиям русистов Ирана и России в этом направлении ведется подготовительная работа, в частности, школьникам, интересующимся русским языком, предлагаются факультативные дисциплины и общеразвивающие программы. Представляется перспективным продолжение изучения практики преподавания русского языка в Центре открытого образования в г. Тегеран и трансляция этого опыта в образовательные организации Исламской Республики Иран.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):135-143
pages 135-143 views
Методический конструктор как средство организации профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка (в части формирования методической компетенции)
Рассада С.А., Фрезе О.В.
Аннотация
Рассматриваются возможности применения методического конструктора в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка в вузе. Делается обзор существующих определений понятия «профессиональная компетентность», раскрывается его структура, выделяются три основных компонента: лингвистический, педагогический и методический. Методическая компетенция понимается как способность эффективного планирования, организации и реализации образовательного процесса, включает в себя умение учителя выбирать и применять различные подходы и методы обучения, а также оценивать и корректировать свою деятельность с учетом целей и потребностей обучающихся. Делается попытка применить такой инструмент, как методический конструктор, для организации работы по формированию методической компетенции студентов-бакалавров. Именно методический конструктор как система, предназначенная для создания и организации образовательных материалов, учебных программ, позволяет планировать и моделировать учебный процесс по формированию методической компетенции и приблизить его к потребностям реальной профессиональной деятельности будущих учителей. Предлагаемый методический конструктор включает два блока: аудиторной и внеаудиторной деятельности. Первый блок содержит следующие компоненты: интерактивные лекции; семинарские занятия; проектную практику; производственную практику и научно-исследовательскую работу. Блок методического конструктора, связанный с внеаудиторной деятельностью студентов, включает в себя: участие студентов в методических конкурсах; участие в межвузовских и всероссийских олимпиадах по педагогике и теории обучения иностранным языкам (ИЯ); участие в студенческих научно-практических конференциях. При реализации всех блоков методического конструктора рекомендуется применять интерактивные и цифровые ресурсы для того, чтобы обучение носило активный деятельностный характер. Приводятся примеры использования различных цифровых материалов на лекциях и семинарах по дисциплине «Методика преподавания ИЯ»; описан проект, выполненный второкурсниками в рамках проектной практики; кратко охарактеризован всероссийский конкурс видеоуроков по методике преподавания ИЯ; проанализированы результаты всероссийской студенческой научно-практической конференции «Новые технологии в обучении иностранным языкам», которая ежегодно проводится преподавателями кафедры теории и методики обучения ИЯ ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Делается вывод, что методический конструктор позволяет преподавателям комплексно и гибко подходить к реализации всех требований, предъявляемых к профессиональному стандарту будущего учителя иностранного языка.
Вестник Томского государственного педагогического университета. 2025;(2):144-152
pages 144-152 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».