Тьюторское сопровождение разных групп начинающих педагогов при реализации проекта «Профессионалитет» в учреждениях среднего профессионального образования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность данного исследования определяется необходимостью осмысления проблемы восполнения выявленных дефицитов профессиональной деятельности у начинающих педагогов учреждений среднего профессионального образования (СПО) в условиях тьюторского сопровождения, обеспечивающих выполнение требований федерального проекта «Профессионалитет». Цель – рассмотреть содержание компонентов профессионального развития начинающих педагогов учреждений СПО и формирования в условиях реализации новой образовательной технологии «Профессионалитет» посредством технологии тьюторского сопровождения. Методология исследования строится на анализе концепции новой образовательной технологии «Профессионалитет», основание которой представлено деятельностным подходом, обеспечивающим формирование высококвалифицированного специалиста, отвечающего требованиям соответствующей отрасли производства. Применены следующие методы исследования: анализ затруднений профессиональной деятельности начинающих педагогов на основе наблюдения, метод экспертных оценок, диагностическая беседа, анкетирование. Предлагаются следующие компоненты профессионального развития начинающего педагога: мотивационноценностный, рефлексивно-оценочный, методический и компонент развивающего взаимодействия педагога и обучающихся. Содержание данных компонентов рассматривается с опорой на компетенции, необходимые для выполнения профессиональной педагогической деятельности: предметные, коммуникативные, методические, психолого-педагогические. Их наполнение сопряжено с выполнением требований федеральных государственных образовательных стандартов СПО и новой образовательной технологии «Профессионалитет». Формирование компонентов профессионального развития происходит в процессе тьюторского сопровождения разных категорий начинающих педагогов: специалистов различных производственных отраслей, молодых специалистов с педагогическим образованием и без него. Описаны профессиональные дефициты разных групп начинающих педагогов и формы их тьюторского сопровождения. Практическая значимость настоящего исследования связана с возможностью восполнения дефицитов профессиональной деятельности неоднородных групп начинающих педагогов учреждений СПО посредством тьюторского сопровождения их профессионального развития. Представленные результаты раскрывают возможности тьюторского сопровождения как механизма, обеспечивающего не только переход педагогов на качественно более высокий уровень профессионального развития, но и как общий технологический инструментарий новой образовательной технологии «Профессионалитет».

Об авторах

Ирина Анатольевна Дмитриева

Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства

Email: dia.zima@list.ru
почетный работник спо Кемерово, Россия

Светлана Васильевна Шаляпина

Томский государственный педагогический университет

Email: ocz@tspu.ru
Томск, Россия

Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2022 г. № 4 «Об утверждении Правил предоставления грантов в форме субсидий из федерального бюджета на оказание государственной поддержки развития образовательно-производственных центров (кластеров) на основе интеграции образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, и организаций, действующих в реальном секторе экономики, а также образовательных кластеров среднего профессионального образования в рамках федерального проекта “Профессионалитет” государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” (с изменениями и дополнениями)» // ГАРАНТ. URL: https://base.garant.ru/403413347/#friends (дата обращения: 03.09.2024).
  2. Новая образовательная технология «Профессионалитет»: сб. метод. материалов. М.: ФГБОУ ДПО ИРПО, 2023. 312 с.
  3. Дмитриева И.А. Оценка уровня профессионального развития начинающего педагога среднего профессионального образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2023. № 4. С. 141–149.
  4. Дмитриева И.А. Условия индивидуализации сопровождения профессионального развития молодого и начинающего педагога СПО // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Семейные традиции: вызовы и перспективы: материалы XXII Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 24–25 апреля 2024 г.). Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2024. C. 412.
  5. Дмитриева И.А. Тьюторское сопровождение профессионального развития молодого педагога как современная технология наставничества: сб. материалов международного научно-образовательного форума «Современный учитель – взгляд в будущее». Ч. 3. Екатеринбург, 2022. С. 143–147.
  6. Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству. Ч. 1. Феноменология образовательных инноваций. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. 484 с.
  7. Каитов А.П. Формирование позитивной профессиональной мотивации будущих педагогов в условиях индивидуализации профессиональной подготовки на уровне бакалавриата // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2024. Вып. 3 (55). С. 25–34.
  8. Профессиональное развитие // Большая психологическая энциклопедия. URL: https://clck.ru/3FLKuV (дата обращения: 03.09.2024).
  9. Распоряжение Минпросвещения России от 27.08.2021 № Р-201 «Об утверждении методических рекомендаций по порядку и формам диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников и управленческих кадров образовательных организаций с возможностью получения индивидуального плана» // СПС «КонсультантПлюс. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-27082021-n-r-201/ (дата обращения: 03.09.2024).
  10. Студянникова М.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского комплекса: автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2006. 22 с.
  11. Полякова В.А. Формирование готовности педагога к диалоговому взаимодействию в сетевых профессиональных сообществах // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 6. С. 28–35.
  12. Поздеева С.И. Совместная деятельность и открытая профессионализация педагога как концептуальные основы наставничества // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2019. № 6 (28). С. 91–96.
  13. Щедровицкий Г.П. Рефлексия: избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. С. 485–495.
  14. Дмитриева И.А. Становление субъектной позиции молодого и начинающего педагога учреждения среднего профессионального образования в процессе тьюторского сопровождения // Субъектность в образовании, профессиональной деятельности и научном исследовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Томск, 25–27 апреля 2024 г.). Томск: Изд-во ТГПУ, 2024. С. 44–49.
  15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://clck.ru/3FLL5h (дата обращения: 03.09.2024).
  16. Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания и исследовательской деятельности педагогов школы. Томск, 1994. 41 с.
  17. Прозументова Г.Н. Образовательные инновации: феномен «личного присутствия» и потенциал управления (опыт гуманитарного исследования). 2-е изд. Томск: ТГУ, 2016. 412 с.
  18. Щенников С.А., Теслинов А.Г., Чернявская А.Г. и др. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Дрофа, 2006. 591 с.
  19. Поздеева С.И., Дмитриева И.А. Подготовка педагога среднего профессионального образования к осуществлению тьюторской деятельности // Казанский педагогический журнал. 2023. Т. 29, № 4. С. 47–64.
  20. Никитина Л.А., Лебедева К.С., Рыбина О.Е. Деятельностные игры в профессиональной подготовке – ресурс формирования образовательной самостоятельности будущих педагогов // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2023. Вып. 2 (226). С. 86–94.
  21. Ливенцова Е.Ю., Румянцева Т.Б. Метод решения ситуационных задач в практике формирования универсальных компетенций студентов технического профиля // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 5 (235). С. 58–66.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».