Взгляд на систему ценностей медицинских руководителей в рамках новой концепции ценностно-ориентированного подхода

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Организация современного здравоохранения базируется на ценностно-ориентированном подходе, суть которого состоит в улучшении результатов, важных для пациентов. Успешная реализация пилотных проектов в медицинской организации зависит от подготовки специалистов-руководителей, мотивации медицинского персонала, единства ценностных мировоззрений всего коллектива и его готовности внедрять управленческие инновации. Умение подбирать команды для запуска пилотных проектов — важная компетенция руководителя.

Цель. Исследовать понимание врачами сути ценностно-ориентированного подхода и их отношение к отдельным аспектам концепции для последующей разработки образовательных программ, а также методологических подходов к управлению медицинскими кадрами в целях реализации программ ценностно-ориентированного здравоохранения.

Материалы и методы. Был проведен контент-анализ публикаций, посвященных изучению понимания термина «ценность». На основании контент-анализа литературы были выделены ключевые идеи, отношение к которым было необходимо изучить. Авторская анкета-опросник содержала двадцать закрытых вопросов с простой и упорядоченной номинальными шкалами. В анкетирование включались руководители с опытом работы более 5 лет, совмещающие управленческую и клиническую практики. В исследовании приняли участие 69 специалистов Москвы и Московской области, работающих как в государственных, так и в частных медицинских организациях.

Результаты. Существует потребность разработки программ дополнительного профессионального образования по теме ценностно-ориентированного здравоохранения, в ней нуждаются 84% (n=58) врачей. По мнению врачей-руководителей, главными ценностями для пациентов являются доступность медицинской помощи, её качество и ответственное отношение медицинского персонала к своим обязанностям. 95,6% (n=66) врачей считает важным создавать ценности не только для пациентов, но и для медицинского персонала, такие как достойная оплата труда, уважение пациентов, возможность профессионального самосовершенствования. Ценности врача-клинициста и врача-руководителя могут не совпадать. Проблему недостаточных эффективности и качества лечения ощущают на себе 84% (n=58) опрошенных. Субъективная оценка пациента не должна служить единственным ориентиром при создании ценности его лечения.

Важно обучать врачей формированию у пациентов приверженности лечению и факторам, ее обуславливающим, например, совместному обсуждению вариантов лечения и медицинских технологий, удобных для пациента.

Заключение. В результате настоящего исследования впервые изучены новые и важные аспекты системы ценностей врачей и их отношения к ценностно-ориентированному подходу, к проблемам эффективности и качества лечения, к измерению показателей опыта пациента, к роли независимой оценки качества медицинских услуг, к путям и способам достижения приверженности пациентов лечению, а также к вероятным барьерам на пути внедрения данного подхода в практическое здравоохранение. С целью идентификации профиля потенциальных лидеров проектов предложен семантический дифференциал, описывающий ключевые параметры личности. Ориентация на ценности пациента невозможна без учета системы ценностей прочих участников системы здравоохранения. Понимание системы ценностей и ожиданий врача и его отношения к новым идеям является важным для реализации нового ценностно-ориентированного подхода и позволяет избежать ценностных конфликтов.

Об авторах

Юлия Александровна Зуенкова

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: zuenkova@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-3660-0476
SPIN-код: 2046-3170

доктор делового администрирования

Россия, Москва

Дмитрий Иванович Кича

Российский университет дружбы народов

Email: kicha_di@pfur.ru
ORCID iD: 0000-0001-6529-372X
SPIN-код: 5622-0128
Scopus Author ID: 343274

