INDICATORS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF VARIOUS SOCIAL GROUPS


Cite item

Full Text

Abstract

The results of research of some psychological and psychophysiological indicators of students of various social groups (orphan students and students from usual families) in the course of adaptation to university training have been presented. Assessment of psychophysiological parameters was carried out with application of the standardized, approved techniques (A. Bass and A. Darki's technique adapted by A. K. Osnitsky: attention assessment, a test for noise stability). The conducted research has revealed reliable differences in psychophysiological characteristics of the students from various social groups. "Verbal aggression", "sense of guilt" and "the aggression index" were significantly lower (by 10.0; 25.0 and 4.5 % respectively) in the orphan students in comparison with the girls from the usual families. Psychophysiological tests "Attention assessment" and "Noise stability" have revealed a low degree of noise stability in the examined girls of both groups. "Physical" and "indirect aggression" were significantly higher in the orphan students. The test "Noise stability" has identified lower indicators of response time in the orphan students (by 7 %) and the system lower functional level (by 8 %). The correlation analysis has shown the nature of the interrelation of noise stability and the students' individual and psychological features. The received results demonstrate the necessity of the students' adaptation processes monitoring for timely arrangement of medical-preventive actions.

About the authors

S V Notova

Orenburg State University

Orenburg, Russia

I E Alidzhanova

Orenburg State University

Email: inhip@mail.ru
кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник института биоэлементологии Orenburg, Russia

E V Kiyaeva

Orenburg State University

Orenburg, Russia

S S Akimov

Orenburg State University

Orenburg, Russia

References

  1. Агаджанян Н. А., Дегтярёв В. П., Русанова П. Е., Ермакова Н. В., Пономарёва В. В., Радыш И. В., Виленский М. Я., Гринина О. В., Кислицын Ю. Л., Неверова Н. П. Здоровье студентов. М. : Изд-во РУДН, 1997. 199 с.
  2. Агаджанян Н. А., Нотова С. В. Стресс, физиологические и экологические аспекты адаптации, пути коррекции. Оренбург : ИПК ГОУ ОГУ, 2009. 274 с.
  3. Бисалиев Р. В., Зубкова Т. Н., Кальной В. С., Миронова А. А. К вопросу об актуальности изучения проблемы агрессивного поведения у детей и подростков // Фундаментальные исследования. 2007. № 1 С. 77-78.
  4. Быков Е. В., Мекешкин Е. А., Казакова О. А., Чипышев А. В., Рязанцев А. В. Развитие психодинамических функций у учащихся младших классов с различным уровнем умственных нагрузок // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2009. Вып. № 39 (172). С. 19-23.
  5. Гудков А. Б., Соловьёва Н. В., Игнатьева С. Н. Недельная динамика умственной работоспособности студентов -медиков // Экология человека. 1996. № 5. С. 93-94.
  6. Евдокимов В. И., Губина О. И., Попов В. И., Бочаров В. В., Тупицын Ю. Я., Жук С. П. Методика оценки психического здоровья и показатели адаптации студентов ВГМА // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2005. Т. 4, № 4. С. 457-461.
  7. Елисеев Е. В. Помехоустойчивость как функциональная система, регулирующая психофизиологические механизмы адаптации спортсмена : дис.. д-ра биол. наук. Челябинск, 2001. 375 с.
  8. Ермолаев О. Ю. Матемaтическая статистика для психологов. М. : Флинта, 2003. 336 с.
  9. Литвинова Н. А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности : автореф. дис.. д-ра биол. наук. Томск, 2008. 25 с.
  10. Луковенко Т. Г. Профилактика агрессивного поведения детей-сирот в условиях детского дома : дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 218 с.
  11. Мантрова И. Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике. Иваново : Нейрософт, 2008. 210 с.
  12. Матвеева О. А., Львова Е. А. Влияние индивидуально-психологических особенностей подростков на успешность адаптации при переходе из средней школы в старшую // Школа здоровья. 2005. № 2. С. 26-39.
  13. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. М. : Наука, 1981. 278 с.
  14. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика. М. : Когито-Центр, 2008. 184 с.
  15. Палкина О. А., Гудков А. Б., Шаренкова Л. А. Динамика показателей сердечно-сосудистой системы студенток в течение пятилетнего обучения в вузе // Экология человека. 2007. № 2. С. 22-25.
  16. Петросиенко Е. С. Влияние типа функциональной межполушарной асимметрии на психофизиологическое состояние организма : дис.. канд. мед. наук. Москва, 2012. 117 с.
  17. Тюряпина И. В. Группы риска психической дизадаптации среди студентов-первокурсников вуза с различными типами акцентуации личности // Экология человека. 2014. № 3. С. 28-33.
  18. Шаренкова Л. А., Гудков А. Б., Голубева В. М. Состояние сердечно-сосудистой системы студенток технического вуза на первом и втором курсах // Экология человека. 2002. № 3. С. 17-20.
  19. Яковых Ю. В. Формирование помехоустойчивости у юных баскетболистов на этапе начальной спортивной специализации : дис.. канд. пед. наук. Тобольск, 2008. 156 с.
  20. Craig A., Anderson A., Brad J. Bushman Anderson Human Aggression // Annual Review of Psychology. 2002. Vol. 53. Р. 27-51.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2015 Human Ecology


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».