СПЕЦИФИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ РАЗНОГО ТИПА

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Современные исследования показывают, что число детей, испытывающих эмоциональный дискомфорт (повышенная тревожность, страхи, поведенческие нарушения), возрастает с началом обучения в школе. Однако проблема состояния эмоционального здоровья обучающихся в образовательных организациях разного типа недостаточно изучена. Цель: выявление особенностей эмоционального здоровья первоклассников в условиях современных образовательных организаций разного типа. Методы: Обследованы 96 первоклассников, разделенных на две группы в зависимости от типа образовательной организации: общеобразовательная школа и школа-интернат. В качестве психодиагностического инструментария задействованы методики: «Самочувствие. Активность. Настроение»; диагностика уровня школьной тревожности Б. Филлипса; исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений Рене Жиля; «Страхи в домиках»; «Лесенка»; «Домики»; «Изучение учебной мотивации»; опросник субъективного благополучия Т. В. Архиреевой. Математическая обработка данных при сравнении двух независимых выборок проводилась с использованием непараметрического U-критерия Манна - Уитни. Для выявления наиболее значимых характеристик эмоционального здоровья первоклассников проводился факторный анализ методом факторизации главных осей с применением варимаксимального нормализованного вращения. Результаты: Первоклассники из школы-интерната отличаются высоким уровнем активности (p = 0,004), хорошего самочувствия (p = 0,005), удовлетворенности отношениями (p = 0,019), субъективного благополучия (p = 0,015), учебной мотивации (p = 0,014). В зону риска у этой группы детей вошли следующие характеристики эмоционального здоровья: управление жизнью (p = 0,001), отношение к учителю (p = 0,022), общительность (p = 0,000). Первоклассники из общеобразовательной школы характеризуются высоким уровнем общительности (p = 0,000), управления жизнью (p = 0,001), эмоционально теплого отношения к учителю (p = 0,022). Проблемными сферами у них определились: напряжение во время пребывания в школе (p = 0,013) и при выполнении домашнего задания (p = 0,004), переживание социального стресса (p = 0,012), конфликтность (p = 0,018), присутствие фрустрации потребности в достижении успеха (p = 0,003). Вывод: Исследование показывает важность изучения характеристик эмоционального здоровья обучающихся, на основе результатов которого могут быть созданы программы профилактических и коррекционных занятий, направленных на улучшение эмоционального благополучия, так как от этого зависит успешность социального взаимодействия, адаптация учащихся к новым условиям и успеваемость.

Об авторах

Елена Валерьевна Казакова

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Минобрнауки России

Email: kaz-elena10@yandex.ru
кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии Высшей школы психологии, педагогики и физической культуры г. Архангельск

Елена Владимировна Киричатая

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Минобрнауки России

г. Архангельск

Людмила Владимировна Соколова

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» Минобрнауки России

г. Архангельск

Список литературы

  1. Архиреева Т. В. Структура и динамика изменения субъективного благополучия младших школьников // Царскосельские чтения. 2015. № 19. С. 342-345.
  2. Березняк Г. П. Сохранение эмоционального здоровья первоклассников в период адаптации в школе // Вестник Тульского ГПУ. 2016. № 3. С. 67-69.
  3. Гамова С. Н. Возможности укрепления эмоционального здоровья детей дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник КГУ. 2014. № 4. С. 80-91.
  4. Гончаров М. А. Эмоциональное здоровье и субъективное благополучие // Народное образование. 2017. № 4. С. 48-50.
  5. Гуткина Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. М.: МГППУ, 2002. 68 с.
  6. Зорина И. Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 47-50.
  7. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический портфель / под ред. Л. В. Агафьева [и др.]. СПб.: ГБС(К)ОУ Школа-интернат, 2013. 93 с.
  8. Коломинский Я. Л. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Минск: Университет, 1997. 327 с.
  9. Куликова Т. И., Нгуен Зиеп Нгок Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте: результаты исследования // Концепт. 2017. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnye-narusheniya-v-mladshem-shkolnom-vozraste-rezultaty-issledovaniya (дата обращения: 30.09.2020).
  10. Леус Э. В., Соловьев А. Г., Сидоров П. И. Диагностика девиантного поведения несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012. № 9. С. 268-278.
  11. Михайлина М. Ю., Нелюбова Я К. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально опасном положении. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. 64 с.
  12. Одарущенко О. И. Эмоциональное благополучие сотрудников МВД в системе охраны психического здоровья // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2015. № 6. С. 31-35.
  13. Одинцова В. В. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестник СПбГУ. 2014. № 6. С. 54-58.
  14. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка. СПб.: Речь, 2002. 108 с.
  15. Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития // Экология человека. 2008. № 2. С. 34-38.
  16. Попова С. И. Эмоциональное состояние ученика как объект внимания педагога // Вестник ПСТГУ. 2010. № 3. С. 21-30.
  17. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара: БАХРАХ, 1998. 672 с.
  18. Рахманов Р. С., Котова Н. В., Олюшина Е. А. и др. Состояние здоровья и умственная работоспособность школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов // Медицинский альманах. 2017. № 4 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-zdorovya-i-umstvennaya-rabotosposobnost-shkolnikov-obuchayuschihsya-v-usloviyah-raznoy-napolnyaemosti-klassnyh (дата обращения: 27.09.2020).0).
  19. Соломатина С. Г. Школа-интернат как институт социализации воспитанников // Научные ведомости Белгородского государственного университета. 2012. № 12. С. 168-171.
  20. Тарабакина Л. В. Эмоциональное здоровье как предмет социально-психологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 250-257.
  21. Фаустова И. В., Гамова С. Н. Эмоциональное благополучие ребенка-дошкольника как предпосылка развития его эмоциональной устойчивости // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 78-81.
  22. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношении к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ, 1982. С. 108-114.
  23. Heath S. Understanding feline emotions: and their role in problem behaviours. Journal of Feline Medicine and Surgery. 2018, 20 (5), pp. 437-444.
  24. Horwitz D. F., Rodan I. Behavioral awareness in the feline consultation: Understanding physical and emotional health. Journal of Feline Medicine and Surgery. 2018, 20 (5), pp. 423-436.
  25. Portnoy S. Unaccompanied asylum-seeking children and young people - Understanding their journeys towards improved physical and emotional health. Clinical Child Psychology and Psychiatry. 2020, 91 (6), pp. 341-347.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Казакова Е.В., Киричатая Е.В., Соколова Л.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».