д.м.н., профессор

Россия, Москва

Список литературы

  1. Blackstone E.A., Fuhr J.P. Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results // Atlantic Economic Journal. 2007. Vol. 35, N 4. P. 491-501. doi: 10.1007/s11293-007-9091-9
  2. Porter M.E. What Is Value in Health Care? // New England Journal of Medicine. 2010. Vol. 363, N 26. P. 2477–2481. doi: 10.1056/NEJMp1011024
  3. EIT Health, Implementing Value-Based Health Care in Europe: Handbook for Pioneers. Режим доступа: https://eithealth.eu/wp-content/uploads/2020/05/Implementing-Value-Based-Healthcare-In-Europe_web-4.pdf. Дата обращения: 10.04.2022.
  4. Pottharst R. Personas of Leadership in Value-Based Care // NEJM Catalyst. – 2018. Vol. 4, N 4.
  5. Mate K.S., Rakover J. The Answer to Culture Change: Everyday Management Tactics // NEJM Catalyst. 2019. Vol. 5, N 2.
  6. Rokeach M. The nature of human values. New York: Free Press, 1973.
  7. Allport G.W., Vernon P.E., Lindzey G.A. Study of values: A scale for measuring the dominant interests in personality. Boston: Houghton Mifflin, 1960.
  8. Киселев В.Д. Смысловой драйвинг по целям и ценностям, заявленным клиентом // Стратегический менеджмент. 2015. №3.
  9. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of personality and social psychology. 1990. Vol. 58, N 5. P. 878.
  10. Schwartz S.H., Ros M. Values in the West: A theoretical and empirical challenge to the individualism-collectivism cultural dimension // World psychology. 1995. Vol. 1, N 2. P. 91-122.
  11. Трощенкова Е.В. Ценностный конфликт в коммуникативных ситуациях различного типа: влияние ценностных ментальных репрезентаций на стратегии общения // Вестник Пермского университета. 2012. № 2.
  12. Parsons T., et al. Values, motives, and systems of action // Toward a general theory of action. 1951. Vol 3, P. 247-275.
  13. Lippa J., Pinnock C., Aisenbrey J. What health care leaders need to do to improve value for patients // Harvard Business Rev. 2015. Vol. 3.
  14. Epstein S. Values from the perception of cognitive-experimental self-theory. In: Eisenberg N., Reykowski J., Staub E. Social and moral values: Individual and societal perspectives. Hillsdale: Lawrence Erlbaum, 1989. P. 3–22.
  15. Большая психологическая энциклопедия / под ред. Н. Дубенюк. Москва: Эксмо, 2007.
  16. Пригожин А.И. Цели и ценности. Новые методы работы с будущим. Москва: Дело АНХ, 2010.
  17. Тарасенко В. В. Принципы фрактальной логики // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. №. 1. С. 91–110.
  18. Schwartz S.H. Values and culture. In: Munro D., Carr S., Schumaker J. Motivation and culture. New York: Routledge, 1997. P. 69–84.
  19. Schwartz S.H. Beyond Individualism/Collectivism: New cultural dimensions of values. In: Kim U., et al. Individualism and collectivism: Theory, method, and applications. Newbury Park: Sage, 1994. P. 85–119.
  20. Bond M. Chinese values and the search for culture-free dimensions of culture // Journal of Cross-Cultural Psychology. 1987. N 18, P. 64.
  21. Федеральный закон Российской Федерации №323-Ф3 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». Режим доступа: http://www.rosminzdrav.ru/documents/7025-federalnyy-zakon-323-fz-ot-21-noyabrya-2011-g. Дата обращения: 10.04.2022.
  22. Федеральный закон № 256-ФЗ от 21.07.2014. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165899/. Дата обращения 10.04.2022.
  23. World Health Organization. Adherence to longterm therapies, evidence for action.Geneva: WHO, 2003.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Основные «держатели» (стейкхолдеры) ценностей на макро-, микро- и индивидуально-психологическом уровне.

Скачать (268KB)
3. Рис. 2. Концептуальная модель субъект – объектных взаимоотношений после внедрения концепции ЦОЗ.

Скачать (281KB)
4. Рис. 3. Уровень осведомленности врачей-руководителей о концепции ЦОЗ.

Скачать (88KB)
5. Рис. 4. Рейтинг ценностей, создаваемых в медицинской организации для пациентов, согласно мнению врачей–организаторов здравоохранения.

Скачать (132KB)
6. Рис. 5. Рейтинг ценностей, создаваемых в медицинской организации для врачей, согласно мнению врачей-организаторов здравоохранения.

Скачать (172KB)
7. Рис. 6. Возможные трудности при реализации проектов ценностно-ориентированного подхода.

Скачать (148KB)

© ООО "Эко-Вектор", 2021


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».